В рамках действующих военно-доктринальных установок главным вызовом, который стоит перед Соединенными Штатами в настоящее время и останется таковым на обозримую перспективу, является возродившееся соперничество между великими державами. К последним Вашингтон причисляет Москву и Пекин, тогда как члены «оси зла» и разные «изгои», судя по всему, представляют для нынешнего американского военно-политического руководства существенно меньшую опасность.
В такой ситуации основная нагрузка в сфере военного противодействия в рамках противостояния с указанными великими державами объективно ложится на авиацию и флот. При этом следует особо отметить тот факт, что в соответствии с географическими особенностями расположения двух главных соперников Соединенных Штатов, отделенных от них Атлантическим и Тихим океанами, летчикам американской Морской авиации, в особенности корабельным авиакрыльям, приходится решать даже намного более широкий круг задач, чем их коллегам из Военно-воздушных сил.
Однако авиация Военно-морских сил (ВМС) и в особенности Корпуса морской пехоты (КМП) США в последние годы испытывает комплекс проблем.
Из них наиболее серьезной, пожалуй, является достаточно старый парк самолетов, вертолетов и беспилотников, многие из которых к тому же еще и не в полной мере отвечают тем требованиям, которые предъявляет к авиационной технике современная война на море, да и не только на нем одном.
Явно же напрашивающееся решение этой проблемы, связанное с активной заменой авиапарка авиации ВМС и КМП, в действительности не является простым. Хотя бы с той точки зрения, что на решение этой задачи в течение следующих 30 лет потребуется выделить не менее 380 млрд долл. Об этом указывается в докладе The Cost of Replacing Today’s Naval Aviation Fleet, недавно обнародованном Бюджетным управлением Конгресса США. Причем необходимо подчеркнуть, что в указанную сумму не входят расходы на создание новых образцов летательных аппаратов (ЛА), расходы на техобслуживание поставленных в строевые части машин, их ремонт и модернизацию, а также на подготовку летного и технического персонала. А они вообще-то, как правило, существенно превосходят «чистую» закупочную стоимость летательных аппаратов (при том, что на протяжении последних 20 лет расходы на закупку новой авиатехники составляли четверть стоимости закупок всех видов вооружений и военной техники Министерства ВМС США, или 7% его совокупного бюджета).
Особо следует отметить и тот факт, что расходы на закупку новых образцов авиационной техники американское военно-морское министерство будет вынуждено осуществлять не равномерно, а с большими перепадами в объемах. Так, согласно представленной в докладе информации, если до середины 2030 года ежегодные расходы на закупку новых ЛА составят в среднем 11 млрд долл., а в период 2030–2032 годов – даже 7 млрд долл., то к 2038 году они, как считается, вырастут до 17 млрд долл. (возможно, будет даже поставлен рекорд за период с 1980 года), хотя затем упадут вновь (средний годовой бюджет на эти цели в 2034–2050 годы – 14 млрд долл.).
В то же время не исключено, что в действительности расходы даже превысят расчетные данные, поскольку может потребоваться замена и других – не принятых в расчет при подготовке доклада – машин (например, досрочная замена парка самолетов базовой патрульной авиации Р-8А может потребовать еще 35 млрд долл., что сделает ее пятой по счету самой дорогой программой Пентагона). Главная причина этого заключается в том, что именно на конец 2020-х годов придется смена 30-летних циклов, в рамках которых осуществляется почти полное обновление авиапарка ВМС и КМП.
Согласно данным, представленным в документе, по состоянию на 30 июня 2018 года, совокупная численность авиапарка авиации ВМС и КМП составляла 4026 пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов различного назначения. Средний возраст их при этом составлял 15,5 года, что на первый взгляд кажется вполне приемлемым. Но это не так. Даже если игнорировать тот факт, что среди эксплуатируемых американскими моряками и морпехами машин затесались ветераны, чей возраст перевалил за 60 лет, то при более внимательном изучении обстановки по классам и типам ЛА сразу становится ясно: ситуация по ряду позиций просто катастрофическая.
В частности, средний возраст знаменитых «вертикалок» AV-8B «Харриер II» (Harrier II, в переводе с английского означает «Лунь» – так называется род хищных птиц их семейства соколиных), которые пока еще составляют основу авиационной группировки американской морской пехоты, способной действовать с палуб десантных кораблей, составлял на указанную дату 22 года. Причем самая молодая машина имела на указанную дату 14-летний возраст, а самая старая – 28-летний. Да, с «неавианосцев» способны работать F-35B, но их на момент подсчета было только 58 единиц, тогда как AV-8B – 106.
Очень непростая ситуация сложилась и с главной ударной силой авиации флота и морской пехоты – палубными истребителями-бомбардировщиками F/A-18 «Хорнет» и «Супер Хорнет» (Hornet и Super Hornet; Hornet в переводе с английского – «Шершень»). Совсем старые модификации F/A-18A/B мы учитывать не будем (хотя их тоже еще немало – 72 машины, или чуть более 7% от общего парка «Шершней»), но и у «середнячков», машин модификаций F/A-18C/D (399 машин или 39,3% от общего парка), средний возраст уже составляет соответственно 25,6 и 25,4 года.
Причем самые старые из них и вовсе уже перевалили за 30-летний рубеж. К концу 2020-х годов средний возраст этих «ос-переростков» составит уже более 37 лет. По нынешним меркам это уже глубокие «старики». Да и самые молодые «Супер Хорнеты» (F/A-18E/F – 545 машин, или 53,6% от общего парка) к концу текущего десятилетия достигнут среднего возраста 21,9–24,2 года, а их самые старшие представители перевалят рубеж в 30 лет. К тому же не следует забывать о том, что самолеты авианосной авиации работают в одной из самых агрессивных сред на Земле – в море, где коррозия буквально съедает и более стойкие конструкции, чем самолеты.
Поступление же новейших палубных истребителей пятого поколения F-35B/C пока идет такими темпами, что заменять весь парк указанных выше машин придется очень долго, а ускорение этих темпов потребует выделения дополнительных средств. И решение Пентагона продолжить закупки «Супер Хорнетов» здесь ситуацию особо не спасает, поскольку не позволяет флоту и морпехам уйти от разнотипности своего авиапарка. Последнее – одна из приоритетных целей командования КМП.
«Наша стратегия всегда заключалась в том, чтобы прийти к одному типу самолета», – подчеркивал, в частности, в ходе слушаний, состоявшихся 4 апреля 2019 года в подкомитете по тактическим военно-воздушным и сухопутным силам (The Subcommittee on Tactical Air and Land Forces) комитета Палаты представителей Конгресса по вооруженным силам заместитель коменданта КМП по авиации генерал-лейтенант Стивен Раддер. В итоге это позволит прийти к ситуации, когда авиация КМП будет иметь один тип ударного самолета, один тип тренажера и одну систему техобслуживания, что должно существенно повысить эффективность и, возможно, снизить расходы. «Один тип самолета – это эффективно и доступно», – подчеркнул Стивен Раддер.
По словам генерала, командование КМП планирует к 2030 году перейти на один тип ударного самолета – F-35 «Лайтнинг II» (Lightning II, в переводе – «Молния»), который будет представлен в основном модификацией F-35B, способной осуществлять короткий взлет и вертикальную посадку, но морпехи также будут иметь в своем авиапарке и классические палубные истребители F-35C. Попытки реализовать промежуточное решение, наподобие «временных» закупок дополнительного количества F/A-18E/F, решить задачу перехода к однотипному парку не позволят.
Причем, согласно расчетам авторов доклада, в 2032 году придется начать закупку более совершенного самолета на замену F/A-18E/F по цене примерно 149 млн долл. за штуку. Предварительное изучение вопросов создания боевого самолета для завоевания господства в воздухе в рамках программы Next Generation Air Dominance американский флот ведет уже не менее трех лет. Такая машина сегодня условно обозначается F/A-XX, но какой она будет – пока не ясно (например, обсуждается возможность создания опционально-пилотируемого или даже полностью беспилотного варианта такого боевого авиационного комплекса). Возможно, что военные и вовсе просто купят еще полтысячи F-35C, хотя в 2041 году настанет очередь и F-35B/C, причем стоимость одного закупаемого им на замену самолета составит 195 млн долл. Хотя здесь скорее всего сначала будут все же реализованы программы модернизации этих машин, а не полной их замены.
В целом же на закупку палубных ударных самолетов в 2020–2050 годы придется 190 млрд долл., то есть половина всех спрогнозированных расходов на обновление парка авиации флота и морской пехоты США. Хотя ситуация в этом сегменте морской авиации на перспективу до 2050 года, по мнению авторов доклада, не совсем ясна и зависит от целого ряда факторов, не поддающихся точному прогнозированию. «К примеру, число и размеры авианосцев в будущем могут быть совершенно иными, что отразится на количестве и тактико-технических характеристиках тех летательных аппаратов палубной авиации, которые будут востребованы. Внедрение беспилотных летательных аппаратов, в том числе и корабельного базирования, также может самым непредсказуемым образом привести к изменению количества и типов летательных аппаратов в будущем авиапарке», – указывается в заключительной части доклада.
Подбираются к красной черте и возрастные показатели половины парка палубных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-2 (средний возраст E-2C на 2018 год – 16,7 года), тогда как самолеты Е-6В «Меркьюри» (Mercury, в переводе – «Меркурий») системы TACAMO, предназначенные для обеспечения резервной системы связи с атомными стратегическими подводными ракетоносцами, у которых средний возраст составляет 27,5 года, и самолеты радио- и радиотехнической разведки ЕР-3Е «Эриз II» (Aries II, в официальном переводе – «Овен», но может подойти и другой вариант – «Баран»), у которых средний возраст – 45,7 года, а самый новый из них имеет «за плечами» 26 лет службы, эту черту уже вполне себе уверенно преодолели.
Тревожная ситуация с военно-транспортными самолетами и заправщиками, где средний возраст «под 30» стал нормой, и чуть в меньшей степени – с учебными машинами. Зато превосходна ситуация с палубными самолетами РЭБ, представленными сегодня фактически одной моделью – EA-18G «Гроулер» (Growler, в переводе – «Ворчун»), да еще и конструктивно схожей с «Супер Хорнетом», что облегчает и удешевляет техническое обслуживание этих машин и подготовку для них летно-технического состава. Средний возраст «Гроулеров» – всего 5,3 года, хотя в 2030 году придется, судя по данным авторов упомянутого доклада, все же и на смену им начать закупки более совершенных машин по цене около 135 млн долл. за штуку.
А вот с тяжелыми транспортными вертолетами ситуация сложилась трагичная. А как ее можно охарактеризовать иначе, если средний возраст единственной винтокрылой машины этого класса, CH-53E «Супер Стэльон» (Super Stallion, в переводе – «Супержеребец»), составлял на 2018 год аж 30,2 года (к концу 2020-х этот показатель превысит 42 года), тогда как самый старый вертолет справил тогда и вовсе 37-летие. Да, на смену этим рабочим лошадкам уже создан новый вертолет, CH-53K «Кинг Стэльон» (King Stallion, в переводе – «Королевский жеребец»), но на указанную дату он у морпехов был в единственном экземпляре! Сколько времени и денег потребуется, чтобы заменить весь парк из полутора сотен машин, точно не ясно. Впрочем, согласно расчетам авторов доклада, в 2042 году придется начать закупку новых машин уже на замену CH-53K: стоимость замены каждого составит 120 млн долл.
В сложившейся ситуации американским генералам от морской пехоты и адмиралам в первую очередь, как представляется, следует опасаться не российских гиперзвуковых «Цирконов» или китайских противокорабельных «Дунфэнов» с маневрирующей (как считается) боеголовкой (речь о баллистических ракетах DF-21D), а собственных законодателей, которые просто могут отказать им в выделении всех вышеуказанных сумм – весьма немаленьких даже для огромного военного бюджета Соединенных Штатов.
Впрочем, необходимость в выделении серьезных финансовых средств на закупку новой авиатехники – это, как выясняется, не самое главное в деле обеспечения морякам и морпехам возможности эффективно решать задачи в рамках реализации стратегии противостояния великим державам. Дело в том, что ВМС и КМП банально не хватает летчиков – и пилотов, и техников. Причем речь идет не только об опытных пилотах и высококлассных техниках, а именно о нехватке летчиков как таковых вообще.
В частности, согласно данным, представленным в прошлом году Конгрессу специалистами Минобороны США, по состоянию на 2018 год морякам не хватало 1242 летчиков (пилотов, вторых пилотов/штурманов и специалистов по вооружению), что было связано с высокой текучкой кадров: в 2018 году флот покинули 611 летчиков, что на 31% превысило средний показатель за последние 10 лет (465 человек). Причем ежегодный выпуск таких специалистов составляет 255 человек. И это только в ВМС США.
Устранить «провал» Пентагон планирует к 2023 году, но тут одними долларовыми инъекциями будет не обойтись. Да и продолжение знаменитого «Top Gun» с Томом Крузом в главной роли здесь, как представляется, мало чем поможет, хотя первый фильм, как единодушно признают военные эксперты, оказал Министерству ВМС США колоссальную помощь в поднятии престижа службы летчиков Морской авиации и обеспечил стабильный приток желающих связать с ней жизнь.
Достаточно вспомнить, что, как указывалось в обнародованном 15 февраля 1980 года докладе The Navy’s Pilot Shortage: A Selective Bonus and Other Actions Could Improve Retention Главного бюджетно-контрольного управления США – так тогда называлась нынешняя Счетная палата, по результатам 1979 года в авиации ВМС США была зафиксирована 24-процентная нехватка летчиков. Однако после целого ряда мер, а также после выхода на экраны упомянутого фильма данную ситуацию удалось исправить.
Сегодня американские военные, судя по всему, пытаются вновь реализовать этот сценарий: деньги плюс наглядная агитация. В частности, в авиации КМП с 2018 финансового года приступили к выплате серьезных финансовых бонусов пилотам боевых машин нового поколения, таким как конвертопланы V-22 «Оспри» (Osprey, в переводе – «Скопа») и истребители F-35, которые соглашаются продлить свой контракт еще на несколько лет. Ежегодный объем таких бонусов составлял 40 тыс. долл. На 2019 финансовый год эту программу продлили, причем существенно расширив ее в части задействованных типов ЛА. Теперь в зависимости от квалификации летчика, типа ЛА и продолжительности нового контракта объем бонусов может достигать 35 тыс. долл.
А что делать, если, как явствует из доклада начальника управления оборонных возможностей и управления обороной Счетной палаты Джона Пендлтона, представленного в Конгресс в декабре 2018 года (Navy and Marine Corps. Rebuilding Ship, Submarine, and Aviation Readiness Will Require Time and Sustained Management Attention), в период с 2006 по 2017 финансовый год общая нехватка пилотов истребительной авиации КМП выросла с относительно приемлемых 6% до почти катастрофичных 24%.
Впрочем, в авиации ВМС, по данным Счетной палаты, ситуация обстоит не лучше: как указано в обнародованном в июне 2018 года докладе Military Personnel: Collecting Additional Data Could Enhance Pilot Retention Efforts, всего за пять лет, с 2013 по 2017 финансовый год, нехватка летчиков-истребителей там выросла с 12 до 26%. Это худший показатель по всем видам ВС США. Вот и приходится генералам и адмиралам раскошеливаться, чтобы не давать своим летчикам возможности даже подумать о «бегстве» в коммерческие авиакомпании. Будет ли от всего этого прок – покажет время.