Источник ТАСС в оборонно-промышленном комплексе выдал сенсацию. Новейший российский ударный вертолет Ка-52М получит ракету «воздух-поверхность», дальность которой достигает 100 километров. Это в 10 раз больше, чем ракеты, которыми оснащены отечественные «сухопутные» вертолеты Ми-28НМ и Ка-52, и в пять, чем дальнобойная ракета морского вертолета Ка-52К «Катран». Возможно ли такое?
Нам придется говорить о ракетном вооружении не только Ка-52М, но и Ми-28НМ, потому что в недавнем прошлом было принято решении об унификации вооружения этих двух вертолетов.
Итак, что мы имеем на настоящий момент? Оба вертолета оснащены двумя противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР) — «Атака» с дальностью до 6 километров и «Хризантема-М» с дальностью до 10 километров. Обе ракеты имеют двухканальную систему наведения — радиокомандную и лазерную.
При использовании «Хризантемы-М» при условии максимально возможной удаленности от цели вертолет недосягаем для ракет ПЗРК типа «Стингер», потому что зенитные ракеты ПЗРК имеет меньшую дальность. Однако вертолет может стать добычей комплексов ПВО малой дальности, поскольку их зона ответственности, как правило, достигает 20 км.
В случае же с использованием ПТУР «Атака» вертолет может подбить и ПЗРК.
Надо сказать, что американские конструкторы при создании вертолетной ПТУР AGM-114 Hellfire («Адское пламя»), которая используется в ударном вертолете McDonnell Douglas AH-64 Apache, исходили из принципа «разумной безопасности». Дальность этой ракеты — 11 км, этого достаточно, чтобы обезопасить вертолет от обстрела ПЗРК типа «Стингер» и «Игла».
Однако конструкторы корпорации «Тактическое ракетное вооружение» решили «отодвинуть» вертолеты от цели на расстояние, которое недоступно для ракет ЗРК малой дальности. Было принято решение об оснащении двух российских ударных вертолетов ракетой универсального тактического ракетного комплекса «Гермес». В этом семействе ракет есть наземные, воздушные и морские крылатые ракеты. Наибольшей дальностью в 100 км обладает наземный комплекс за счет того, что при запуске ракеты со стационарной пусковой установки используется мощный пороховой ускоритель.
Комплекс воздушного базирования называется «Гермес-А». Его дальность достигает 20 км. Он установлен на корабельной модификации Ка-52К «Катран». Максимальная скорость достигает 3 М, бронепробиваемость равна 1000 мм.
Однако было решено еще больше увеличить дальность стрельбы вертолетов Ка-52М и Ми-28НМ. И вот тут появляется загадочное «изделие 305», которое находится в разработке, но уже начинает испытываться. Об этом сообщает опять же источник ТАСС в ОПК. Он рассказал об испытании «изделия 305» в составе вертолета Ми-28НМ. В прошлом году дальность этой ракеты достигала 25 километров.
Вот что о ракете было известно год назад. На начальном этапе она летит под управлением инерциальной системы, для чего перед пуском в ее память вводятся координаты цели. Во время полета ракета передает на борт изображение цели при помощи телевизионной камеры. На финальном участке включается головка самонаведения. О ее типе не сообщается. Но поскольку «Гермес-А» предназначен для поражения не только бронетехники, но и наземных инженерных сооружений, то тепловой (инфракрасной) она быть не может. Значит, скорее всего, активная радиолокационная.
Вне зависимости от того, насколько дальность «изделия 305» больше, чем у ныне использующихся вертолетных ракет, можно сказать однозначно — эта перспективная ракета свидетельствует о качественном скачке, который сделали конструкторы противотанкового оружия. То есть оператору вооружения вертолета не надо сопровождать ее радиосигналом или же лазерным лучом до самого момента поражения цели. «Изделие 305» принадлежит к ракетам класса «выстрелил и забыл». После схода с пусковой установки ракета совершает полет в полностью автономном режиме.
Теперь другой источник ТАСС заявляет, что «изделие 305» способно улетать на 100 километров. То есть за год дальность ракеты учетверилась. Что же нам ожидать через год, через два… Впору голове закружиться от восторга.
Но при этом возникает вполне естественный вопрос: а как эту ракету можно запускать с использованием вертолетных прицельных систем? И тут обнаруживаются странности даже в случае с прошлогодней «модификации», имеющей дальность 25 километров.
Для того чтобы запустить ракету, пилоту вертолета необходимо увидеть цель. Даже в том случае, если наведение осуществляется не только радиокомандным методом или по лазерному лучу. Если ракета оснащена головкой самонаведения, которая (предположим такую возможность) захватывает цель сразу же после пуска ракеты. То есть в данном случае речь идет о 25-и километрах. Или же сразу же запускается инерциальная система наведения.
Визуально обнаружить цель на расстоянии в 25 км, и даже гораздо ближе, нереально. Тут необходима помощь электронных систем. В Ми-28НМ есть оптико-локационная система ГОЭС-451, и она же есть у Ка-52М. Система имеет два канала — телевизионный и тепловизионный. Позволяет обнаружить танк днем на расстоянии в 20 км и распознать его на расстоянии в 16 км. Ночью «зрение» хуже — обнаружение происходит на расстоянии в 16 км, распознавание — на 10 км. То есть в полной мере воспользоваться ГОЭС-451 для запуска «изделия 305» не представляется возможным.
Остается надеяться на РЛС. На Ми-28НМ это Н025, на Ка-52М — «Арбалет». Обе станции модернизировали, однако точные характеристики не раскрываются. Дальность у обеих РЛС до модернизации была примерно одинаковой 15−17 км. Но можно предположить, что в результате модернизации ее удалось довести до 25 км, чтобы станция могла обслуживать перспективную ракету «изделие 305». В противном случае не стоило и напрягаться, делая ракету, которая «частично» пригодна к использованию.
И вот теперь нам рассказывают о ракете, дальность которой будет достигать 100 километров. При том, что ее носитель способен обнаружить цель не далее отрезка в четверть этого расстояния.
Нет, конечно, и тут возможны варианты. Ударный вертолет может получать целеуказание от самолета ДРЛОиУ. Или от наземного командного пункта. Но кому нужен такой вертолет, который не в состоянии работать самостоятельно? Который можно посылать на задание лишь тогда, когда в воздух будет подняты самолеты специальной авиации, которые используются при проведении крупномасштабных воздушных операций.
Так что поверить источнику ТАСС не представляется возможным. Похоже, что он вдруг решил пересадить на вертолет наземную модификацию ракеты «Гермес», имеющую дальность в 100 км. Ну а это и вовсе выходит за границы логики, потому что эта ракета наводится по лазерному лучу. И, следовательно, вертолет должен для подсветки цели видеть ее, хоть видеть на таком расстоянии РЛС Ми-28МН и Ка-52М никак не могут.
Получается почти как у Маршака в стихотворении «Багаж»: за время пути ракета могла подрасти.
Военное обозрение: Авиационный позор: Россия не может поставить на крыло большие военные самолеты
Военные новости: Сербские истребители сопроводили самолет Шойгу