Собственно, а почему ударный вертолет Ми-24 в войсках прозвали «Крокодилом»? Доподлинной истории на этот счет, насколько известно, не существует, скорее всего, за некое внешнее сходство — вытянутый корпус, пузатое «брюхо» и хвост. Плюс невероятная мощь и агрессивность в атаке, испытать которые на себе мало кому захочется. Неофициальное название «Крокодил» прижилось именно во время Афганской войны, где Ми-24 активно участвовали в боевых действиях и прекрасно себя зарекомендовали (там же, к слову, получили прозвище «Грачи» штурмовики Су-25). И скажи сейчас человеку военному слово «крокодил», он в первую очередь подумает не об аллигаторах, а именно о вертолетах.
В армии США Ми-24 называют иначе: по классификации НАТО это Hihd — «Лань», из-за высоких скоростных качеств этого вертолета. Американцы, как следует из военных обозрений, всегда внимательно присматривались к этой боевой винтокрылой машине, а сейчас впервые использовали Ми-24 во время проведения своих учений.
Понятно, что не для последующих закупок, а в качестве имитации вертолетов потенциального противника. Два ударных вертолета Ми-24 (их закупили в Болгарии у которой они были на вооружении) были задействованы в ходе учений 55-й эскадрильи ВВС США в районе мексиканской границы для оценки возможностей своих летчиков во время воздушного боя. Заодно тестировали свой модернизированный вертолет версии Sikorsky HH-60G Pave Hawk, тоже, заметим, не самая свежая модель (первый полет в 1983 году), но в нынешней усовершенствованной версии.
В качестве достойного «противника» для своего HH-60G Pave Hawk американцы не случайно выбрали именно Ми-24 — он стал первым в мире вертолетом, вооруженным ракетами «воздух-воздух». И неоднократно их успешно применял. Известен уникальный случай, когда в 1982 году в небе над Ливией сирийский Ми-24 сбил израильский сверхзвуковой F-4 Phantom («Фантом»), который атаковал вертолет, но выдал себя излучением радара. «Крокодил» развернулся в воздухе и выпустил навстречу две ракеты «воздух-воздух» Р-60 с расстояния в 8 километров. Обе попали в цель.
В том же году уже иракский Ми-24 сбил «Фантом» принадлежащий Ирану. Победы над самолетами со стороны Ми-24 были зафиксированы и над американскими истребителями F-86 и штурмовиками А-37 в Никарагуа. К слову, именно ирано-иракская война, длившаяся с сентября 1980-го по август 1988 года, впервые в истории стала полем воздушного боя между вертолетами. В столкновениях в основном участвовали вертолеты Ми-24 и АН-1 «Кобра» при очевидном преимуществе именно «Крокодилов».
Сейчас американским военным летчикам предстояло в учебном воздушном бою попробовать «на зубок» такой «тертый калач», как вертолет Ми-24. В качестве потенциального противника «Крокодил» был выбран не случайно — он стоит на вооружении не только России, но и ряда других «недружественных» США стран, в том же Иране, Венесуэле, КНДР и прочих. Всего эксплуатантами Ми-24 (в том числе эго версии Ми-35) в разном количестве являются 60 государств. Сами США получили от Германии после распада Варшавского договора несколько таких вертолетов, используемых на учениях в качестве имитации вероятного противника и обучения стрелков-зенитчиков. На нынешних учениях использовались, как упоминалось, Ми-24 доставленные из Болгарии, как более «свежие». И именно для отработки воздушного боя между вертолетами.
Наш «старичок» (серийное производство началось с 1972 года), судя по отзывам в военных обзорах американской прессы и самих военных, не подвел и держался достойно. Американское издание The Aviationist (один из самых авторитетных сайтов в области военной авиации) опубликовало статью, в которой пишется, что «советско-российский ударный вертолет Ми-24, использованный во время Афганской войны, показал себя как высокоэффективная оружейная система». «Тренировки с использованием ударных Ми-24 — серьезный шаг вперед, который позволяет сделать выводы по поводу возможностей наших вертолетов, актуальности нашей тактики, применяемых процедур и вооружений», — цитирует издание представителя авиабазы США капитана Курта Уоллина. Один из летчиков 55-й эскадрильи Стивен Адамс, принимавший участие в учениях, добавляет: «Мы должны понимать, как нам действовать против той или иной угрозы в воздухе. Именно поэтому такие учения важны для нас».
В общем, достойную угрозу со стороны Ми-24 в США оценили, отметив при этом, что и их модернизированный Sikorsky HH-60G Pave Hawk показал себя во время проведенных учений очень хорошо. Тут нужно отметить такую деталь — управляли всеми вертолетами лишь американские летчики. Да и «воевали» они между собой без применения вооружений, то есть морального и физического давления со стороны противника. В реальном бою, да ещё при участии российских вертолетчиков, «результат» был бы явно не в пользу американских пилотов и их винтокрылых машин. Управляемые ракеты класса «воздух-воздух», которые способен нести Ми-24, позволяют вести воздушный бой против целей на удалении до 20 километров, что дает неоспоримое преимущество.
Еще одной из основных особенностей российского ударного вертолета — наличие бронирования. На Ми-24 это лобовые бронестекла, бронированные сидения и бронеплиты на бортах кабин летчика и оператора и на капотах двигателя. В Афганистане лобовое бронестекло «Крокодила» ни разу не было пробито, хотя пулевых отметин он получал при боевых вылетов немало. Наиболее эффективным средством противодействия вертолету стали ПЗРК «Стингер», которые США нелегально поставляли афганским моджахедам. Сейчас, к слову, американцы тоже «пристреливаются» к Ми-24 именно «Стингерами», понимая, что воздушный бой с ним «на равных» не принесет эффектной победы.
Ми-24 также может нести очень мощное и разнообразное вооружение. Полная боевая нагрузка может составлять до 2400 килограмм (боекомплект танка Т-72, для сравнения, весит меньше тонны). В Афганистане стандартная нагрузка Ми-24 состояла из двух блоков неуправляемых авиационных ракет, двух авиабомб ФАБ-250 и боезапаса для пушки или пулемета. И когда «Крокодил» ложился на боевой курс, душманы в панике разбегались — вид атакующего вертолета был ужасен, а огонь, как бы сказали сейчас американцы «всепроникающим».
В российской армии знают реальную цену этому вертолету — Ми-24 отлично зарекомендовал себя в Афганистане, во время двух чеченских войн, да и сейчас в Сирии эффективно поддерживает с воздуха российский контингент. Из построенных за все время 3500 этих вертолетов («Завод № 168» в Ростове-на-Дону и Арсеньевская авиационная компания «Прогресс») сейчас на вооружении ВВС России стоят около 100 Ми-24 различных модификаций, еще 30 числятся за авиацией ВМФ России, некоторое количество имеется в Росгвардии и пограничной авиации. Производство вертолета продолжается в версии Ми-24ВМ (Ми-35М) и он по прежнему востребован в войсках.
А ведь в самом начале своей воздушной «карьеры» творение советского конструктора Михаила Миля едва не отправили в «отставку». Причиной была достаточно негативная реакция на новый вертолет со стороны некоторых военных. Рассказывают, что тогда начальник Главного политического управления (ГлавПУР СА и ВМФ) генерал армии Алексей Епишев заявил: «Нужно посадить главного конструктора на вертолет и отправить на нем повоевать, чтобы он сам убедился какую ерунду предлагает». Михаил Леонтьевич Миль не дожил до начала эксплуатации и триумфа первого советского ударного вертолета, он умер от инсульта 31 января 1970 года. А вот его Ми-24 завоевал мировую славу.
Новости Сирии: Генсек ООН призвал прекратить войну в Сирии