Крупнейший на сегодняшний день в Казахстане автомобильный производитель "БИПЭК АВТО" взялся за создание АвтоВАЗ-овского детища Lada еще в далеком 2003 году. В тот момент Lada 4x4 собиралась на базе заводских площадей АО ?Азия Авто" в Усть-Каменогорске. За первую десятилетку с конвейера сошли более 35.000 экземпляров российских внедорожников казахской сборки, причем собирали их исключительно крупно-узловым методом.
В начале 2014 года стали появляться тревожные сообщения по поводу прекращения сборки Lada 4x4 на Усть-Каменогорском заводе, а еще через полгода, слухи стали реальностью. После того, как с конвейера сошла 100.000 юбилейная Лада, производство остановилось. Официальная версия гласила так, необходимо освободить рабочие площади для создания новых автомобилей. Оказалось, что в 2013 году АвтоВАЗ стал владельцем 25% акций "Азия Авто", а предпринятые меры, это не что иное, как попытка укрепить связи с Волжским заводом. Последствия для казахской площадки были плачевными, вместе с российским рублем, пострадал и рынок сбыта. На складах тихо пылились около 18.000 не реализованных автомобилей.
Не многим ранее, в 2013 году, в соответствии с государственной программой, на территории Усть-Каменогорска, началось строительство нового завода, где по задумке руководства планируется создать комплекс полного цикла автовазовских автомобилей, куда входят не только сборка машин, но и сварка, окраска, а также производство комплектующих деталей и так далее. Строятся планы на выпуск готовой продукции в количестве 120.000 автомобилей в год, из которых 70.000 должны будут отправиться в Россию. Первыми моделями должны быть Lada Kalina, Lada Granta и обновленная Lada 4x4, которая планировала появиться на свет не раньше 2017 года. Немногим позже появилась информация, что казахи, кроме Ижевского завода, также будут собирать Ладу Vesta.
Маркетинговый анализ показал, что производство АвтоВАЗ-овского продукта на просторах Казахстана имеет под собой вполне обоснованные факты и логическое продолжение. Население вполне лояльно относится к данной затеи, а автопарк страны состоит в основном из 40% ВАЗ автомобилей и полюс ко всему, строящийся автомобильный завод, это дополнительные рабочие места. Если быть точными, то в соответствии с государственной программой автомобильное предприятие автовазовской продукции полного цикла позволит 12.000 жителям Казахстана иметь стабильные рабочие места. Кроме этого, правительство рассчитывает на ежегодный прирост ВВП в размере $1.1 миллиард.
Стоит также отметить, что кроме пресловутой Lada, автомобильное объединение "БИПЭК АВТО" занимается производством автомобилей Skoda: Rapid, Superb, Fabia, Yeti, Octavia. Марка Chevrolet здесь представлена такими моделями как: Cruze, Captiva, Aveo, Orlando, Tracker и Malibu. Кроме этого на базе "Азия Авто" собирают линейку KIA: Mohave, Sorento, Cerato, Soul, Sportage, Optima, Cadenza, Carens, Cee'd, Rio HB, Quoris, Picanto и Carnival. Вся продукция, производимая на автозаводах в Усть-Каменогорске сертифицирована и соответствует международным стандартам ISO 9001:2008.
Относительно строящегося автомобильного завода полного цикла в Усть-Каменогорске по производству продукции АвтоВАЗ, по последней официально представленной информации, сделаны выводы, что подготовительный этап реализации проекта перешел в стадию разработки. Сегодня уже полным ходом работают подсобные производства стройматериалов, возводятся инженерные коммуникации, а производственная площадь в 523 Га разбита вертикальной планировкой. Кроме этого главы компаний "БИПЭК АВТО" и АвтоВАЗ разработали план сбыта производимой продукции.
Как и планировалось, в первую очередь Казахстан выйдет на российский рынок и первые автовазовские Lada будут реализованы в дистрибьюторских центрах расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке, об этом свидетельствует договор, заключенный между сторонами еще в 2014 году. Также планируется поставлять продукцию на автомобильные рынки стран ЕАЭС. О серьезности намерений свидетельствует подписание соглашения между ведущими менеджерами компаний "БИПЭК АВТО - Азия Авто" и АвтоВАЗ на встрече президентов Российской Федерации и Республики Казахстан 15 октября 2015 года состоявшегося в Астане.
Глава АвтоВАЗ Бу Инге Андерссон и председатель совета директоров "БИПЭК АВТО - Азия Авто", Анатолий Балушкин, обсудили совместное развитие рынка сбыта для Lada в станы: Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Монголия и Кыргызстан. Кроме этого подписанный договор между двумя сторонами позволяет не только сбывать продукцию в страны Центрально-Азиатского региона, но также предоставлять послепродажное обслуживание, заводской сервис и дистрибуцию комплектующих деталей.
Перспективы развития АвтоВАЗ на территории Казахстана вполне радужные, а как будет дальше, покажет время.