В правительстве начали формировать предложения по господдержке автопрома, которые будут обсуждаться на совещании с участием Владимира Путина 22 апреля. Об этом пишет газета "Коммерсант".
По данным источников издания, власти одобрили предложенную Минпромторгом отсрочку до декабря по уплате утильсбора для концернов, подписавших специнвестконтракты, хотя против этой идеи выступает Минфин. При этом вопрос прямой поддержки отдельных автопроизводителей чиновники не рассматривают.
Так называемый утилизационный сбор был введен для импортируемых автомобилей для защиты отрасли в 2012 году. После вмешательства ВТО сбор начали платить и местные заводы, но они, в отличие от импортеров, стали получать промышленные субсидии, сопоставимые с расходами на утилизационный сбор. Теперь их получают только подписавшие СПИК, но с учетом дифференциации по уровню локализации. Собеседники издания отмечают, что утильсбор занимает существенную долю в расходах автопроизводителей, и при практически нулевых поступлениях от операционной деятельности отсрочка позволит избежать сокращений персонала. Кроме того, автоконцерны могут получить компенсации утильсбора заранее, и эти деньги превратятся в беспроцентные кредиты.
Также в правительстве обсуждают необходимость обеспечения работы дилеров и производителей запчастей. Ранее в Минпромторге порекомендовали регионам разрешить работу автосалонов, но пока этой рекомендации последовали лишь в некоторых субъектах. При этом источники "Коммерсанта" признают, что само по себе открытие дилерских центров не поможет повысить спрос, так как в нынешних условиях люди просто не готовы покупать машины.
Конкретных мер поддержки спроса в правительстве пока не сформировали. Чиновники полагают, что программы льготного кредитования и лизинга не помогут поддержать продажи машин, которые заводы, возобновившие производство после простоя, отправляют в основном на склады. Единственным платежеспособным покупателем осталось государство, но госзакупки не смогут поддержать рынок легковых машин.
По мнению Владимира Беспалова из "ВТБ Капитала", сейчас автопром нуждается в краткосрочной поддержке, и отсрочка выплаты утильсбора даст компаниям возможность выплатить сотрудникам зарплаты, обязательные взносы и проценты по кредитам. При этом говорить о проблеме спроса пока рано, поскольку экономическая ситуация окончательно не прояснилась, считает Беспалов.
Глава "Группы ГАЗ" раскритиковал планы господдержки автопрома
Позднее президент "Группы ГАЗ" Вадим Сорокин заявил, что меры, предложенные Минпромторгом, не помогут решить проблему загрузки Горьковского автозавода ("ГАЗ") в условиях тотального падения спроса. "ГАЗ" возобновил производство на этой неделе, но в первый же день завод нарушил санитарные требования, введенные из-за эпидемии и был оштрафован.
"Минпромторг не предлагает мер, способных обеспечить загрузку крупнейшего в России производителя коммерческой техники в условиях тотального падения спроса. Из заказа на автомобили скорой помощи на 5,2 млрд рублей нам был выделен объем, который обеспечивает менее полутора дней работы конвейера",– заявил Сорокин РБК, уточнив, что в апреле предприятие загружено лишь на треть по сравнению с прошлогодними объемами, а на май и июнь заказов практически нет.
По словам Сорокина, отсутствие спроса грозит критическими последствиям как для предприятий "Группы ГАЗ" (35 тыс. сотрудников), так и для примерно 3,5 тыс. поставщиков (400 тыс. сотрудников).
Эффективной мерой поддержки Сорокин назвал госзаказ на автомобили и автобусы, необходимые социальным и муниципальным службам, а также городскому и сельскому хозяйству. "Это позволит запустить не только предприятия по выпуску конечной продукции, но и всю цепочку поставщиков, чтобы создать условия для вывода отрасли из кризиса", – считает Сорокин.