Наш динамичный и суматошный век тоже вносит свою лепту в опасное лихачество. Спешка, суета, стрессы, выбросы адреналина, алкоголь — это далеко не полный перечень, провоцирующий водителей на вдавливание педали газа в пол. Какой регион нашей необъятной страны не возьми, повсюду лихачит российский народ, презрев ограничения скорости и не боясь штрафов. Причем, как выяснили страховщики, виновниками дорожно-транспортных происшествий, в том числе из-за нарушения скоростного режима, чаще всего становятся водители от 30 до 34 лет (17% всех ДТП), управляющие подержанными автомобилями. «Речь идет о молодых людях, многие из которых являются кормильцами. Между тем, каждое одиннадцатое ДТП в России приводит к смертельному исходу. Число покалеченных, раненых, оказавшихся за бортом жизни оценивается примерно в 140 тысяч человек в год. В частности, в первом полугодии в РФ на дорогах погибли 5830 человек и получили ранения 72958 человек». Наиболее эффективной мерой по профилактике нарушений ПДД считаются штрафы.
«Самое частое регистрируемое правонарушение на дорогах России — это несоблюдение скоростного режима. В 2020 году штрафы за превышение скорости составили 85% от общего количества штрафов. При этом их количество увеличилось до 124 миллионов, на 23% больше по сравнению с 2019 годом. Так, в среднем, каждый автомобиль в России был оштрафован за сверхбыструю езду 2,5 раза в течение года. Такая тенденция говорит о том, что систематическое нарушение скоростного режима является нормой жизни для многих россиян. При этом именно данное нарушение является самой распространенной причиной аварий», — напоминает общественник Дмитрий Давыдов, автор проекта «20 идей по развитию России».
Если не решить эту проблему, можно будет поставить жирный крест на национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги», согласно которому к 2030 году показатели смертности на дорогах должны сократиться почти в 3 раза. Напротив, в нынешнем году наблюдается рост трагической статистики во многих регионах, в том числе в Приморском крае, в Забайкалье, в Коми, Башкортостане и и т. д. Это свидетельствует о недостаточности текущих антилихаческих мер.
Все, что нужно стране в этом важном вопросе — это только политическая воля для создания необходимой законодательной базы, сделать это можно только при активной поддержке государства.
Заметим, чиновники, ответственные за дорожную безопасность, включая заинтересованных лиц Минюста и Госавтоинспекции, готовят обновление Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), в который войдут несколько новых штрафов для водителей. Велика вероятность, что за систематическое нарушение ПДД (три и более нарушений за год) можно будет либо лишиться прав на 1,5 года, либо получить штраф на 30 тысяч рублей. Первая мера, похоже, направлена на мажоров, вроде небезызвестной Мары Багдасарян. У них, как говорится, куры денег не клюют, поэтому нужны меры запретительного характера.
Уважаемые читатели приглашаем принять участие в опросе. Опрос проводится на сайте «Свободная Пресса» и в нашей группе ВКонтакте.
«Анонсируя эти ужесточения, власть одновременно хочет отказаться от такой меры, как административный арест, — комментирует Давыдов. — Есть понимание, что необходимо гуманизировать законодательство, поскольку многие ДДП являются следствием непреднамеренных ошибок: не заметил знак, отвлекся на секунду, устал на работе, не выспался ночью… Именно поэтому необходимо в обязательном порядке оборудовать новые автомобили интеллектуальными ассистентами скорости, благо что сегодня эта задача технически решаемая».
Речь идет об интеллектуальной поддержке (еще обозначается, как ассистент) скорости, который в терминологии ЕС значится как Intelligent Speed Assistance, или ISA. Давыдов предлагает идти в ногу с передовыми стандартами безопасности на дорогах и законодательно обязать оснащение всех автомобилей в России системами интеллектуального ассистента скорости, завязанными на контролирующие подразделения ГИБДД.
Если дать, к примеру, 4 года на внедрение этого новшества в нашей стране, то времени хватит для адаптации как рынка, так и водителей. В принципе, можно ввести переходной период, начав с выборочного использования этих систем водителями групп высокого риска, таких как молодые люди, что сразу же даст высокий эффект, как это имело место в Норвегии. Думается, родители будут приветствовать данное решение, которое станет триггером и для более взрослых автолюбителей.
Поясним: Intelligent Speed Assistance — не просто дань технической моде или еще одна «золотая кнопка», якобы навязываемая автопроизводителями. Согласно исследованию Норвежского института экономики транспорта, оборудование ISA и алкозамки зажигания реально спасают жизни на дорогах, причем в значительных количествах. Оказывается, и среди норвежцев есть лихачи, пьяницы за рулем и пофигисты, наплевательски относящиеся к техническому содержанию своего автомобиля и уж тем более к ограничительным дорожным знакам.
Затем Европейская Обсерватория безопасности дорожного движения, основываясь на испытаниях ISA в Великобритании, пришла к выводу, что интеллектуальный ассистент скорости способен зафиксировать и устранить все нарушения скоростного режима, тем самым вдвое сократив число несчастных случаев со смертельным исходом. Показатели впечатляют, несмотря на критические отзывы так называемых «свободолюбцев на дорогах», которые категорически не хотят иметь в машине прибор, который за каждое превышение скорости «стучит» в дорожную полицию.
Вообще-то, практически все страны Старого Света, а также США и Австралия попробовали эти системы в рамках своих реальных исследований. Еврокомиссары так впечатлялись норвежским, британским, американским, австралийским и т. д. экспериментами, что приняли специальный регламент N 2019/2144 Европейского парламента и Совета Европейского Союза, согласно которому вводится понятие двух типов систем ISA — пассивной и активной.
В первом случае установленное оборудование работает в режиме предупреждения. При нарушении скоростного режима и других пунктов ПДД водитель информируется голосовым помощником. Во-втором случае, ISA сама притормаживает и даже останавливает в соответствии с дорожной обстановкой, например, страхует от удара в впереди стоящий транспорт.
Чтобы было понятно, что это за «прибор», который лихачи боятся видеть на своей машине, поясним: оборудованный ISA автомобиль имеет связь с навигацией GPS и радиомаяками. Технически это означает, что попробуй только нарушить скоростной режим или поехать на красный, в случае пассивной системы голосовой помощник вначале сделает предупреждение, а затем специальное оборудование оповестит дорожную полицию, а та сразу пришлет онлайн-штраф. Что особенно дисциплинирует, так это то, что контроль действует везде.
Учитываются и другие моменты, в том числе и погодные, и технические. В туман, в условиях плохой видимости, в гололед, в пургу, в дождь режим скорости будет адаптироваться под меняющуюся дорожную обстановку. ISA также контролирует износ и состояние шин, что считается второй по значимости проблемой с безопасностью. «Прибор», которого так боятся европейские лихачи, просто заблокирует зажигание, если сочтет, что покрышки «лысые», или давление — опасное.
«Интеллектуальные ассистенты скорости скоро помогут решить проблему пробок, — поясняет Дмитрий Давыдов. — Так, специалисты Школы транспорта и логистики Юго-Западного университета Цзяотун предлагают задавать водителям такие скорости, которые не допустят скопления машин у светофоров, тем самым снизить ДТП в перегруженных городах».
Учитывая все эти моменты, после июля 2022 года в Евросоюзе нельзя уже будет разрабатывать или презентовать новые автомобили без ISA, а еще через два года в Старом Свете вообще запретят продажу машин без интеллектуальных ассистентов скорости. России самое время взять этот опыт на вооружение.
Кстати, пассивные системы ISA не являются техническим вмешательством в конструкцию транспортного средства и могут без юридических препонов уже сегодня устанавливаться в сервисных центрах. А с учетом того, что за три серьезных нарушения ПДД могут лишить прав, голосовой помощник «ассистента скорости» образумит если не всех, то абсолютное большинство водителей.