Рынок подержанных легковушек в РФ встал — продажи перестали расти, наблюдается снижение спроса. Причину этого долго искать не нужно — автокредиты становятся недоступными, а собственных денег у большинства покупателей нет. К Новому году, после очередного повышений ставки рефинансирования Центробанка, продавцов ждёт неприятный сюрприз. А у тех граждан, кто имеет на руках собственные средства, наоборот, появятся интересные возможности.
Согласно данным агентства «Автостат», за десять месяцев 2023 года граждане РФ потратили на покупку легковых автомобилей 7,257 трлн рублей, что на 57% больше, чем за аналогичный период прошлого года. 33% этой совокупной суммы или 2,416 трлн рублей ушло на приобретение новых авто. Остальное — 4,841 трлн рублей — на подержанные.
Затраты на новые авто выросли почти в два раза — на 97%, на подержанные — меньше, всего на 43%. Однако всё это не означает, что народ взял и вынул из кармана 7,257 трлн рублей. Скорее, означенные цифры стоит рассматривать как данные об обороте рынка, не более того.
Как известно, чтобы купить что-то ненужное нужно сперва продать что-то ненужное. Реализовал человек свою машинку, положим, за 500 тысяч рублей, добавил ещё 300 тысяч рублей — купил другую. «Автостат» насчитал 1,3 млн рублей совокупных трат населения. Всех тех, кто участвовал в данных двух сделках. А недостающие деньги нынче принято брать в долг — «неуклонный рост благосостояния» практически не оставляет иных вариантов.
«Объем выданных автокредитов в России в январе-октябре 2023 года увеличился на 88% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и составил 1,03 трлн рублей. Это рекордный показатель объемов выдачи автокредитов в этом периоде за всю историю наблюдений.
В январе-октябре 2022 года было выдано автокредитов на 0,55 трлн рублей", — отчитывается Национальное бюро кредитных историй (НБКИ).
Данные по ноябрю пока отсутствуют, но там новых рекордов точно не будет. Собственно, всё начало замирать ещё в сентябре, после летнего повышения ставки ЦБ. А уж после 27 октября тем более.
Автокредиты — далеко не единственный способ изыскания недостающих денег. «Потребительские ссуды» столь же популярны, но и они очень сильно подорожали.
«Общий уровень интереса к приобретению автомобилей с пробегом остается высоким. В первые недели ноября число объявлений в сегменте выросло на 4,3% в сравнении с октябрем. Однако спрос в целом по РФ за неполный ноябрь снизился на 5,5% по сравнению с началом октября», — говорит управляющий директор «Авито Авто» Кирилл Вотяков.
Тут стоит добавить, что и в октябре по сравнению с сентябрём спрос тоже был ниже, и в сентябре — по сравнению с августом. Если вывести два графика — стоимости кредитов и уровня спроса — то между ними сложно не увидеть зависимости.
Есть ещё одна тенденция, которую отмечают все без исключения эксперты — смещение спроса в сторону более дешёвых авто.
А также рост популярности простых легковушек (и внедорожников), не обременённых хитрой электроникой и тонкой топливной аппаратурой. Причины этих двух тенденций очевидны. Почему с осени наблюдается резкое падение спроса на дизельные авто, тоже объяснять не стоит.
«Сейчас ситуация на рынке автомобилей с пробегом, действительно, не совсем радужная. Спрос упал, и в таком упадническом состоянии он находится уже примерно месяца полтора точно. Я бы даже сказал, с несколько негативным трендом — к последующему падению. Безусловно, в такие времена, когда идет падение спроса, авторетейлеры становятся более сговорчивыми и клиентам проще получать выгодные предложения. Но я не думаю, что это приведет к каким-то огромным распродажам.
Могу сказать на собственном опыте: мы попробовали снизить цены более радикально — для того, чтобы посмотреть, как это повлияет на спрос. И, честно говоря, не увидели никакой значимой корреляции. То есть рынок сейчас не очень хорошо реагирует, в том числе, и на снижение цен", — жалуется директор направления автомобилей с пробегом холдинга «Максимум» Александр Кустов.
Но то ли ещё будет! 15 декабря 2023 года состоится очередное заседание совета директоров Банка России, на котором, по мнению большинства экспертов, ставка рефинансирования будет повышена до 16% годовых. Или даже до 17%, есть и такие прогнозы.
Соответственно, вырастет стоимость всех кредитов и авторынок окончательно встанет. Точнее, на нём пойдёт откат в плане цен. По классике экономики — резкое преобладание предложения над спросом.
Огоньку хотят добавить и наши парламентарии — в Госдуме готовится законопроект о крупных штрафах за скрученный пробег.
«Практика скручивания пробега существует с тех пор, как его в принципе начали фиксировать. В России услуга скручивания пробега распространена довольно широко, особенно в салонах по продаже подержанных машин и у так называемых перекупов. Увы, число таких случаев лишь растет со временем», — говорит заместитель директора по рискам компании «Альфа-Лизинг» Дмитрий Кудрявцев.
То есть под прицелом, в первую очередь, означенные торговцы-перекупы и различные «автодилеры» — то же самое, но в автосалонах, где ещё год назад торговали новыми иномарками.
300 тысяч рублей с физических лиц и до миллиона — с компаний. Вроде как при многочисленных рецидивах даже сажать собираются — на срок до трёх лет включительно. Подобная практика есть в Германии, правда, там за решётку можно угодить всего на год. И то чисто теоретически.
«На официальные площадки вроде mobile. de авто со скрученными пробегами не выставляют — чревато. Вряд ли посадят, зато оштрафуют на такую сумму, что мало не покажется. Но есть поляки и турки, этим закон не писан. Власти в курсе, однако их особо не трогают. Местные у них по понятным причинам ничего не покупают, машины уходят в основном в Восточную Европу. А также через ряд стран вроде Армении и Казахстана в Россию. Все довольны и закон как бы не нарушается», — рассказывает бывший наш соотечественник Михаил.
В предвыборном пылу «заботы о народе» законопроект могут и принять, если надо Госдума всё делает предельно быстро — сразу в трёх чтениях. Прецеденты уже есть, причём весьма многочисленные.
Как несложно догадаться, после этого перекупщики начнут массово избавляться от авто со скрученными пробегами. В первую очередь по понятным причинам «распродажами» займутся автосалоны, причём это может начаться уже при внесении документа в Госдуму (пока этого ещё не произошло). Однако рынок един, и вслед за перекупами начнут сливать авто и другие продавцы. Пока цены окончательно не рухнули.
Вариант с ответственностью за обман, конечно, пока гипотетический, но 15 декабря 2023 года совет директоров Банка России вряд ли отменят. Да и те ставки по кредитам, что наблюдаются сейчас, уже, по сути, останавливают торговлю подержанными авто. Цены пока высокие, но покупателей нет. Так как важнейший экономический параметр под названием «покупательная способность населения» продолжает снижаться.