В отсутствии доступных новых автомобилей — цена на самую бюджетную «Гранту» де факто начинаются от 800−850 тысяч рублей — в целом небогатые россияне вынуждены покупать подержанные машины. По причине ремонопригодности и низких цен отечественная продукция на вторичном рынке самая популярная, однако год от года число этих аппаратов по сугубо естественным причинам уменьшается. По-хорошему, в Тольятти стоило бы вернуть на конвейер многие старые модели.
Согласно данным аналитического агентства «Автостат» на первом место по популярности среди подержанных авто по-прежнему у ВАЗ-2114. На рестайлинговую «девяточку» приходится 2,25% продаж, тогда как на Ford Focus, он на втором месте — 2,04% рынка.
Более-менее живую «четырнадцатую» — выпускалась до 2013 года — можно приобрести за 150 тысяч рублей. Машина будет на ходу, правда, руки приложить придётся. За 200 тысяч рублей можно найти уже практически беспроблемный вариант, за 250 тысяч — вообще в идеале. Разумеется, со скидкой на возраст.
По сравнению с ситуацией годом ранее доля рынка «бэушных» Ford Focus — в основном продаются машины второго поколения — упала аж на 15%. Ситуация с запчастями не самая позитивная, особенно в регионах, поэтому многие авто становятся на вечный прикол или разбираются на запчасти. Порог входа — 300 тысяч рублей, за эти деньги можно приобрести Focus-II с нормальными документами и более-менее на ходу. А далее — как повезёт…
Ford ушёл с российского рынка легковых автомобилей ещё в 2019-м. Решение, по большей части, было политическим — тогда точно так же поступил и GM. Но не только — Focus-III провалился во всех странах, в РФ он тоже не пошёл. Как по причине крайне высокой стоимости, так и сомнительной эстетики. Но ценник, бесспорно, был на первом месте, американцы тогда вчистую проиграли корейцам и даже немцам. Да и французам, в общем-то, тоже.
«Это был набор ошибок: от спорных дизайнерских решений, ввода роботизированной коробки передач до определения ценового сегмента модели. Народный автомобиль, локомотив продаж, Ford превратился в одну из самых слабых моделей. И рынок не простил такую ошибку — машина быстро уступила конкурентам: Volkswagen, Skoda, KIA, Hyundai», — объяснял тогда руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «Автоспеццентр» Александр Захаров.
«Подпитки» на российском рынке автомобилей Ford нет уже пять лет, идёт процесс естественного «сокращения популяции». Под разбор эти автомобили из-за границы тоже не особо везут — невыгодно. То есть ситуация с подержанными запчастями не сказать что безоблачная.
Дефицита пока особо нет, так как в РФ было продано несколько сотен тысяч Focus-II. Но многих уже и нет, а ряд деталей вроде «оригинального» переднего бампера (дорестайл) стали уже стоить совсем неприличных денег.
Корейцы — Kia Rio и Hyundai Solaris — удерживают третье и четвёртые места, но тоже теряют долю рынка. Хотя, конечно, не так сильно, как Ford. И, скорее, по другим причинам. Оригинальные запчасти пока есть, цены на них вполне вменяемые, поэтому нет никаких резонов избавляться от хороших легковушек. Тем более, что альтернатив-то и нет!
За Kia Rio второго поколения просят побольше — около 400 тысяч рублей. Но торг никто не отменял, особенно учитывая то, что покупательная способность населения неуклонно катится вниз. Правда, особо много не скинут, машина ликвидная и популярная, хотя 20−30 тысяч скостить вполне реально.
Hyundai Solaris первого поколения — от 500 тысяч рублей. Причём не стоит ожидать, что за эти деньги вам достанется отличный автомобиль, это, скорее, стартовая цена. Дороговато — и не очень понятно, за что нужно так много платить.
На пятки корейцам наступают «Приора» и «Нива», причём доля рынка компактного внедорожника уверенно растёт. Оно и понятно — он до сих пор производится и пользуется спросом. ВАЗ-2170 потихоньку становится меньше, авто сняли с конвейера в 2018 году, под давлением французов из Renault.
По идее, никто не мешает восстановить производство и «Приоры», и 2114. Машины можно сделать очень дешёвыми, в пределах 500 тысяч рублей. Собственно, данная идея появилась ещё в 2022-м, когда все мировые автоконцерны ушли из РФ. Но на заводе были против «народного» автомобиля.
«Хорошая попытка кого-то из почитателей бренда, но точно не наша», — опроверг тогда информацию о планах восстановления выпуска Lada Priora официальный представитель завода Сергей Ильинский.
Что это означает — непонятно. Но государственный «АвтоВАЗ», судя по всему, не собирается выполнять свою социальную функцию. А именно обеспечивать граждан РФ простыми, недорогими и надёжными автомобилями. Там явно нацелены «рубить бабло», продавая дорогие «Весты», на 80% собранные из импортных деталей, и прочую экзотику. Вроде «Нивы» за миллион рублей — дешевле этот советский автомобиль нынче не купить.
Более-менее приличная подержанная «Приора» обойдётся в 250 тысяч рублей и дороже, всё, что продаётся дешевле — хлам. Перебранные абы как моторы, выправленные после ДТП кузова, зашпаклёванные дыры от коррозии и прочие «радости жизни». Машина очень любима на Кавказе и у стритрейсеров, поэтому стоит быть вдвойне осторожным.
Найти стоковую подержанную «Ниву» ещё сложней, за 200−300 тысяч рублей нынче порой продают машины ещё советского выпуска. Но даже если у вас есть полмиллиона рублей, задача всё равно довольно нетривиальная. Во-первых, это будет авто, которому точно больше десяти лет. Во-вторых, очень велика вероятность нарваться на убитую на бездорожье технику, которую просто привели в заводской внешний вид. Если у вас нет опыта по данным машинам, лучше поискать родственника или знакомого, у кого таковой есть. Иначе точно обманут.
«Классику», а именно ВАЗ-2107 — что любопытное, седьмое место в рейтинге! — тоже нужно уметь выбирать. Ценовых ориентиров тут, на удивление, нет, рынок совершенно «дикий». Можно за 100 тысяч рублей купить авто, простоявшее 20−30 лет в гараже у дедушки, а можно — и самые настоящие гнилые дрова. «Пятёрки», «шестёрки» и «семёрки» очень любят гастарбайтеры, так как они недороги. Машина эксплуатируется в хвост и гриву, потом ей делают симпатичный внешний вид и продают доверчивому человеку. Так что если брать — только по знакомству, никак не иначе.
Девятое и десятые места — Toyota Corolla и Toyota Camry. Corolla, а в почёте недорогие — «вилка» 300−500 тысяч рублей. Самый желанный вариант — свежепривезённая «праворулька». Правда, таковых в эту цену нынче уже практически не найти.
Большая часть продаваемых в РФ старых Toyota Camry — бывшие корпоративные машины. Они уезжены в хлам, водители их не берегли — не своё. А владельцы фирм вовсю «кроили» на ремонте. Цены начинаются от 600−700 тысяч рублей за машину в 30-м кузове, но брать её не стоит. Собственно, брать Camry вообще не стоит, так как 99% предложения — как раз бывшие «казённые» авто. Зачастую их переписывают на физлиц, так как желающих брать технику у юрлиц нет. Иными словами, опасно.
Замыкает десятку победителей «Гранта» — наследница «девяточки». Десятилетняя обойдётся в 400 тысяч рублей, трёхлетка — не менее 700 тысяч рублей. Смысла, как несложно догадаться, никакого нет — проще найти ещё 100−150 тысяч рублей, пойти в автосалон и купить новую. А продавец пусть дальше пытается заработать сверхприбыли.