Почему в Белоруссии тамошний «Платон» — друг, а в России — лютый разбойник, орудующий на дорогах - «Авто» » Политический Эксперт

Почему в Белоруссии тамошний «Платон» — друг, а в России — лютый разбойник, орудующий на дорогах - «Авто»

¦

Обоснование на расширение системы «Платон» не только по федеральным, но и региональным дорогам, готовят в Минтрансе РФ.

Так, подведомственное министерству ФКУ «Дороги России» объявило конкурс на разработку финансово-экономической модели «создания и эксплуатации систем взимания платы» за проезд крупнотоннажных грузовиков по региональным и межмуниципальным трассам.

Поставщик должен комплексно обосновать цели и задачи создаваемой системы, представить предложения по ее архитектуре, расчеты затрат на создание, подсчитать возможные доходы от ее эксплуатации вплоть до 2042 года.

Заявленная предварительная сумма контракта — 87,3 млн руб., заявки на участие в конкурсе принимаются до 12 ноября.



Кстати, это не первая попытка распространить систему «Платон» на региональные дороги. Еще в июле 2025 года «Дороги России» заключили контракт стоимостью 73,1 млн рублей с Высшей школой экономики (ВШЭ) на анализ мирового опыта внедрения оплаты за причинение вреда дорогам и разработки концепции регионального аналога «Платона». Такая же концепция обозначена и в объявленном конкурсе.

Между тем, работа «Платона» нередко вызывает нарекания, в том числе из-за неправомерно фиксируемых нарушениях и выписываемых штрафах. Минувшей весной сибирские перевозчики даже направили письмо премьеру Михаилу Мишустину с просьбой отменить систему, поскольку количество сбоев превысило все разумные пределы.

Впрочем, в Минтрансе заявили, что решение о распространении «Платона» на регионы еще не принято, поскольку нужно оценить его «экономическое влияние», а для этого «необходимы исследование и моделирование». Представители ведомства также сообщили, что «большинство субъектов с обширной дорожной сетью» поддерживают внедрение у себя такой системы.

В министерстве заодно напомнили о поручении президента в адрес правительства, ЦБ, комиссий Госсовета «рассмотреть вопросы» о возможности для субъектов Федерации брать плату за проезд по региональным дорогам 12-тонных грузовиков.

Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин убежден, что распространение системы «Платон» на региональные трассы неминуемо и весьма существенно скажется на бюджете перевозчиков.

— Напомню, у нас в этом году юбилей «Платона» — систему ввели на федеральных дорогах 15 ноября 2015 года. Однако даже спустя десяток лет она так и не функционирует нормально.

«СП»: Что вы под этим подразумеваете?

— Перевозчикам то и дело приходят необоснованные штрафы. На ритмичности работы и четкости сказывается подчас работа систем РЭБ, которые противодействуют беспилотникам.

Случается некорректная работа приборов и многое другое. Все это не может не оказывать влияние на бизнес предприятий-перевозчиков.

На мой взгляд, пока еще преждевременно вводить какие-либо дополнительные поборы с перевозчиков — сначала нужно навести порядок с «Платоном» на федеральных трассах, чтобы система работала одинаково и не допускала промахов по весогабаритам и так далее. Чтобы существовала добросовестная конкуренция в этой сфере.

Можно точно сказать, если последует распространение на региональные дороги — возмущение может быть еще покруче, чем в 2015 году, когда дальнобойщики протестовали против «Платона».

«СП»: Насколько успешно удается оспорить неправомерно выписанные штрафы?

— Знаете, объективно никто не рассматривает вопросы справедливого отношения к выписанным штрафам, поскольку работа глушилок, РЭБ, создает дополнительные сложности. И никто нормально не хочет разбираться во всем этом.

«СП»: Выходит, чиновники не сделали должных выводов из протестов по «Платону»?

— Когда протесты утихли, они, видимо, посчитали свою задачу выполненной. И решили, что можно и дальше внедрять эту систему.

Но мы пытаемся довести до власти, что все эти штрафы, что выписываются перевозчикам, в конечном счете ложатся на потребителей. Поэтому нам хотелось бы справедливого отношения к проблеме и объективной оценки функционирования «Платона», а не отписок от чиновников, которые постоянно получаем.

Автоэксперт, бывший депутат Госдумы Вячеслав Лысаков убежден, что расширение использования «Платона» принесет только вред.

— Сложно сказать, будут ли эти планы реализованы, пока это похоже на зондаж общественного мнения.

По сути, взимание денег за «Платон» можно сравнить с пресловутым утильсбором — это практически деньги из воздуха. Хотя штрафы, которые прилетают перевозчикам от системы, нередко необоснованны, что признавал и Минтранс.


«СП»: Тем не менее, сомнительные штрафы по-прежнему прилетают.

— Мы так и не добились технического и законодательного решения проблем, возникающих в условиях боевых действий.

Не будем также забывать, что за проезд по региональным дорогам перевозчики в весенне-летний период оплачивают так называемые пропуска. Непонятно, что сейчас будет с этими пропусками — их включат в «Платон», добавят к нему или что-то еще предпримут.

Кроме того, есть трассы, которые дорогами являются весьма условно — например, федеральная автомобильная дорога А360 «Лена», летом превращающаяся буквально в месиво. За проезд по ней перевозчикам приплачивать надо, а с них деньги берут.

«СП»: Видимо, власти изыскивают всяческие способы пополнить бюджет.

— Но не такими же способами! Многие транспортные предприятия и без того находятся на грани выживания, а в случае новых поборов и вовсе закроются.

А ведь, не будем забывать, они заняты перевозкой товаров народного потребления. У многих загнется бизнес, люди останутся без работы, кто будет возить товары?

В таких инициативах мы видим проявление местечкового мышления высокопоставленными чиновниками, в отличие от той же Белоруссии.

Тамошний «Платон» действует только для иностранцев, со своих перевозчиков денег не берут. Это настоящий государственный подход. У нас же собственные предприятия обдираются по полной. Вот такая разница.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Обоснование на расширение системы «Платон» не только по федеральным, но и региональным дорогам, готовят в Минтрансе РФ. Так, подведомственное министерству ФКУ «Дороги России» объявило конкурс на разработку финансово-экономической модели «создания и эксплуатации систем взимания платы» за проезд крупнотоннажных грузовиков по региональным и межмуниципальным трассам. Поставщик должен комплексно обосновать цели и задачи создаваемой системы, представить предложения по ее архитектуре, расчеты затрат на создание, подсчитать возможные доходы от ее эксплуатации вплоть до 2042 года. Заявленная предварительная сумма контракта — 87,3 млн руб., заявки на участие в конкурсе принимаются до 12 ноября. Кстати, это не первая попытка распространить систему «Платон» на региональные дороги. Еще в июле 2025 года «Дороги России» заключили контракт стоимостью 73,1 млн рублей с Высшей школой экономики (ВШЭ) на анализ мирового опыта внедрения оплаты за причинение вреда дорогам и разработки концепции регионального аналога «Платона». Такая же концепция обозначена и в объявленном конкурсе. Между тем, работа «Платона» нередко вызывает нарекания, в том числе из-за неправомерно фиксируемых нарушениях и выписываемых штрафах. Минувшей весной сибирские перевозчики даже направили письмо премьеру Михаилу Мишустину с просьбой отменить систему, поскольку количество сбоев превысило все разумные пределы. Впрочем, в Минтрансе заявили, что решение о распространении «Платона» на регионы еще не принято, поскольку нужно оценить его «экономическое влияние», а для этого «необходимы исследование и моделирование». Представители ведомства также сообщили, что «большинство субъектов с обширной дорожной сетью» поддерживают внедрение у себя такой системы. В министерстве заодно напомнили о поручении президента в адрес правительства, ЦБ, комиссий Госсовета «рассмотреть вопросы» о возможности для субъектов Федерации брать плату за проезд по региональным дорогам 12-тонных грузовиков. Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин убежден, что распространение системы «Платон» на региональные трассы неминуемо и весьма существенно скажется на бюджете перевозчиков. — Напомню, у нас в этом году юбилей «Платона» — систему ввели на федеральных дорогах 15 ноября 2015 года. Однако даже спустя десяток лет она так и не функционирует нормально. «СП»: Что вы под этим подразумеваете? — Перевозчикам то и дело приходят необоснованные штрафы. На ритмичности работы и четкости сказывается подчас работа систем РЭБ, которые противодействуют беспилотникам. Случается некорректная работа приборов и многое другое. Все это не может не оказывать влияние на бизнес предприятий-перевозчиков. На мой взгляд, пока еще преждевременно вводить какие-либо дополнительные поборы с перевозчиков — сначала нужно навести порядок с «Платоном» на федеральных трассах, чтобы система работала одинаково и не допускала промахов по весогабаритам и так далее. Чтобы существовала добросовестная конкуренция в этой сфере. Можно точно сказать, если последует распространение на региональные дороги — возмущение может быть еще покруче, чем в 2015 году, когда дальнобойщики протестовали против «Платона». «СП»: Насколько успешно удается оспорить неправомерно выписанные штрафы? — Знаете, объективно никто не рассматривает вопросы справедливого отношения к выписанным штрафам, поскольку работа глушилок, РЭБ, создает дополнительные сложности. И никто нормально не хочет разбираться во всем этом. «СП»: Выходит, чиновники не сделали должных выводов из протестов по «Платону»? — Когда протесты утихли, они, видимо, посчитали свою задачу выполненной. И решили, что можно и дальше внедрять эту систему. Но мы пытаемся довести до власти, что все эти штрафы, что выписываются перевозчикам, в конечном счете ложатся на потребителей. Поэтому нам хотелось бы справедливого отношения к проблеме и объективной оценки функционирования «Платона», а не отписок от чиновников, которые постоянно получаем. Автоэксперт, бывший депутат Госдумы Вячеслав Лысаков убежден, что расширение использования «Платона» принесет только вред. — Сложно сказать, будут ли эти планы реализованы, пока это похоже на зондаж общественного мнения. По сути, взимание денег за «Платон» можно сравнить с пресловутым утильсбором — это практически деньги из воздуха. Хотя штрафы, которые прилетают перевозчикам от системы, нередко необоснованны, что признавал и Минтранс. «СП»: Тем не менее, сомнительные штрафы по-прежнему прилетают. — Мы так и не добились технического и законодательного решения проблем, возникающих в условиях боевых действий. Не будем также забывать, что за проезд по региональным дорогам перевозчики в весенне-летний период оплачивают так называемые пропуска. Непонятно, что сейчас будет с этими пропусками — их включат в «Платон», добавят к нему или что-то еще предпримут. Кроме того, есть трассы, которые дорогами являются весьма условно — например, федеральная автомобильная дорога А360 «Лена», летом превращающаяся буквально в месиво. За проезд по ней перевозчикам приплачивать надо, а с них деньги берут. «СП»: Видимо, власти изыскивают всяческие способы пополнить бюджет. — Но не такими же способами! Многие транспортные предприятия и без того находятся на грани выживания, а в случае новых поборов и вовсе закроются. А ведь, не будем забывать, они заняты перевозкой товаров народного потребления. У многих загнется бизнес, люди останутся без работы, кто будет возить товары? В таких инициативах мы видим проявление местечкового мышления высокопоставленными чиновниками, в отличие от той же Белоруссии. Тамошний «Платон» действует только для иностранцев, со своих перевозчиков денег не берут. Это настоящий государственный подход. У нас же собственные предприятия обдираются по полной. Вот такая разница.

СЛЕДУЮЩАЯ НОВОСТЬ ЧИТАТЬ

Теги

Поделиться

Статистика

4 просмотра
0 комментариев

Оценить

0
ПОХОЖИЕ НОВОСТИ
0 комментариев

Добавить комментарий


МЫ В ЭФИРЕ
ЭФИР
РЕКЛАМА У НАС
Сегодня искали
НОВОСТИ В ТРЕНДЕ
РЕКОМЕНДУЕМ
Реклама
«    Ноябрь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       

Архив новостей
Ноябрь 2025 (50)
Октябрь 2025 (76)
Сентябрь 2025 (75)
Август 2025 (71)
Июль 2025 (89)
Июнь 2025 (42)

...
Перейти ВВЕРХ
Рейтинг@Mail.ru