Главным российским экспортным товаром в этом году станет зерно. За неделю цены на отечественную пшеницу взлетели до 13,3 тысячи рублей за тонну, обогнав нефть. Почему это произошло и какие принесет последствия?
Все хотят есть
Пока фьючерсные нефтяные контракты тестируют очередные минимумы (в понедельник на Московской бирже Brent опустилась до 25,5 доллара за баррель), мировые цены на зерно идут вверх. Так, в Париже и Чикаго за неделю пшеница подорожала на 6,5-7%.
Аналогичная ситуация в России: за четыре дня закупочная цена выросла до 13,3 тысячи рублей за тонну, обогнав нефтяные котировки (цены на отечественную нефть Urals снизились до 12,9 тысячи за тонну).
Эксперты связывают это с тем, что страны, импортирующие зерновые, стараются как можно скорее пополнить запасы. Из-за коронавируса все больше государств закрывают границы, а некоторые вводят ограничения на продовольственный экспорт. Например, в понедельник в Киргизии временно запретили поставлять за рубеж пшеницу, муку, макароны, рис.
По данным Экспертно-аналитического центра агробизнеса, в 2018-м на Россию пришлось более 23% мирового рынка пшеницы. Сейчас этот показатель может еще увеличиться: из-за ослабления рубля российские товары стали выгоднее для иностранных покупателей, даже несмотря на то, что аграрии подняли цены.
К тому же один из главных конкурентов на международных зерновых рынках — Украина — вынуждена резко сократить экспорт. По прогнозу киевского Института аграрной экономики, из-за неблагоприятных погодных условий в 2020-м урожай зерновых и зернобобовых культур в стране упадет более чем на десять процентов — на 7,7 миллиона тонн, до 67,5 миллиона. В том числе урожай озимой пшеницы в этом сезоне окажется на 12,5% меньше прошлогоднего. В то же время «Русагротранс» повысил прогноз по зарубежным поставкам российской пшеницы в марте на 0,2 миллиона тонн — до 3,6 миллиона.
Альтернатива нефти
Говорить о том, что экспорт продовольствия полностью компенсирует потери от обрушения цен на нефть, не приходится: слишком велика разница в объемах. По данным ФТС, в прошлом году Россия поставила на зарубежные рынки 31,8 миллиона пшеницы и меслина (смесь пшеницы и ржи, обычно в пропорции два к одному) на 6,4 миллиарда долларов, в то время как сырая нефть принесла отечественным компаниям почти 121,4 миллиарда.
Но в правительстве понимают: продовольственный экспорт — один из главных драйверов роста зарубежной торговли. По словам главы Минсельхоза Дмитрия Патрушева, в 2019-м российские агропромышленные предприятия заработали на внешних рынках 25 миллиардов долларов. Это в два раза больше, чем у оборонки (порядка 13 миллиардов).
Россия продает аграрную продукцию в 160 стран, в том числе на Ближний Восток, в Азию, Африку, Европейский союз и СНГ. Важно продолжать инвестиции в сельское хозяйство, диверсифицируя экспортные доходы.
По мнению директора по аграрной политике НИУ ВШЭ Евгении Серовой, у России есть все шансы наладить поставки в платежеспособные страны Африки, такие, например, как Нигерия. Хорошие перспективы и в Латинской Америке, а с Венесуэлой и Бразилией уже достигли определенных договоренностей.
Стоит отметить, что в ближайшие годы на мировом рынке зерна могут сказаться климатические изменения. Почва зимой должна промерзать — это повышает воздухопроницаемость, и пожнивные остатки с органическими удобрениями быстрее разлагаются. В теплые зимы растения недополучают питательные вещества, урожайность снижается (с чем в этом году столкнулась Украина).
Чтобы расширить долю России на мировом рынке пшеницы, правительство намерено выделять средства на современную технику, повышение продуктивности и качества почв, а также ввести в оборот до 2030 года еще десять миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий. По расчетам Минсельхоза, это принесет аграрному сектору семь триллионов рублей добавленной стоимости в производстве.
Один из ключевых факторов успеха — транспортная инфраструктура. Поэтому во многих российских портах расширяют зерновые терминалы, а на железной дороге создают зерновые маршруты.
В середине марта агрофирмы, принадлежащие ВТБ, вместе с группой компаний «Агрико» открыли на Северо-Кавказской железной дороге зерновой маршрут. Состав из 52 вагонов с пшеницей отправился от станции Расшеватка и добрался до Новороссийского зернового терминала в 2,5 раза быстрее, чем при обычной повагонной транспортировке.
Участники проекта уверены, что такие маршруты разгрузят дороги и заметно ускорят поставки. Всего запланировали десять составов на 37 тысяч тонн зерна.
Главным российским экспортным товаром в этом году станет зерно. За неделю цены на отечественную пшеницу взлетели до 13,3 тысячи рублей за тонну, обогнав нефть. Почему это произошло и какие принесет последствия? Все хотят есть Пока фьючерсные нефтяные контракты тестируют очередные минимумы (в понедельник на Московской бирже Brent опустилась до 25,5 доллара за баррель), мировые цены на зерно идут вверх. Так, в Париже и Чикаго за неделю пшеница подорожала на 6,5-7%. Аналогичная ситуация в России: за четыре дня закупочная цена выросла до 13,3 тысячи рублей за тонну, обогнав нефтяные котировки (цены на отечественную нефть Urals снизились до 12,9 тысячи за тонну). Эксперты связывают это с тем, что страны, импортирующие зерновые, стараются как можно скорее пополнить запасы. Из-за коронавируса все больше государств закрывают границы, а некоторые вводят ограничения на продовольственный экспорт. Например, в понедельник в Киргизии временно запретили поставлять за рубеж пшеницу, муку, макароны, рис. По данным Экспертно-аналитического центра агробизнеса, в 2018-м на Россию пришлось более 23% мирового рынка пшеницы. Сейчас этот показатель может еще увеличиться: из-за ослабления рубля российские товары стали выгоднее для иностранных покупателей, даже несмотря на то, что аграрии подняли цены. К тому же один из главных конкурентов на международных зерновых рынках — Украина — вынуждена резко сократить экспорт. По прогнозу киевского Института аграрной экономики, из-за неблагоприятных погодных условий в 2020-м урожай зерновых и зернобобовых культур в стране упадет более чем на десять процентов — на 7,7 миллиона тонн, до 67,5 миллиона. В том числе урожай озимой пшеницы в этом сезоне окажется на 12,5% меньше прошлогоднего. В то же время «Русагротранс» повысил прогноз по зарубежным поставкам российской пшеницы в марте на 0,2 миллиона тонн — до 3,6 миллиона. Альтернатива нефти Говорить о том, что экспорт продовольствия полностью компенсирует потери от обрушения цен на нефть, не приходится: слишком велика разница в объемах. По данным ФТС, в прошлом году Россия поставила на зарубежные рынки 31,8 миллиона пшеницы и меслина (смесь пшеницы и ржи, обычно в пропорции два к одному) на 6,4 миллиарда долларов, в то время как сырая нефть принесла отечественным компаниям почти 121,4 миллиарда. Но в правительстве понимают: продовольственный экспорт — один из главных драйверов роста зарубежной торговли. По словам главы Минсельхоза Дмитрия Патрушева, в 2019-м российские агропромышленные предприятия заработали на внешних рынках 25 миллиардов долларов. Это в два раза больше, чем у оборонки (порядка 13 миллиардов). Россия продает аграрную продукцию в 160 стран, в том числе на Ближний Восток, в Азию, Африку, Европейский союз и СНГ. Важно продолжать инвестиции в сельское хозяйство, диверсифицируя экспортные доходы. По мнению директора по аграрной политике НИУ ВШЭ Евгении Серовой, у России есть все шансы наладить поставки в платежеспособные страны Африки, такие, например, как Нигерия. Хорошие перспективы и в Латинской Америке, а с Венесуэлой и Бразилией уже достигли определенных договоренностей. Стоит отметить, что в ближайшие годы на мировом рынке зерна могут сказаться климатические изменения. Почва зимой должна промерзать — это повышает воздухопроницаемость, и пожнивные остатки с органическими удобрениями быстрее разлагаются. В теплые зимы растения недополучают питательные вещества, урожайность снижается (с чем в этом году столкнулась Украина). Чтобы расширить долю России на мировом рынке пшеницы, правительство намерено выделять средства на современную технику, повышение продуктивности и качества почв, а также ввести в оборот до 2030 года еще десять миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий. По расчетам Минсельхоза, это принесет аграрному сектору семь триллионов рублей добавленной стоимости в производстве. Один из ключевых факторов успеха — транспортная инфраструктура. Поэтому во многих российских портах расширяют зерновые терминалы, а на железной дороге создают зерновые маршруты. В середине марта агрофирмы, принадлежащие ВТБ, вместе с группой компаний «Агрико» открыли на Северо-Кавказской железной дороге зерновой маршрут. Состав из 52 вагонов с пшеницей отправился от станции Расшеватка и добрался до Новороссийского зернового терминала в 2,5 раза быстрее, чем при обычной повагонной транспортировке. Участники проекта уверены, что такие маршруты разгрузят дороги и заметно ускорят поставки. Всего запланировали десять составов на 37 тысяч тонн зерна.