В ЦАГИ завершился первый цикл аэродинамических испытаний макета перспективного тяжелого транспортного самолета «Слон», который должен прийти на замену ветерану военно-транспортной авиации Ан-124 «Руслан».
В результате испытаний подтвердились все расчетные характеристики, заложенные в конструкцию планёра на этапе проектирования.
«Слон», создание которого началось в ЦАГИ в 2016 году по заказу Минпродторга, должен превзойти «Руслана». Вместо 120 тонн он будет поднимать в небо 150−180 тонн. С нагрузкой в 150 тонн дальность полета достигнет 7700 км на крейсерской скорости в 850 км/ч. При увеличении нагрузки до 180 т дальность сокращается до 4900 км.
Самолет будет оснащен четырьмя турбовентиляторными двигателями ПД-35 с тягой в 35 тонн, также перспективными. Когда «Слон» будет готов совершить первый полет, неизвестно. Но, конечно, не раньше, чем будет готов двигатель. А у него неблизкие перспективы.
В 2023 году будет готов демонстратор. А серийное производство ПД-35 на заводе «Пермские моторы», которых заждались как в военной, так и в транспортной авиации, планируется запустить в 2028 году.
Известные технические характеристики самолета таковы. Длина — 82 м, высота — 24 м, размах крыла — 88 м. Масса пустого самолета — 214 т, максимальная взлетная — до 500 т. Длина ВПП составляет 2,5−3 км.
В ЦАГИ разработали два варианта компоновки самолета. В первом случае фюзеляж имеет ширину 5,3 м, что позволяет оптимально размещать грузы в стандартных контейнерах. Второй вариант предусматривает перевозку колесной техники в два ряда, в связи чем фюзеляж расширен до 6,4 м. Предусмотрены два грузовых люка с рампами — передний и задний.
«Слон» будет способен перевозить до 400 солдат плюс 14 автомобилей «Тигр» или 5 САУ «Спрут-СДМ».
Все, что сейчас в ЦАГИ им. Жуковского сейчас делают со «Слоном», — это научные исследования. На их основе должна быть открыта опытно-конструкторская работа, которая будет выполняться в одном из самолетостроительных ОКБ. Выбор должен пасть либо на компанию «Ильюшин», либо «Туполев», поскольку для этих двух ОКБ создание транспортных самолетов, а также гражданских авиалайнеров является профильным делом.
Но более, конечно, для создания нового сверхтяжелого самолета подходит ОКБ Ильюшина. Именно здесь было выполнено сопровождение переноса серийного производства «Руслана» из Киева в Ульяновск. Однако, если верить официальным заявлениям самых высоких чинов как в Министерстве обороны, так и компании «Ильюшин», здесь перспективный сверхтяжеловоз «поместиться» никак не может. Потому что тут уже разрабатывают еще один самолет, который должен пойти на замену «Руслану». Это Ил-106, который также называется Сверхтяжелым военно-транспортным самолетом (СТВТС). А некоторое время назад у нерожденного самолета было еще одно название — «Ермак».
И это типичный долгострой. Тему нового тяжелого транспортника на ОКБ Ильюшина начали раскручивать еще в конце 80-х годов. Он должен был перевозить грузы весом до 80−100 тонн. Изготовление прототипа было намечено на 1995 год, государственные испытания — на 1997 год.
Однако этот проект был заморожен из-за прекращения финансирования. В начале этого десятилетия он вновь всплыл. И уже под новым именем — Ил-106. В 2014 году компания объявила о том, что началось эскизное проектирование. А спустя два года появилась конкретика. Существенные изменения по отношению к наработкам прошлого века произошли в части двигателей.
Раньше предполагалось оснащать самолет четырьмя турбовентиляторными двигателями НК-93, которые разрабатывались в самарском ОКБ Кузнецова специально для Ил-106. Двигатель должен был обеспечивать тягу в 18 тонн. Однако в связи с замораживанием проекта все работы в Самаре были прекращены.
Сейчас предполагается использование перспективного пермского двигателя ПД-24 с тягой в 24 тонны. Он должен быть создан на базе ПД-35.
С этими двигателями, их также четыре, Ил-106 буден способен поднимать в воздух 80−100 тонн. Дальность с максимальной нагрузкой должна достигать 5000 км.
Надо сказать, вырисовывается довольно странная картина. На одном самолетостроительном предприятии разрабатываются сразу два транспортных самолета, которые должны подойти к государственным испытаниям почти одновременно. Поскольку все упирается в готовность двигателей, которые должны быть готовы к установке на летные прототипы в 2025—2026 году.
«Слон» по своим летно-техническим характеристикам превосходит и Ил-106, и Ан-124. Но никто в компании «Ильюшин» не говорит о том, что программа Ил-106 закрывается. В декабре позапрошлого года генеральный конструктор компании «Ильюшин» Николай Таликов в интервью RT заявил: «На сегодняшний день Ил-106 записан в нашу программу, и мы приступаем к его созданию. Грузовая кабина Ил-106 будет такой же размерности, как у „Руслана“. На самолёте будут установлены новые двигатели, новая авионика и всё остальное. Создание Ил-106 будет шагом вперёд в деле обновления военно-транспортной авиации России. Ил-106 будет соответствовать всем современным требованиям и по пилотажному авиационному комплексу, и по ресурсу, и по перевозимым грузам. Таким образом, дискуссии по поводу необходимости воссоздания Ан-124 закончились. Мы приступаем к разработке самолёта Ил-106».
Потянет ли «Ильюшин» практически параллельно два столь грандиозных проекта? При том, что компания занимается созданием еще ряда необходимых и ВТА, и гражданской авиации самолетов. Это и легкий транспортник Ил-112, который должен заменить Ан-24, и пассажирский ближнемагистральный самолет Ил-114, производство которого восстанавливается на новой базе комплектующих, и средний транспортный самолет Ил-276, который должен вытеснить из ВТА «древние» Ан-12, и широкофюзеляжный лайнер Ил-496.
Но существует и более узкое место на пути от получения компанией «Ильюшин» ТТЗ до передачи потребителям готовой продукции. Это производство, мощности которого и сейчас полностью загружено. Два главных авиационных завода, которые работают на «Ильюшина», — Воронежский завод и Ульяновский завод «Авиастар». Несмотря на значительную потребность ВТА, а также специальной авиации в новых тяжелых транспортниках Ил-76МД-90А, эти самолеты производятся и со значительной задержкой относительно графика, и в небольших количествах. Серийным производством назвать этот процесс непросто.
Ну, и в конце концов производство двух сверхтяжелых самолетов станет чрезмерной нагрузкой для военного бюджета, который, похоже, после победы над коронавирусом будет еще больше урезан. Так что в обозримом будущем может быть принято решение о том, что один из проектов будет закрыт. И это будет в значительной степени зависеть от того, насколько хорош будет эскизный проект, выполненный в ЦАГИ. Либо «Слоном» пожертвуют, либо Ил-106.
Военное обозрение: «Сармат»: Шойгу пускает пыль в глаза
Военные новости: Оценена вероятность военного конфликта с участием США и НАТО из-за коронавируса