Россия отказалась от бензина за 28 рублей - «Экономика» » Новости - Мира
Наука
  • Фото: wikipedia.org Чарльз Дарвин Речь идет о случайности мутаций, как доказывал эволюционист. Однако новое...
  • Фото: Getty Images Илон Маск На данный момент бизнесмен ищет способы удешевить грандиозный проект по освоению Красной...
  • Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
  • «Новости - Мира»
    Россия отказалась от бензина за 28 рублей - «Экономика»
    13-05-2020, 08:52
    Экономика
    Редактировать


    Среди экспертов нефтегазового российского рынка крепнет убеждение, что уже в июне россияне могут столкнуться с дефицитом горючего на автозаправках, при этом бензин и дизель резко подорожают.

    В подтверждение своей точки зрения сторонники этого мнения приводят следующие соображения.

    Во-первых, совместный приказ Минэнерго и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) позволили нефтяникам вдвое снизить объемы обязательной биржевой реализации моторного топлива в период с 1 мая по 30 июня с.г. Это было сделано для того, чтобы компании смогли вывозить больше бензина и дизеля за границу (в том числе на Украину), поскольку спрос на внутреннем рынке из-за карантина сильно упал. Соответственно, из-за переизбытка предложения оптовые цены на бирже обвалились, в результате чего нефтяникам приходилось продавать топливо внутри страны дешевле себестоимости. По оценкам компании «Аналитика товарных рынков» в середине апреля каждая тонна топлива приносила им более двух тысяч рублей убытка.

    Во-вторых, в апреле нефтеперерабатывающие заводы стали традиционно останавливаться на ремонт, однако многие из них сейчас сообщают о продлении «ремонтной паузы» до лета. По этой причине, свидетельствуют данные ЦДУ ТЭК, в апреле производство бензина сократилось на 20% (с 648 тысяч тонн до 515,8 тысячи), а дизеля — на 10% (с 1,45 миллиона тонн до 1,3 миллиона).



    Тем временем РИА Новости сообщает, что топливные биржевые котировки стабильно растут. Так, с 24 апреля по 8 мая на СПбМТСБ бензин АИ-92 подорожал с 37 915 до 41 154 рублей за тонну, а дизель — с 42 687 до 44 204 рублей. Непосредственно 8 мая АИ-92 прибавил в цене еще почти 3%, дизель — 1%. А цены на АЗС, предупредили издание эксперты, повторяют динамику топливных бирж с отставанием в две-три недели.

    Из этих соображений следует, что на излете последней декады мая ценники на исчезающий бензин на автозаправочных комплексах должны существенно возрасти, хотя по логике должны были давно упасть.

    Министр энергетики России Александр Новак обещал, что при любом развитии ситуации дефицита топлива в России не будет. «Чтобы в будущем не допустить несоразмерного сокращения предложения на рынке нефтепродуктов, Минэнерго России в режиме реального времени мониторит ситуацию с наличием необходимых запасов топлива во всех регионах страны. При любом развитии ситуации мы гарантируем, что дефицита не будет», — заявлял он.

    На фоне усилившегося падения доходов из-за режима самоизоляции и без того нищающего населения это выглядит, честно говоря, пугающе.

    «Насколько реален этот пессимистичный прогноз, и почему бензин в России не опускается до 28 рублей за литр?» — поинтересовалась «СП» у своих экспертов.

    — Большая часть этих соображений, на мой взгляд, вполне рациональна, — отметил доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов. — Но более важно немного другое. Дело в том, что в России ценообразование моторного топлива, в основном — бензина, довольно сильно регулируется, и в его стоимости примерно 70% составляют разного рода сборы. При этом важно отметить, что концептуально у нас налогообложение топлива такое же, как и в благополучных западных странах. Но если при этом временами бензин в США стоит гораздо дешевле, чем у нас, хотя доходы граждан там не в пример выше, то в России он просто обязан вносить весомый вклад в дело пополнения бюджета.

    Кроме того, надо учесть еще и тот факт, что ситуация с закрытием нефтеперерабатывающих заводов на профилактический ремонт сама по себе вообще-то не уникальна, это происходит каждый год примерно в одно и то же время. Но сейчас на эту стандартную ситуацию наложился невиданный ранее фактор — ограничительные меры из-за эпидемии коронавируса.

    По грубым подсчетам, из-за этого в разных регионах страны падение спроса на топливо составило 40−60%. А надо отметить, что сейчас автозаправочный бизнес сам по себе далеко не так рентабелен, как это было, скажем, в девяностые годы или в начале нулевых, так что такое падение объемов для автозаправок, по сути, критично. А затраты АЗС в виде аренды и прочих технических платежей никуда не делись. Следовательно, для того, чтобы элементарно выжить и компенсировать свое выпадение доходов, какую-то лепту в стоимость моторного топлива внесут сами АЗС.

    «СП»: — То есть учитывая, что монетарные власти уже включают печатный станок, чтобы компенсировать выпадающие потери бюджета от низких цен на нефть, выходит, рост топлива в цене неизбежен? Как сильно в таком случае может подорожать бензин?

    — Полагаю, базовым сценарием для российского рынка топлива является в настоящее время медленный рост цен на бензин и дизель. Правда, совсем уж большого их увеличения ждать все же, полагаю, не придется. Хотя бы потому, что Федеральная антимонопольная служба достаточно жестко контролирует ситуацию. Думаю, рост цен на бензин будет примерно соответствовать уровню инфляции.

    «СП»: — Здесь хотелось бы уточнить, какую именно инфляцию вы имеете в виду — официальную, на уровне 3−4%, или все же реальную, размер которой исчисляется уже тремя-четырьмя десятками процентов, о чем наглядно свидетельствуют изменившиеся в период приказной самоизоляции населения ценники в магазинах?

    — Скорее всего, моторное топливо вырастете в цене на некий средний между этими двумя показателями уровень. Инфляция — это вообще ведь отдельная тема. Вы будете смеяться, но исчерпывающей научной теории инфляции, которая хорошо бы объясняла происходящие при ней процессы, не существует. Есть несколько теорий, но ни одна из них картину полностью не описывает. Так что на бытовом уровне инфляцию понять проще пареной репы, а вот на научном уровне — это уже проблема. Потому что инфляция на самом деле индивидуальна как для каждого человека в отдельности в зависимости от его потребительской корзины, так и для конкретных предприятий в зависимости от рода их деятельности.


    Смягчение ограничений, конечно, могло бы сгладить остроту проблемы, резюмировал Сергей Хестанов, но сложность заключается в том, что сейчас очень трудно прогнозировать, как надолго может растянуться процесс вывода экономики из режима остановки. Принимая во внимание, что президент в своем последнем телеобращении к россиянам отдал этот вопрос на откуп региональным властям (которые еще за несколько дней до этого эфира объявили о продлении режима самоизоляции как минимум до конца мая), становится очевидным, что быстрым этот процесс явно не будет.

    Так что автолюбителям, пожалуй, уже стоит морально готовиться к росту цен на топливо, раз уж их чаяния на удешевление бензина с дизелем не оправдались.

    А ведь была у России шикарная возможность на фоне рекордного за всю историю падения нефтяных котировок (в моменте даже до отрицательных величин) завезти в страну солидные объемы моторного топлива по средней стоимости в районе 28 рублей за литр.

    Однако правительство, напомним, решило запретить импорт нефтепродуктов в Россию, чтобы предотвратить поставки дешевого иностранного бензина. Методы, которые выбрал для этого кабмин, остались за скобками, но при этом, по словам Дмитрия Пескова, если какая-то схема в России действует, то, вероятно, глава государства согласен с этим. «Было бы странно, если бы в России действовала схема, с которой он (президент — ред.) не согласился», — добавил пресс-секретарь Владимира Путина.

    Но надежда, как известно, умирает последней, и россиянам, похоже, остается уповать только на то, что регуляторы каким-то чудом сработают на опережение ситуации и что-то дадут нефтяникам взамен на удержание цен на заправках в существующих пределах.

    — Появление информационных поводов с общим посылом «все пропало, бензин подорожает» может быть инициировано самими нефтяными компаниями с целью спровоцировать президента на некий торг, — предположил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. —  Мы, дескать, согласны не повышать цены на бензин, но вы, Владимир Владимирович, нас поймите тоже — у нас экономика не бьется, цены упали, так что дайте нам, пожалуйста, какие-то дополнительные плюшки, бонусы и привилегии.


    «СП»": — Почему президента надо провоцировать на торги, а не, например, министра энергетики? Помнится, именно в недрах кабмина проходил последний «большой торг» нефтяников с правительством, когда Дмитрий Козак в режиме «кулаком по столу» договаривался с ними о сохранении цен на автозаправках.

    — В России зачастую глава какой-нибудь нефтяной компании по своему неформальному аппаратному весу может значительно превосходить министров, в том числе и энергетики. Так что единственный, кто способен надавить на нефтяников, заставляя их в ручном режиме сдерживать цены на автозаправочных комплексах, это наш президент, да и то скорее непублично.

    «СП»: — А если этот торг не сработает? Если гарант Конституции не внемлет этим доводам, получается, цены взвинтят резче и выше?

    — На прямую конфронтацию с президентом, конечно, вряд ли кто-то из нефтяников отважится, но попробовать-то поторговаться можно. Тем более что тема цен на бензин для государства очень болезненна, поскольку «в верхах» считается — если что и может спровоцировать в стране сильное социальное напряжение, так это рост стоимости ценников на автозаправках.

    Конечно, хочется верить в слова эксперта и надеяться на то, что власть придет к некоему консенсусу с «бензиновыми королями», в результате чего ценники на АЗС останутся в существующих пределах. Только разу уж власть не испугали грядущие финансовые потери граждан от включения печатного станка, не пустит ли она на самотек и ситуацию с ценами на бензин ради пополнения резко отощавшего бюджета? Вопрос пока остается открытым.

    Новости экономики: Путин поручил Мишустину и губернаторам разработать план восстановления экономики

    Проблемы экономики: Сечин требует у Мишустина льгот


    Среди экспертов нефтегазового российского рынка крепнет убеждение, что уже в июне россияне могут столкнуться с дефицитом горючего на автозаправках, при этом бензин и дизель резко подорожают. В подтверждение своей точки зрения сторонники этого мнения приводят следующие соображения. Во-первых, совместный приказ Минэнерго и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) позволили нефтяникам вдвое снизить объемы обязательной биржевой реализации моторного топлива в период с 1 мая по 30 июня с.г. Это было сделано для того, чтобы компании смогли вывозить больше бензина и дизеля за границу (в том числе на Украину), поскольку спрос на внутреннем рынке из-за карантина сильно упал. Соответственно, из-за переизбытка предложения оптовые цены на бирже обвалились, в результате чего нефтяникам приходилось продавать топливо внутри страны дешевле себестоимости. По оценкам компании «Аналитика товарных рынков» в середине апреля каждая тонна топлива приносила им более двух тысяч рублей убытка. Во-вторых, в апреле нефтеперерабатывающие заводы стали традиционно останавливаться на ремонт, однако многие из них сейчас сообщают о продлении «ремонтной паузы» до лета. По этой причине, свидетельствуют данные ЦДУ ТЭК, в апреле производство бензина сократилось на 20% (с 648 тысяч тонн до 515,8 тысячи), а дизеля — на 10% (с 1,45 миллиона тонн до 1,3 миллиона). Тем временем РИА Новости сообщает, что топливные биржевые котировки стабильно растут. Так, с 24 апреля по 8 мая на СПбМТСБ бензин АИ-92 подорожал с 37 915 до 41 154 рублей за тонну, а дизель — с 42 687 до 44 204 рублей. Непосредственно 8 мая АИ-92 прибавил в цене еще почти 3%, дизель — 1%. А цены на АЗС, предупредили издание эксперты, повторяют динамику топливных бирж с отставанием в две-три недели. Из этих соображений следует, что на излете последней декады мая ценники на исчезающий бензин на автозаправочных комплексах должны существенно возрасти, хотя по логике должны были давно упасть. Министр энергетики России Александр Новак обещал, что при любом развитии ситуации дефицита топлива в России не будет. «Чтобы в будущем не допустить несоразмерного сокращения предложения на рынке нефтепродуктов, Минэнерго России в режиме реального времени мониторит ситуацию с наличием необходимых запасов топлива во всех регионах страны. При любом развитии ситуации мы гарантируем, что дефицита не будет», — заявлял он. На фоне усилившегося падения доходов из-за режима самоизоляции и без того нищающего населения это выглядит, честно говоря, пугающе. «Насколько реален этот пессимистичный прогноз, и почему бензин в России не опускается до 28 рублей за литр?» — поинтересовалась «СП» у своих экспертов. — Большая часть этих соображений, на мой взгляд, вполне рациональна, — отметил доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов. — Но более важно немного другое. Дело в том, что в России ценообразование моторного топлива, в основном — бензина, довольно сильно регулируется, и в его стоимости примерно 70% составляют разного рода сборы. При этом важно отметить, что концептуально у нас налогообложение топлива такое же, как и в благополучных западных странах. Но если при этом временами бензин в США стоит гораздо дешевле, чем у нас, хотя доходы граждан там не в пример выше, то в России он просто обязан вносить весомый вклад в дело пополнения бюджета. Кроме того, надо учесть еще и тот факт, что ситуация с закрытием нефтеперерабатывающих заводов на профилактический ремонт сама по себе вообще-то не уникальна, это происходит каждый год примерно в одно и то же время. Но сейчас на эту стандартную ситуацию наложился невиданный ранее фактор — ограничительные меры из-за эпидемии коронавируса. По грубым подсчетам, из-за этого в разных регионах страны падение спроса на топливо составило 40−60%. А надо отметить, что сейчас автозаправочный бизнес сам по себе далеко не так рентабелен, как это было, скажем, в девяностые годы или в начале нулевых, так что такое падение объемов для автозаправок, по сути, критично. А затраты АЗС в виде аренды и прочих технических платежей никуда не делись. Следовательно, для того, чтобы элементарно выжить и компенсировать свое выпадение доходов, какую-то лепту в стоимость моторного топлива внесут сами АЗС. «СП»: — То есть учитывая, что монетарные власти уже включают печатный станок, чтобы компенсировать выпадающие потери бюджета от низких цен на нефть, выходит, рост топлива в цене неизбежен? Как сильно в таком случае может подорожать бензин? — Полагаю, базовым сценарием для российского рынка топлива является в настоящее время медленный рост цен на бензин и дизель. Правда, совсем уж большого их увеличения ждать все же, полагаю, не придется. Хотя бы потому, что Федеральная антимонопольная служба достаточно жестко контролирует ситуацию. Думаю, рост цен на бензин будет примерно соответствовать уровню инфляции. «СП»: — Здесь хотелось бы уточнить, какую именно инфляцию вы имеете в виду — официальную, на уровне 3−4%, или все же реальную, размер которой исчисляется уже тремя-четырьмя десятками процентов, о чем наглядно свидетельствуют изменившиеся в период приказной самоизоляции населения ценники в магазинах? — Скорее всего, моторное топливо вырастете в цене на некий средний между этими двумя показателями уровень. Инфляция — это вообще ведь отдельная тема. Вы будете смеяться, но исчерпывающей научной теории инфляции, которая хорошо бы объясняла происходящие при ней процессы, не существует. Есть несколько теорий, но ни одна из них картину полностью не описывает. Так что на бытовом уровне инфляцию понять проще пареной репы, а вот на научном уровне — это уже проблема. Потому что инфляция на самом деле индивидуальна как для каждого человека в отдельности в зависимости от его потребительской корзины, так и для конкретных предприятий в зависимости от рода их деятельности. Смягчение ограничений, конечно, могло бы сгладить остроту проблемы, резюмировал Сергей Хестанов, но сложность заключается в том, что сейчас очень трудно прогнозировать, как надолго может растянуться процесс вывода экономики из режима остановки. Принимая во внимание, что президент в своем последнем телеобращении к россиянам отдал этот вопрос на откуп региональным властям (которые еще за несколько дней до этого эфира объявили о продлении режима самоизоляции как минимум до конца мая), становится очевидным, что быстрым этот процесс явно не будет. Так что автолюбителям, пожалуй, уже стоит морально готовиться к росту цен на топливо, раз уж их чаяния на удешевление бензина с дизелем не оправдались. А ведь была у России шикарная возможность на фоне рекордного за всю историю падения нефтяных котировок (в моменте даже до отрицательных величин) завезти в страну солидные объемы моторного топлива по средней стоимости в районе 28 рублей за литр. Однако правительство, напомним, решило запретить импорт нефтепродуктов в Россию, чтобы предотвратить поставки дешевого иностранного бензина. Методы, которые выбрал для этого кабмин, остались за скобками, но при этом, по словам Дмитрия Пескова, если какая-то схема в России действует, то, вероятно, глава государства согласен с этим. «Было бы странно, если бы в России действовала схема, с которой он (президент — ред.) не согласился», — добавил пресс-секретарь Владимира Путина. Но надежда, как известно, умирает последней, и россиянам, похоже, остается уповать только на то, что регуляторы каким-то чудом сработают на опережение ситуации и что-то дадут нефтяникам взамен на удержание цен на заправках в существующих пределах. — Появление информационных поводов с общим посылом «все пропало, бензин подорожает» может быть инициировано самими нефтяными компаниями с целью спровоцировать президента на некий торг, — предположил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Мы, дескать, согласны не повышать цены на бензин, но вы, Владимир Владимирович, нас поймите тоже — у нас экономика не бьется, цены упали, так что дайте нам, пожалуйста, какие-то дополнительные плюшки, бонусы и привилегии. «СП»": — Почему президента надо провоцировать на торги, а не, например, министра энергетики? Помнится, именно в недрах кабмина проходил последний «большой торг» нефтяников с правительством, когда Дмитрий Козак в режиме «кулаком по столу» договаривался с ними о сохранении цен на автозаправках. — В России зачастую глава какой-нибудь нефтяной компании по своему неформальному аппаратному весу может значительно превосходить министров, в том числе и энергетики. Так что единственный, кто способен надавить на нефтяников, заставляя их в ручном режиме сдерживать цены на автозаправочных комплексах, это наш президент, да и то скорее непублично. «СП»: — А если этот торг не сработает? Если гарант Конституции не внемлет этим доводам, получается, цены взвинтят резче и выше? — На прямую конфронтацию с президентом, конечно, вряд ли кто-то из нефтяников отважится, но попробовать-то поторговаться можно. Тем более что тема цен на бензин для государства очень болезненна, поскольку «в верхах» считается — если что и может спровоцировать в стране сильное социальное напряжение, так это рост стоимости ценников на автозаправках. Конечно, хочется верить в слова эксперта и надеяться на то, что власть придет к некоему консенсусу с «бензиновыми королями», в результате чего ценники на АЗС останутся в существующих пределах. Только разу уж власть не испугали грядущие финансовые потери граждан от включения печатного станка, не пустит ли она на самотек и ситуацию с ценами на бензин ради пополнения резко отощавшего бюджета? Вопрос пока остается открытым. Новости экономики: Путин поручил Мишустину и губернаторам разработать план восстановления экономики Проблемы экономики: Сечин требует у Мишустина льгот

    Здравоохранение
  • Наделавшая много шума инфекция на это раз пришла к нам из Турции. В зоне риска — дети...
  • Как распознать буллинг и не дать развиться комплексам? Мнение эксперта...
  • Косметологи рассказывают о способах сохранения молодости и красоты кожи...
  • Медицина
           

    Авто
  • Несколько километров пробега могут обойтись в десятки и сотни тысяч рублей...
  • Электорат пойдет пешком, куда скажут, ибо парковка — предмет роскоши...
  • Другие новости
    up