Российское правительство приготовилось влезать в долги и привлекать заимствования для покрытия потерь федерального бюджета от снижения ненефтегазовых доходов. Об заявил министр финансов Антон Силуанов.
«У нас ожидается значимое недопоступление нефтегазовых налогов, необходимо направить дополнительные ресурсы на антикризисные меры», — рассказал он. Частично, по словам Силуанова, их можно будет покрыть за счет дополнительных заимствований.
Министр также подчеркнул, что отмена бюджетного правила, сейчас не обсуждается, равно как и изменение установленного в нем цены на нефть. Ранее Силуанов говорил, что бюджетное правило себя оправдывает, но цена отсечения сейчас оказывается слишком высокой. По его словам, при нынешнем пороге в 44 доллара за баррель продажа нефти и газа за рубеж не станет дополнительным источником денег в бюджет, так что ее надо снижать. При этом он не называл возможный уровень снижения.
Ранее Силуанов говорил о том, что на последних аукционах Россия уже разместила облигации федерального займа на сумму 100 млрд руб. вместо обычных 20−30 млрд. Он отметил, что спрос на российские бумаги есть, однако нужно действовать аккуратно.
«Нужно не переборщить с объемами, почувствовать границу, когда за суверенный долг начнут просить большие премии. Этого нельзя допустить — мы и так немало платим по заимствованиям», — подчеркнул он.
Министр отметил, что пока госдолг страны небольшой, по состоянию на 1 января 2020 г. он составил 12,3% ВВП, однако многие требуют его удвоить.
«Да, многие страны наращивают займы. Но у нас стоимость госдолга высокая. Мы берем займы под 5,5−6,3%, а развитые страны — меньше чем под 1%. Ежегодно страна платит более 800 млрд руб. одних процентов, если удвоить привлечения, то платить придется уже около 1,5% ВВП, что составляет более 6% всего бюджета — придется сокращать другие расходы», — отметил он.
Но жить, по словам Силуанова, нужно по средствам: и тратить резервы, и наращивать госдолг сейчас придется, но осторожно — «с вертолета деньги разбрасывать» мы не можем.
Отметим, что нынешние антикризисные меры явно выглядят недостаточными.
Как сообщает РБК со ссылкой на данные мониторинга бизнес-омбудсмена Бориса Титова, половина (53 процента) малых и средних предприятий (МСП) называют ситуацию с бизнесом в России катастрофой.
Более половины опрошенных бизнесменов (62,2 процента) оценивают шансы на выживание своей компании в 50 процентов и ниже. Лишь 13,4 процента респондентов высказывают уверенность в том, что смогут пережить кризис.
Опрошенные представители МСП также перечислили основные проблемы бизнеса, вызванные простоем экономики из-за пандемии: невозможность платить зарплату и налоги на оплату труда (52,4 процента), сложности с арендой (42,8), неплатежи во стороны контрагентов (39,1).
При этом больше половины опрошенных (55 процентов) в основном отрицательно или скорее отрицательно оценили действия российских властей по поддержке предпринимателей. Положительно их оценили только 6,6 процента, а скорее положительно — 21,2 процента.
При этом поддержка малого и среднего бизнеса составляет основную часть антикризисного плана правительства, стоимость которого оценивается в 3,1 триллиона рублей, или 2,6 процента ВВП. На помощь МСП собираются потратить 1,9 триллиона рублей, однако на «живые» деньги придется менее 20 процентов этой суммы.
Правительство представило первый пакет мер поддержки экономики из-за коронавируса 16 марта. Власти решили в том числе создать антикризисный фонд в размере 300 млрд руб. и предоставить торговым предприятиям льготные кредиты для формирования запаса товаров первой необходимости. По оценке кабмина, по состоянию на 21 апреля сумма помощи в рамках двух пакетов составила 2,1 трлн руб. Как сообщил глава Минэкономразвития Максим Решетников, правительство готовит третий и четвертый пакеты мер. В то же время глава Счетной палаты Алексей Кудрин считает, что этого недостаточно, и что правительство должно выделить в рамках помощи экономике еще как минимум 1 трлн руб.
И для этого придется влезать в долги? Без заимствований никак? Но у кого и на каких условиях? И поможет ли это исправить ситуацию?
— Официально считается, что поступления от нефтегазового сектора составляют 40% от общих доходов российского бюджета. Но необходимо учитывать, что от нефтегазового сектора зависят и другие отрасли экономики, налоговые поступления от которых также существенно сократились., — считает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.
— На протяжении всей позднесоветской и постсоветской истории снижение мировых цен на нефть становилось фактором тяжелого экономического кризиса. Достаточно вспомнить конец 1980-х или 1998 год. В рамках сложившейся в результате распада СССР эконмической модели (становление которой и стало главным фактором разрушения советской экономики) компенсировать снижение нефтегазовых доходов можно только при помощи заимствований. В прошлом это были главным образом внешние заимствования: достаточно вспомнить, какие огромные долги сделал Горбачев в последние два года правления, или панические обращения российского правительства за внешней финансовой поддержкой в 1998 году. Тогда, кстати говоря, все закончилось относительно хорошо только потому, что цены на нефть быстро пошли вверх.
Теперь долгосрочные заимствования на внешних рынках для России фактически недоступны: Запад ввел против России санкции, а Китай денег не даст, чтобы не давать США повода для антикитайской риторики. Поэтому взять деньги российской правительство может только у собственного населения. Методы тут могут быть самые разные: от продажи облигаций на выгодных для покупателя условиях до заморозки банковских вкладов (так поступило, кстати, советское правительство с вкладами советских граждан, работавших за рубежом). Зависеть это будет от того, как в ближайшие месяцы будет складываться экономическая ситуация.
«СП»: — Ранее Силуанов говорил о том, что на последних аукционах Россия уже разместила облигации федерального займа на сумму 100 млрд руб. вместо обычных 20−30 млрд. Он отметил, что спрос на российские бумаги есть, однако нужно действовать аккуратно, «не переборщить». Не переборщат? По словам Силуанова, пока госдолг страны небольшой, по состоянию на 1 января 2020 г. он составил 12,3% ВВП, однако многие требуют его удвоить…
— Нужно учитывать, что официальная статистика не учитывает в качестве государственного долга заимствования, сделанные государственными корпорациями, ответственность за которые также несет российское правительство. Поэтому в действительности картина выглядит намного более мрачной, поскольку две крупнейшие российское нефтегазовые корпорации «Газпром» и «Роснефть» завершили первый квартал 2020 года с чистым убытком, и, по всей видимости, сами не смогут справиться с обслуживанием своих долгов. Российское правительство сегодня вынуждено прибегать к заимствованиям, независимо от того, какие это будет иметь последствия в среднесрочной перспективе.
«СП»: — Судя по опросу РБК, антикризисные меры правительства недостаточны?
— Эти меры, разумеется, недостаточны, но я не думаю, что малому и среднему бизнесу следует рассчитывать на существенное повышения уровня государственной поддержки. Деньги правительству нужны, прежде всего, для спасения крупных банков и корпораций, а также для предотвращения социального протеста.
«СП»: — Насколько заимствования помогут исправить ситуацию? Как это ощутит на себе бизнес? И на сколько долгосрочным будет эффект
— Крупный бизнес власть будет спасать, что касается небольших компаний, то их судьба напрямую зависит от того, есть ли у них связи во властных структурах. Денег на всех, разумеется, не хватит.
Сейчас власть вынуждена сосредоточить усилия на предотвращении экономической катастрофы. Заниматься долгосрочным планированием в нынешней ситуации не имеет смысла.
— По оценке Минфина суммарный дефицит бюджета всех уровней достигнет 8,5% ВВП, — отмечает экономист, редактор телеграм-канала Politeconomics Хазби Будунов.
— Это около 9 трлн руб. А дефицит необходимо финансировать, закон запрещает Центробанку финансировать дефицит бюджета напрямую, поэтому обычно дефицит финансируется увеличением государственного долга. Это нормальная практика. В то же время несколько недель назад Силуанов говорил, что даже при 10 долл. за баррель с экономикой все будет в порядке, что правительство не будет влезать в долги.
«СП»: — У кого занимать? На каких условиях?
— Правительство будет выпускать облигации федерального займа (ОФЗ), думаю, на рынке найдутся покупатели. По словам того же Силуанова, займы обойдутся в 5,5−6,3% годовых.
«СП»: — По словам Силуанова отмена бюджетного правила, сейчас не обсуждается, равно как и изменение установленного в нем цены на нефть. Ранее Силуанов говорил, что бюджетное правило себя оправдывает, но цена отсечения сейчас оказывается слишком высокой. При нынешнем пороге в 44 доллара за баррель продажа нефти и газа за рубеж не станет дополнительным источником денег в бюджет, так что ее надо снижать. Как это понимать? Что даст это снижение?
— Расходы бюджета на 2020 год были заложены исходя из цены на нефть в 42,4 долл. за баррель. Снижение базовой цены может привести к снижению расходов бюджета, что негативно отразится на экономике страны и уровне жизни людей.
«СП»: — Силуанов говорит, что деньги нужны на антикризисные меры. Между тем, поддержкой бизнеса со стороны федеральных властей в условиях эпидемии коронавируса довольны лишь 6,6% респондентов. Половина малых и средних компаний назвали свое положение катастрофой. Согласны с такой оценкой? Что будет с малым и среднем бизнесом в стране?
— Действительно, хотя размер объявленных правительством мер поддержки составляет 6% ВВП, получить эту помощь достаточно сложно. Малому бизнесу придется пройти девять кругов бюрократического ада, чтобы получить помощь. Уже сейчас понятно, что львиная доля малого и среднего бизнеса не выживет.
«СП»: — А с гражданами что будет? Помогут ли им меры, принимаемые правительством?
— Граждане тоже находятся в тяжелой ситуации. Надо признать, что единственной реальной мерой остаются пособия на детей, но почему-то выплаты начнутся лишь с 1 июня. Однако помощь постоянно запаздывает, возникают новые проблемы.
Новости России: Зюганов: власть декларирует патриотизм лишь на словах