Минфин РФ выступил против отмены транспортного налога с компенсацией выпадающих доходов за счет акцизов на топливо. Соответствующий закон на днях был внесен в Госдуму.
По мнению ведомства, «отмена транспортного налога приведет к снижению поступлений региональных бюджетов, направляемых на формирование дорожных фондов, что потребует соответствующей компенсации из федерального бюджета».
В Минфине подчеркнули, что транспортный налог имеет высокий коэффициент собираемости: «Так, в 2019 году на начисленные по транспортному налогу 179,6 млрд рублей поступления составили 175,1 млрд рублей».
В то время как компенсация выпадающих из бюджета доходов за счет повышения акцизов на топливо может привести к росту цен практически на все товары, считают подчиненные Антона Силуанова.
У автора закона об отмене транспортного налога свои резоны. Такая мера «приведёт к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране», говорится в пояснительной записке.
Не забыт и COVID-19: «В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией и её последствиями часть населения значительно меньше использует транспортные средства, при этой для указанной части населения отмена транспортного налога будет существенной мерой поддержки».
По мнению члена комитета Госдумы по бюджету и налогам Веры Ганзи, отмена транспортного налога была бы справедлива.
— Транспортный налог — это исключительно региональный налог. Акцизы на топливо — это федеральный и региональный налог. Причем, акцизы с течением времени изменялись в сторону увеличения доли федерального бюджета. Если раньше все 100 процентов акцизов шли региональным бюджетам, то с некоторых пор начали всё это перекраивать. Первый вариант был 12 на 88, потом 63 на 37 и т. д. То есть с каждым годом регионы теряли.
В этом году ситуация поменялась. Для регионов ввели специальные коэффициенты. У каждого региона идущий ему процент акцизов свой. Это дало выравнивание поступлений в бюджет регионов как от тех, кто производит топливо, так и от тех, кто его потребляет. Потому что раньше был некий перекос. Если еще поменять эти коэффициенты в сторону увеличения поступлений в федеральный бюджет эквивалентному поступлениям от транспортного налога, то будет просто идеально.
В этом случае получится совершенно справедливо — кто больше ездит, тот больше платит. А сейчас если дедушка-пенсионер купил машину и ездит на ней только на дачу, исключительно летом и несколько раз, а остальное время она у него стоит в гараже или во дворе, то он вынужден платить тот же самый транспортный налог, как и тот, кто использует машину для заработка. Например, в такси.
«СП»: — Действительно несправедливо. Чем же депутаты, особенно левые, думали раньше?
— Правительство обещало отменить транспортный налог когда поднимало акцизы. Они же растут каждый год. Бензин становится все дороже и дороже потому что в нем огромная составляющая акцизов. Но депутаты давали свое согласие поднимать акцизы именно в обмен на отмену транспортного налога. А в итоге акцизы подняли, а налог так и не убрали. Это была самая настоящая «разводка» со стороны федеральных органов власти.
Вообще, подобный прием регулярно используется и по другим вопросам. Обещают одно, а делают другое.
«СП»: — Это какое правительство обещало отменить транспортный налог и не выполнило обещанное? Мишустина?
— Нет, Медведева.
«СП»: — Будем надеяться, что при новом премьере кабмин будет отвечать за свои слова. Правда, Минфин теперь прямо заявляет, что не хочет отменять транспортный налог…
— Отмена транспортного налога — это нормальная и нужная мера. Мы за нее. Единственное, у меня есть сомнения, что через акцизы федеральный бюджет не компенсирует полностью потери от транспортного налога.
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша в ответ на вопрос «СП» о возможном возмещении транспортного налога за счет повышения акцизов рассмеялся.
— Что, опять?! У нас акцизы на бензин повышаются регулярно. Их повышали как раз под флагом отмены транспортного налога. И вот уже лет 15 эта карта постоянно разыгрывается. Мол, давайте отменим транспортный налог, а акциз повысим. Заканчивается это одним и тем же — акциз повышают, а налог не отменяют. Единственное, что было сделано, — субъектам РФ дали право снижать транспортный налог на своей территории. Но, по-моему, этим правом ни один субъект так и не пользовался.
«СП»: — А как вы оцениваете саму идею отмены налога?
— Идея в принципе правильная. Кто больше ездит, тот больше платит. Но зная, как у нас принимаются решения… Я неоднократно принимал участие в обсуждении этого вопроса на разных площадках, в том числе в Госдуме. Результат: акцизы повышали, налог оставляли. В очередной раз входить в эту реку уже не хочется. Если что-то и будет, то только повышение акцизов. Отмены налога не будет.
«СП»: — А может закон внесен не для того, чтобы его принять и отменить транспортный налог, а как пиар-обеспечение нового повышения акцизов?
— Я не хочу это обсуждать.
В свою очередь руководитель Федерации автовладельцев России Максим Едрышов подчеркнул, что правительство уже забирает необходимые для компенсации транспортного налога акцизы.
— Транспортный налог должен быть отменен. Нужно, наконец, набраться смелости и сделать это. И причем без всякой компенсации за счет акцизов на топливо.
«СП»: — Почему без компенсации?
— Это уже было сделано. С 2013 года вводили специальные акцизы на один рубль в течение года для замены транспортного налога. И тогда в правительстве говорили, что как только добавятся три рубля к цене бензина — к 2015 году, налог можно отменять, потому что все выпадающие доходы будут компенсированы. Но в итоге у нас и налог остался и все акцизы автомобилисты, покупая бензин, тоже платят. То есть нам пытаются продать эту идею второй раз.
«СП»: — А может быть правительство просто хочет вновь повысить акцизы? А закон внесен как пиар-обеспечение этого процесса?
— Вполне вероятно. Раз мы уже проходили такую ситуацию. Вот и Минфин говорит, что без транспортного налога бюджет не может.
Хотя транспортный налог абсолютно несправедливый и не понятен по своей природе. Он высчитывается исходя из мощности автомобиля, возраста машины. Владелец старенькой машины мощностью больше 250 л.с. должен платить десятки тысяч рублей ежегодно, хотя его автомобиль может стоить меньше. Налог в таком виде должен быть отменен однозначно. Включение таких сборов в акциз более справедливо. Чем больше человек ездит, тем больше бензина покупает и платит в бюджет.
«АвтоВАЗ» попросил россиян придумать название для новой модели Lada
«Аэрофлот» напомнил, какие были цены на авиабилеты в СССР
Россияне смогут пополнить банковские карты на кассе магазинов
В России может резко подорожать стоимость доставки товаров