Украина против Китая: впереди большая схватка - «Экономика» » Новости - Мира
Наука
  • Фото: wikipedia.org Чарльз Дарвин Речь идет о случайности мутаций, как доказывал эволюционист. Однако новое...
  • Фото: Getty Images Илон Маск На данный момент бизнесмен ищет способы удешевить грандиозный проект по освоению Красной...
  • Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
  • «Новости - Мира»
    Украина против Китая: впереди большая схватка - «Экономика»
    28-04-2021, 00:00
    Экономика
    Редактировать

    Украина против Китая: впереди большая схватка - «Экономика»

    На этой неделе у украинских экспертов появилась новая гениальная идея: получить с Вашингтона 3,6 миллиарда долларов компенсаций за грозящие Украине финансовые санкции из-за фактической экспроприации китайской собственности — компании «Мотор Сич». Идея эта появилась не на пустом месте, а как следствие принятого 11 марта Советом национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) решения о возврате компании «Мотор Сич» в собственность государства.


    Перспективы получения американской компенсации, безусловно, являются несбыточной украинской «мрией» — уменьшенной копией более ранних «мрий» о получении с Запада до 700 миллиардов долларов инвестиций.


    Но вот само решение СНБО — это вполне серьезно. Равно как и его последствия — сомнительная с точки зрения закона экспроприация собственности граждан одной из существующих на планете сверхдержав, которая фактически закрывает эпопею с попыткой покупки китайцами «Мотор Сич», а также неизбежный ответ Китая на такое откровенное хамство.


    «Мотор Сич»— предприятие с более чем столетней историей, занимающееся разработкой, производством и ремонтом двигателей для самолетов, вертолетов и крылатых ракет, а также выпуском и обслуживанием газотурбинных установок.


    В 1990-х оно было приватизировано и оказалось под контролем генерального директора Вячеслава Богуслаева. В 2000-х годах предприятие динамично развивалось прежде всего благодаря поставкам двигателей в Россию, во вторую очередь — благодаря сотрудничеству с Китаем и Индией. Но после Майдана украинские власти запретили военно-техническое сотрудничество с Россией, что стало нокаутом для компании. Осознавая отсутствие перспектив развития предприятия в новых условиях, Богуслаев в 2017 году решил продать контрольный пакет акций. Частные китайские инвесторы (как минимум формально частные) выкупили от 75 до 80 процентов акций компании. Но сделка не понравилась американцам, и они руками СБУ и других украинских государственных органов стали ее блокировать, не допуская инвесторов к управлению купленным ими активом. В конце прошлого года инвесторы обратились в международный арбитраж с целью взыскания с государства Украина убытков в размере 3,5 миллиарда долларов.


    Но это не остудило пыл киевских правителей — в конце января сразу после инаугурации Джозефа Байдена они без каких-либо оснований путем принятия решения СНБО ввели санкции по отношению к китайским инвесторам, запретив им управлять и как-либо распоряжаться своим активом, а физическим лицам из их числа — даже появляться на территории Украины.


    Новый поворот дело получило 11 марта: на заседании все того же СНБО с участием Владимира Зеленского было принято решение о национализации «Мотор Сич». Причем особенно анекдотично выглядит то, что, по заявлению секретаря СНБО Алексея Данилова, сделано это будет «законным способом». А сам процесс, мол, будет даже не национализацией, а возвратом предприятия в собственность украинского народа.


    Дело в том, что «Мотор Сич», как уже было упомянуто выше, приватизировали еще в 1990-е. После этого компания стала публичным акционерным обществом со свободным обращением акций. Более того, в 2015 году в рамках подготовки к передаче «западным партнерам» оставшихся лакомых кусков украинской экономики «Мотор Сич» исключили из перечня стратегических предприятий Украины. Но когда контрольный пакет акций компании оказался выкуплен не «западными партнерами», а китайцами, украинские власти вдруг рассмотрели стратегическое значение предприятия.


    Своеобразно ведет себя и бывший владелец контрольного пакета Вячеслав Богуслаев.


    Выступая недавно перед украинскими депутатами, он обвинил китайских инвесторов в нарушении инвестиционных обязательств и призвал передать контроль над предприятием государству, оставив 35-процентный пакет акций (почему именно такой?) в собственности инвесторов. Хотя раньше он заявлял совершенно противоположное: мол, именно вливание денег китайских инвесторов в сумме около 100 миллионов долларов позволило предприятию не остановиться. Возможно, радикальное переосмысление роли китайских инвесторов у него произошло под влиянием силовых органов, которые его изрядно прессовали в последние годы. Ну и отдельно следует заметить, что не совсем ясно, в качестве кого Богуслаев ныне выступает от имени «Мотор Сич», ведь свои акции он продал.


    Примерно понятно, каким именно видят на Украине «законный способ» национализации компании. Раз такого законного способа нет, его нужно создать: по всей видимости, будет принят отдельный закон по этому поводу.

    Но все это никак не решает проблем компенсаций инвесторам за изымаемую у них собственность, не говоря уж о дальнейших перспективах национализированной «Мотор Сич».


    Что касается перспектив, то после утраты российского рынка ссора с китайцами, весьма вероятно, приведет к потере и второго по значимости для предприятия рынка. Это путь к деградации для предприятия. Внутренний украинский рынок слишком мал. Но даже на этом маленьком рынке в тех сферах, где «Мотор Сич» могла бы составить какую-то конкуренцию, хозяйничают «западные партнеры», что видно хотя бы по заключенному пару лет назад контракту на поставку 55 вертолетов Airbus, а также строительство базы их обслуживания. «Мотор Сич» обещают какие-то заказы в будущем, однако это несерьезные объемы для предприятия, даже если обещания будут воплощены в жизнь. На Западе продукция предприятия не нужна. Остается еще Индия и, возможно, некоторые другие страны Азии и Африки, но тут сотрудничество ограничивается ремоторизацией имеющегося парка самолетов «Ан», поскольку компетенции в сфере авиастроения Украиной утрачены.


    Не менее завораживающими выглядят перспективы судебного разбирательства с инвесторами, которые сегодня требуют компенсацию уже 3,6 миллиарда долларов. «Мрию» о компенсации этой суммы США озвучил член правления Украино-китайского инвестиционного клуба Андрей Пилипенко: «Экспроприация китайской собственности — это та цена, которую украинская власть готова заплатить за звонок из Вашингтона. Это слишком дорого для страны, экономика которой едва удерживается от краха благодаря экспорту товаров в Китай и живет от кредита до кредита от МВФ. Скорее всего, в итоге Вашингтону придется искать деньги, чтобы компенсировать Киеву потери на 3,6 миллиарда долларов, которые грозят Украине в международном арбитраже». На самом деле вероятность такого развития событий нулевая: колониям или за колонии метрополия не платит, все происходит строго наоборот. Максимум, на какую помощь Запада может рассчитывать Украина в этом вопросе, — это чудеса справедливого западного судопроизводства. Вариант а-ля Стокгольмский арбитраж, когда «бери или плати» нельзя, а «качай или плати» можно, здесь не пройдет — уж очень очевиден факт экспроприации.


    Зато вполне могут поиграть с суммой компенсации. Или, например, обеспечить бесконечное затягивание спора по аналогии со спором о трехмиллиардном долге Украины перед Россией.


    Но тут следует иметь в виду, что у Китая огромное количество возможностей для асимметричного ответа Украине. Начиная от прикрытия калитки для украинских товаров (а Китай является главным экспортным рынком для Украины с большим отрывом) и заканчивая, например, демонстративным налаживанием контактов с Крымом.


    Пока нельзя точно предсказать, чем придется заплатить Украине за выполнение указаний из Вашингтона, но что придется, сомнений нет.


    На этой неделе у украинских экспертов появилась новая гениальная идея: получить с Вашингтона 3,6 миллиарда долларов компенсаций за грозящие Украине финансовые санкции из-за фактической экспроприации китайской собственности — компании «Мотор Сич». Идея эта появилась не на пустом месте, а как следствие принятого 11 марта Советом национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) решения о возврате компании «Мотор Сич» в собственность государства. Перспективы получения американской компенсации, безусловно, являются несбыточной украинской «мрией» — уменьшенной копией более ранних «мрий» о получении с Запада до 700 миллиардов долларов инвестиций. Но вот само решение СНБО — это вполне серьезно. Равно как и его последствия — сомнительная с точки зрения закона экспроприация собственности граждан одной из существующих на планете сверхдержав, которая фактически закрывает эпопею с попыткой покупки китайцами «Мотор Сич», а также неизбежный ответ Китая на такое откровенное хамство. «Мотор Сич»— предприятие с более чем столетней историей, занимающееся разработкой, производством и ремонтом двигателей для самолетов, вертолетов и крылатых ракет, а также выпуском и обслуживанием газотурбинных установок. В 1990-х оно было приватизировано и оказалось под контролем генерального директора Вячеслава Богуслаева. В 2000-х годах предприятие динамично развивалось прежде всего благодаря поставкам двигателей в Россию, во вторую очередь — благодаря сотрудничеству с Китаем и Индией. Но после Майдана украинские власти запретили военно-техническое сотрудничество с Россией, что стало нокаутом для компании. Осознавая отсутствие перспектив развития предприятия в новых условиях, Богуслаев в 2017 году решил продать контрольный пакет акций. Частные китайские инвесторы (как минимум формально частные) выкупили от 75 до 80 процентов акций компании. Но сделка не понравилась американцам, и они руками СБУ и других украинских государственных органов стали ее блокировать, не допуская инвесторов к управлению купленным ими активом. В конце прошлого года инвесторы обратились в международный арбитраж с целью взыскания с государства Украина убытков в размере 3,5 миллиарда долларов. Но это не остудило пыл киевских правителей — в конце января сразу после инаугурации Джозефа Байдена они без каких-либо оснований путем принятия решения СНБО ввели санкции по отношению к китайским инвесторам, запретив им управлять и как-либо распоряжаться своим активом, а физическим лицам из их числа — даже появляться на территории Украины. Новый поворот дело получило 11 марта: на заседании все того же СНБО с участием Владимира Зеленского было принято решение о национализации «Мотор Сич». Причем особенно анекдотично выглядит то, что, по заявлению секретаря СНБО Алексея Данилова, сделано это будет «законным способом». А сам процесс, мол, будет даже не национализацией, а возвратом предприятия в собственность украинского народа. Дело в том, что «Мотор Сич», как уже было упомянуто выше, приватизировали еще в 1990-е. После этого компания стала публичным акционерным обществом со свободным обращением акций. Более того, в 2015 году в рамках подготовки к передаче «западным партнерам» оставшихся лакомых кусков украинской экономики «Мотор Сич» исключили из перечня стратегических предприятий Украины. Но когда контрольный пакет акций компании оказался выкуплен не «западными партнерами», а китайцами, украинские власти вдруг рассмотрели стратегическое значение предприятия. Своеобразно ведет себя и бывший владелец контрольного пакета Вячеслав Богуслаев. Выступая недавно перед украинскими депутатами, он обвинил китайских инвесторов в нарушении инвестиционных обязательств и призвал передать контроль над предприятием государству, оставив 35-процентный пакет акций (почему именно такой?) в собственности инвесторов. Хотя раньше он заявлял совершенно противоположное: мол, именно вливание денег китайских инвесторов в сумме около 100 миллионов долларов позволило предприятию не остановиться. Возможно, радикальное переосмысление роли китайских инвесторов у него произошло под влиянием силовых органов, которые его изрядно прессовали в последние годы. Ну и отдельно следует заметить, что не совсем ясно, в качестве кого Богуслаев ныне выступает от имени «Мотор Сич», ведь свои акции он продал. Примерно понятно, каким именно видят на Украине «законный способ» национализации компании. Раз такого законного способа нет, его нужно создать: по всей видимости, будет принят отдельный закон по этому поводу. Но все это никак не решает проблем компенсаций инвесторам за изымаемую у них собственность, не говоря уж о дальнейших перспективах национализированной «Мотор Сич». Что касается перспектив, то после утраты российского рынка ссора с китайцами, весьма вероятно, приведет к потере и второго по значимости для предприятия рынка. Это путь к деградации для предприятия. Внутренний украинский рынок слишком мал. Но даже на этом маленьком рынке в тех сферах, где «Мотор Сич» могла бы составить какую-то конкуренцию, хозяйничают «западные партнеры», что видно хотя бы по заключенному пару лет назад контракту на поставку 55 вертолетов Airbus, а также строительство базы их обслуживания. «Мотор Сич» обещают какие-то заказы в будущем, однако это несерьезные объемы для предприятия, даже если обещания будут воплощены в жизнь. На Западе продукция предприятия не нужна. Остается еще Индия и, возможно, некоторые другие страны Азии и Африки, но тут сотрудничество ограничивается ремоторизацией имеющегося парка самолетов «Ан», поскольку компетенции в сфере авиастроения Украиной утрачены. Не менее завораживающими выглядят перспективы судебного разбирательства с инвесторами, которые сегодня требуют компенсацию уже 3,6 миллиарда долларов. «Мрию» о компенсации этой суммы США озвучил член правления Украино-китайского инвестиционного клуба Андрей Пилипенко: «Экспроприация китайской собственности — это та цена, которую украинская власть готова заплатить за звонок из Вашингтона. Это слишком дорого для страны, экономика которой едва удерживается от краха благодаря экспорту товаров в Китай и живет от кредита до кредита от МВФ. Скорее всего, в итоге Вашингтону придется искать деньги, чтобы компенсировать Киеву потери на 3,6 миллиарда долларов, которые грозят Украине в международном арбитраже». На самом деле вероятность такого развития событий нулевая: колониям или за колонии метрополия не платит, все происходит строго наоборот. Максимум, на какую помощь Запада может рассчитывать Украина в этом вопросе, — это чудеса справедливого западного судопроизводства. Вариант а-ля Стокгольмский арбитраж, когда «бери или плати» нельзя, а «качай или плати» можно, здесь не пройдет — уж очень очевиден факт экспроприации. Зато вполне могут поиграть с суммой компенсации. Или, например, обеспечить бесконечное затягивание спора по аналогии со спором о трехмиллиардном долге Украины перед Россией. Но тут следует иметь в виду, что у Китая огромное количество возможностей для асимметричного ответа Украине. Начиная от прикрытия калитки для украинских товаров (а Китай является главным экспортным рынком для Украины с большим отрывом) и заканчивая, например, демонстративным налаживанием контактов с Крымом. Пока нельзя точно предсказать, чем придется заплатить Украине за выполнение указаний из Вашингтона, но что придется, сомнений нет.

    Здравоохранение
  • Доктор Воробьев рассказал о самом эффективном способе не заболеть...
  • Система здравоохранения оказалась не готова к работе по директивам Минздрава...
  • Что помогло проекту обойти серьезных конкурентов и завоевать «золото»...
  • Медицина
           

    Авто
  • Престижный и «крутой» цвет автомобиля, как правило, не отличается особой практичностью...
  • Глава «АвтоВАЗа» считает, что завод в Тольятти круче всего автопрома КНР, румыны молчат и тихонько делают машины...
  • Другие новости
    up