В России в 2024 году должны быть заменены 100 тыс. лифтов. Но денег на замену нет, а это значит, что миллионы людей в многоквартирных домах — в зоне риска. Аварии с лифтами становятся уже регулярными, а производители лифтового оборудования жалуются на недостаток средств.
Лифт — источник повышенной опасности и страхов многих россиян с детства. Некоторые даже признаются, что им снятся кошмары про лифт: он падает, застревает, с огромной скоростью несется вверх. Эти страхи нельзя назвать необоснованными, особенно в последние годы, когда дома строят быстро и не всегда качественно. Падение лифта может быть связано не только с его неисправностями, но и с проблемами дома.
Не стоит забывать и такой печальный факт: в России лифты обычно работают дольше своего срока службы, который составляет 25 лет.
В первой половине 2024 года власти регионов в рамках капремонта многоквартирных домов закупили 8,2 тыс. новых лифтов — это на 39% меньше, чем за тот же период прошлого года. Между тем, проблему с устаревшими лифтами в России скрыть уже невозможно: сейчас в стране из 581 тыс. эксплуатируемых лифтов 72 тыс. отработали свой стандартный срок в 25 лет.
Трагические ЧП с лифтами случаются все чаще.
Так, в центре Москвы обрушилась старая шахта лифта. ЧП случилось в знаменитом доме Лансере на углу Милютинского и Боброва переулков. Шахта рухнула во время капремонта, один из рабочих повис на конструкциях, его спасли. Один человек погиб и еще один пострадал из-за сбоя в работе лифта на складе в Москве, сообщили в ТГ-канале столичного СК.
14 июля на складе, расположенном на Коптевской улице, случился сбой в работе лифта. В результате два человека пострадали. Одного из них спасти не удалось — он скончался в больнице.
Незадолго до этого в одной из московских поликлиник лифт рухнул с высоты 15 этажа. Жертвой стал один человек, сообщает Telegram-канал Mash. 32-летний мужчина получил не совместимые с жизнью травмы.
19 июня в доме на Земляном валу рухнула шахта лифта — в этот момент внутри находились три человека, один мужчина госпитализирован. Это данные только за последние полтора месяца…
«Я не уверена, что лифты к сроку износа, к началу 2025 года, успеют заменить, как это необходимо по нормативным документам. Думаю, срок их действия будут продлевать, но это не спасет подъемники от неполадок. Начнут рваться тросы, будут аварии. Думаю, это будет катастрофа. Ситуация критическая. Сейчас все ищут пути выхода», — заявила «СП» зампред комитета по ЖКХ Госдумы Светлана Разворотнева.
Чаще всего жалобы на лифтовое хозяйство можно слышать от жильцов новостроек. Казалось бы, новые дома, новые лифты, все должно работать, как часы. Но, увы, это не так. Застройщик стремится сэкономить на всем, в том числе и на лифтах. В итоге жителям высоких этажей приходится расплачиваться за красивые виды из окон ежедневным страхом за свою жизнь и жизни своих близких…
«Ситуация с лифтами — серьезнее некуда, ведь речь о жизни и безопасности тысяч людей. Сейчас замена и ремонт лифтов возможны по двум схемам. Первая — это так называемый «общий котел», когда несколько домов или целый регион копят общими усилиями деньги на замену лифтов, а меняют их по мере износа там, где лифты нуждаются в замене в первую очередь.
Вторая схема — так называемые спецсчета. Как правило, эта схема действует в бывших кооперативах, в домах ЖСК, где все жильцы — собственники. Подрядчик или производитель лифтового оборудования берет в банке кредит, а собственники жилья потом за счет своих средств помогают его погасить. Но, как правило, это позволяет поменять в доме не все лифты, а только один. Вообще лифтовики предпочитают работать напрямую с собственниками жилья", — рассказала «СП» председатель комиссии Госдумы по обеспечению жилищных прав граждан Галина Хованская.
Проблема замены старых лифтов в последние годы обострилась еще и из-за того, что из РФ ушли иностранные производители, такие как Otis, Kone. Российские производители пытаются наладить импортозамещение. В январе—июне 2024 года отечественные заводы произвели почти 13 тыс. лифтов, следует из данных Росстата. Однако по всей России в эксплуатации в жилых домах находится более 72 тыс. лифтов, которые уже отработали свой срок службы — 25 лет.
Откуда взять деньги на замену старых лифтов и когда это реально произойдет? С таким вопросом мы обратились к первому вице-президенту Национального лифтового союза Алексею Захарову.
— Замена лифтов должна быть завершена к февралю 2025 года согласно Техническому регламенту Таможенного союза. Вообще, предельная дата была установлена изначально до 2020 года, но Таможенный союз продлил сроки.
Но я сильно сомневаюсь, что даже к началу 2025 года лифтовики смогут выполнить все свои обязательства. По крайне мере средств на счетах Фонда капитального ремонта для этого едва ли хватит.
В Минстрое на последнем совещании озвучили цифру: замена одного лифта стоит сегодня 3,5 млн рублей. А заменить по стране за этот год надо 100 тысяч лифтов. Минфин, насколько я знаю, в субсидиях отказал. Прямого финансирования из бюджета тоже не обещают. Ситуация безвыходная.
«СП»: После ухода иностранных производителей мы как-то разобрались с импортозамещением лифтов?
— В России 7 крупных производителей лифтов и 25 средних. Да, сегодня работает, к примеру, компания «Метеор Лифт», которая производит уникальное оборудование — лифты со средней скоростью движения до 2-х метров в секунду. Они предназначены для 45−50 этажных домов. А некоторые заводы уже готовят лифты, которые смогут передвигаться со скоростью 4 метра в секунду. Челябинский завод уже запускает их в серию.
«СП»: Все это звучит заманчиво, но кто даст деньги на их массовое производство?
— У нас нет единого федерального органа, ответственного за контроль над этим процессом. Вся надежда на регионы. Но реально мы можем говорить о замене лифтов только в нескольких городах, где достаточно высокие взносы на капремонт: В Москве 24 рубля за кв. метр, в Московской области — 21, в Петербурге — 19. Остальные регионы — не дотягивают по ценам на замену лифтов. Поэтому мы и предлагаем сдвинуть сроки замены лифтов еще на 5 лет. Надо учитывать, что по отрасли ударили и санкции, и пандемия, и рост цен на металл.
Либо есть другой путь — увеличить взносы на капремонт, поскольку стоимость лифтов растет. Софинансирование — единственный выход, потому что правительство в деньгах лифтовикам отказало.
«Если в Москве и Петербурге лифты еще в относительно сносном состоянии и их иногда даже заменяют, то объемы закупки лифтов снизили сразу несколько регионов — Ульяновская, Ярославская и Астраханская области, где больше половины лифтов изношены», — резюмирует руководитель проектов практики оценки бизнеса и активов консалтинговой компании НЭО Регина Мухаметрахимова. По ее словам, в Крыму в ближайшее время предельного возраста в 25 лет достигнут 80% всех лифтов, а в Удмуртии есть оборудование старше 40 лет.