«Северный поток-2» превратился в пособие по ошибкам «Газпрома» - «Экономика» » Новости - Мира
Наука
  • Фото: wikipedia.org Чарльз Дарвин Речь идет о случайности мутаций, как доказывал эволюционист. Однако новое...
  • Фото: Getty Images Илон Маск На данный момент бизнесмен ищет способы удешевить грандиозный проект по освоению Красной...
  • Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
  • «Новости - Мира»
    «Северный поток-2» превратился в пособие по ошибкам «Газпрома» - «Экономика»
    10-02-2020, 16:00
    Экономика
    Редактировать


    «Газпром», наконец, сделал первый шаг в достройке «Северного потока-2». 9 февраля судно-трубоукладчик «Академик Черский» вышло из порта Находка и направилось в Сингапур. Об этом свидетельствуют данные мониторингового сайта Vesselfinder. Ожидается, что в место назначения трубоукладчик прибудет 22 февраля.

    Напомним, «Академик Черский» — единственное в России судно, способное дотянуть «Северный поток-2» по дну Балтики. Уложить ему осталось последний отрезок трубы длиной в 160 км в однониточном исполнении в исключительной экономической зоне Дании. Однако достройка жалких, на первый взгляд, 160 км (менее 5% от общей протяженности газопровода) превратилась в настоящую драму.

    Изначально предполагалось, что сделать это сможет несамоходная баржа «Фортуна». В 2018-м это судно уложило первые 13 км обеих ниток газопровода в территориальных водах России. Баржа в целом предназначена для работы в прибрежных водах, она плоскодонная, то есть более чувствительна к волнению моря и непогоде. Тем не менее, технически она способна укладывать трубы «Северного потока-2» на глубину до 200 метров, что было бы достаточно для завершения проекта.


    Что принципиально, «Фортуна» находится буквально в паре дней пути от места возможных работ — в немецком порту Мукран. Можно сказать, баржа могла бы приступить к достройке немедленно — но не сложилось.


    Очень быстро выяснилось: в соответствии с законодательством Дании «Фортуна» не имеет права работать в датских водах на большой глубине. Как сообщили в Датском энергетическом агентстве (DEA), при строительстве газопровода должны использоваться суда с системой динамического позиционирования, которой «Фортуна» не обладает.

    Это означало, что выбора у «Газпрома» не осталось: пришлось гнать «Академика Черского» (он как раз оснащен системой динамического позиционирования) за полмира — аж из Находки.

    Но на этом проблемы не закончились. «Черский», в его первоначальном виде, оказался к укладке газопровода непригоден. Об этом заявил глава Минэнерго Александр Новак на встрече с журналистами 27 декабря. По его словам, «потребуется некоторое время на допподготовку». Причем, министр благоразумно не стал уточнять, сколько времени это может занять.

    И вот теперь стало ясно — наскоро модернизировать «Черского» не получилось.

    Давайте подсчитаем. Президент США Дональд Трамп подписал санкции против «Северного потока-2» в ночь на 21 декабря. После чего швейцарская Allseas, чьи суда в авральном режиме укладывали последний участок «Северного потока-2» около острова Борнхольм, немедленно объявила о приостановке работ. С тех пор прошло почти два месяца — а «Черский» только-только покинул Находку.

    Что держало? Та самая модернизация, о которой аккуратно упомянул Новак. Она проходила на Находкинском судоремонтном заводе.

    А ведь это — только начало. Путь до Балтики может занять до двух месяцев, а скорость укладки, вероятно, не будет превышать 1,5 км в сутки (для сравнения, суда Allseas вели прокладку намного быстрее: Pioneering Spirit — 5 км в день, Solitaire — 3 км). С такой скоростью «Черский» сможет проложить трубу не ранее, чем через три месяца после старта работ.

    Кроме того, после завершения прокладки трубы необходимо будет провести ее испытания и заполнение газом, на что уйдет, вероятно, еще 1,5−2 месяца.

    И это — еще не конец борьбы. Ранее немецкая деловая газета Handelsblatt сообщила со ссылкой на дипломатические круги в Вашингтоне, что США могут ввести новые санкции против проекта, если Россия попытается завершить строительство трубопровода. Новые санкции могут быть приняты уже в феврале или марте, их целью могут стать инвесторы или компании, которые будут принимать российский газ из трубопровода.

    И возникает единственный вопрос: будет ли «Северный поток-2» запущен в конце 2020 — начале 2021 года, как обещал Владимир Путин?

    — История с достройкой «Северного потока-2» показывает, что «Газпром» часто ошибается, — считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Если бы концерн ошибся только в данном вопросе, на это можно было бы закрыть глаза. Но «Газпром» в своих оценках ошибался многократно.

    Концерн, например, утверждал: не нужно обращать внимание на СПГ, на сланцевые проекты — все это якобы несерьезно. Звучали бравурные нотки: это никак не скажется на рынке газа, никаких проблем нет.

    И вот мы видим: за последние 10 лет рынок газа сильнейшим образом трансформировался, и «Газпром» к этим изменениям совершенно не адаптировался. Скажем, если у России сегодня и есть сжиженный газ на экспорт — то благодаря не «Газпрому», а «НОВАТЭКу».

    Точно так же «Газпром» неверно оценивал — значительно преувеличивал — зависимость Европы от российского газа. И пока концерн уверял, что европейцы никак не могут от нашего газа отказаться, Европа потихоньку выстроила мощнейшую инфраструктуру по приему СПГ.

    Хронически недооценивались и действия Еврокомиссии по контролю за рынком, и потенциальная опасность такого контроля для инфраструктуры «Газпрома».

    Можно сказать, руководством концерна всегда владели шапкозакидательские настроения. И они в полной мере проявились при строительстве «Северного потока-2».

    «СП»: — Почему вы так считаете?

    — Вся эта история происходила уже в эпоху санкций. Тот же «Академик Черский», напомню, был приобретен «Газпромом» в Сингапуре в 2015 году — после крымских событий. К тому моменту всем стало понятно: возможны любые действия в отношении проектов, связанных с Россией. Причем, именно по «Северному потоку-2» не раз говорилось, что существует угроза санкций.

    Тем не менее, «Газпром» связался с иностранной компанией-трубоукладчиком, причем на 100%. Концерн вообще не страховался в этой ситуации, не продумывал альтернативного варианта, почему-то считая, что швейцарская компания не может отказаться участвовать в строительстве.

    Концерн до последнего твердил, что такой сценарий невозможен. И когда швейцарская Allseas приостановила работы, едва Трамп подписал закон о новых санкциях, а спустя два дня вообще вывела суда из Балтики — это стало громом среди ясного неба, шоком для всех в России. Никому в голову не приходило, что так легко может возникнуть очень крупная проблема.

    Но «Газпром» был обязан думать об этих рисках, и готовить запасной вариант.

    «СП»: — Сейчас такой запасной вариант проработан?

    — Да, «Академик Черский» вышел из Находки, но даже сегодня нет уверенности, что результат будет достигнут. Еще неизвестно, какой будет политическая обстановка в мире к моменту, когда трубоукладчик прибудет к месту работ. Мало ли что, вдруг Дания ужесточит требования к судам, ведущим прокладку морских газопроводов — и «Черский» окажется не у дел?!


    Проблема в том, что «Газпром» действует реактивно, запоздало реагируя на ситуацию. И отсутствие резервных планов порождает ощущение, что и на этот раз решение принималось на «авось». Дескать, получится — хорошо, не выйдет — разведем руками и будем думать, что делать дальше. Все это — крайне несерьезный подход.

    «СП»: — В чем причины недооценки «Газпромом» геополитических рисков?

    — Это делается либо по недомыслию, либо — не знаю — по какой-то заинтересованности. Причины, я считаю, надо изучать отдельно. Но однозначно нельзя говорить, что история с достройкой «Северного потока-2» — это нормально.

    Мы живем в такое сложное время, что просто не можем допускать, чтобы одна из крупнейших компаний РФ постоянно попадала пальцем в небо. За такие ошибки приходится платить — и очень дорогую цену.

    «СП»: — Будет ли «Северный поток-2» достроен к концу 2020 — началу 2021 года?

    — Теперь это не имеет принципиального значения — в условиях избыточного предложения газа на рынке Европы через различные российские каналы, плюс в условиях обязательств «Газпрома» по украинскому транзиту.

    Нет большой разницы, когда «Северный поток-2» заработает — к концу 2020 года, или к середине 2021-го. Это теперь вопрос, скорее, имиджа России — неспособность достроить газопровод его точно не улучшает. Плюс, конечно, это еще и вопрос эффективности инвестиций в российские проекты — с точки зрения иностранных инвесторов.

    Нефть и газ: Эрдоган перехитрил «Газпром»: «Турецкий поток» постигла судьба «Северного потока-2»

    Новости экономики: Россия и Белоруссия договорились о поставках газа по тарифу прошлого года


    «Газпром», наконец, сделал первый шаг в достройке «Северного потока-2». 9 февраля судно-трубоукладчик «Академик Черский» вышло из порта Находка и направилось в Сингапур. Об этом свидетельствуют данные мониторингового сайта Vesselfinder. Ожидается, что в место назначения трубоукладчик прибудет 22 февраля. Напомним, «Академик Черский» — единственное в России судно, способное дотянуть «Северный поток-2» по дну Балтики. Уложить ему осталось последний отрезок трубы длиной в 160 км в однониточном исполнении в исключительной экономической зоне Дании. Однако достройка жалких, на первый взгляд, 160 км (менее 5% от общей протяженности газопровода) превратилась в настоящую драму. Изначально предполагалось, что сделать это сможет несамоходная баржа «Фортуна». В 2018-м это судно уложило первые 13 км обеих ниток газопровода в территориальных водах России. Баржа в целом предназначена для работы в прибрежных водах, она плоскодонная, то есть более чувствительна к волнению моря и непогоде. Тем не менее, технически она способна укладывать трубы «Северного потока-2» на глубину до 200 метров, что было бы достаточно для завершения проекта. Что принципиально, «Фортуна» находится буквально в паре дней пути от места возможных работ — в немецком порту Мукран. Можно сказать, баржа могла бы приступить к достройке немедленно — но не сложилось. Очень быстро выяснилось: в соответствии с законодательством Дании «Фортуна» не имеет права работать в датских водах на большой глубине. Как сообщили в Датском энергетическом агентстве (DEA), при строительстве газопровода должны использоваться суда с системой динамического позиционирования, которой «Фортуна» не обладает. Это означало, что выбора у «Газпрома» не осталось: пришлось гнать «Академика Черского» (он как раз оснащен системой динамического позиционирования) за полмира — аж из Находки. Но на этом проблемы не закончились. «Черский», в его первоначальном виде, оказался к укладке газопровода непригоден. Об этом заявил глава Минэнерго Александр Новак на встрече с журналистами 27 декабря. По его словам, «потребуется некоторое время на допподготовку». Причем, министр благоразумно не стал уточнять, сколько времени это может занять. И вот теперь стало ясно — наскоро модернизировать «Черского» не получилось. Давайте подсчитаем. Президент США Дональд Трамп подписал санкции против «Северного потока-2» в ночь на 21 декабря. После чего швейцарская Allseas, чьи суда в авральном режиме укладывали последний участок «Северного потока-2» около острова Борнхольм, немедленно объявила о приостановке работ. С тех пор прошло почти два месяца — а «Черский» только-только покинул Находку. Что держало? Та самая модернизация, о которой аккуратно упомянул Новак. Она проходила на Находкинском судоремонтном заводе. А ведь это — только начало. Путь до Балтики может занять до двух месяцев, а скорость укладки, вероятно, не будет превышать 1,5 км в сутки (для сравнения, суда Allseas вели прокладку намного быстрее: Pioneering Spirit — 5 км в день, Solitaire — 3 км). С такой скоростью «Черский» сможет проложить трубу не ранее, чем через три месяца после старта работ. Кроме того, после завершения прокладки трубы необходимо будет провести ее испытания и заполнение газом, на что уйдет, вероятно, еще 1,5−2 месяца. И это — еще не конец борьбы. Ранее немецкая деловая газета Handelsblatt сообщила со ссылкой на дипломатические круги в Вашингтоне, что США могут ввести новые санкции против проекта, если Россия попытается завершить строительство трубопровода. Новые санкции могут быть приняты уже в феврале или марте, их целью могут стать инвесторы или компании, которые будут принимать российский газ из трубопровода. И возникает единственный вопрос: будет ли «Северный поток-2» запущен в конце 2020 — начале 2021 года, как обещал Владимир Путин? — История с достройкой «Северного потока-2» показывает, что «Газпром» часто ошибается, — считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Если бы концерн ошибся только в данном вопросе, на это можно было бы закрыть глаза. Но «Газпром» в своих оценках ошибался многократно. Концерн, например, утверждал: не нужно обращать внимание на СПГ, на сланцевые проекты — все это якобы несерьезно. Звучали бравурные нотки: это никак не скажется на рынке газа, никаких проблем нет. И вот мы видим: за последние 10 лет рынок газа сильнейшим образом трансформировался, и «Газпром» к этим изменениям совершенно не адаптировался. Скажем, если у России сегодня и есть сжиженный газ на экспорт — то благодаря не «Газпрому», а «НОВАТЭКу». Точно так же «Газпром» неверно оценивал — значительно преувеличивал — зависимость Европы от российского газа. И пока концерн уверял, что европейцы никак не могут от нашего газа отказаться, Европа потихоньку выстроила мощнейшую инфраструктуру по приему СПГ. Хронически недооценивались и действия Еврокомиссии по контролю за рынком, и потенциальная опасность такого контроля для инфраструктуры «Газпрома». Можно сказать, руководством концерна всегда владели шапкозакидательские настроения. И они в полной мере проявились при строительстве «Северного потока-2». «СП»: — Почему вы так считаете? — Вся эта история происходила уже в эпоху санкций. Тот же «Академик Черский», напомню, был приобретен «Газпромом» в Сингапуре в 2015 году — после крымских событий. К тому моменту всем стало понятно: возможны любые действия в отношении проектов, связанных с Россией. Причем, именно по «Северному потоку-2» не раз говорилось, что существует угроза санкций. Тем не менее, «Газпром» связался с иностранной компанией-трубоукладчиком, причем на 100%. Концерн вообще не страховался в этой ситуации, не продумывал альтернативного варианта, почему-то считая, что швейцарская компания не может отказаться участвовать в строительстве. Концерн до последнего твердил, что такой сценарий невозможен. И когда швейцарская Allseas приостановила работы, едва Трамп подписал закон о новых санкциях, а спустя два дня вообще вывела суда из Балтики — это стало громом среди ясного неба, шоком для всех в России. Никому в голову не приходило, что так легко может возникнуть очень крупная проблема. Но «Газпром» был обязан думать об этих рисках, и готовить запасной вариант. «СП»: — Сейчас такой запасной вариант проработан? — Да, «Академик Черский» вышел из Находки, но даже сегодня нет уверенности, что результат будет достигнут. Еще неизвестно, какой будет политическая обстановка в мире к моменту, когда трубоукладчик прибудет к месту работ. Мало ли что, вдруг Дания ужесточит требования к судам, ведущим прокладку морских газопроводов — и «Черский» окажется не у дел?! Проблема в том, что «Газпром» действует реактивно, запоздало реагируя на ситуацию. И отсутствие резервных планов порождает ощущение, что и на этот раз решение принималось на «авось». Дескать, получится — хорошо, не выйдет — разведем руками и будем думать, что делать дальше. Все это — крайне несерьезный подход. «СП»: — В чем причины недооценки «Газпромом» геополитических рисков? — Это делается либо по недомыслию, либо — не знаю — по какой-то заинтересованности. Причины, я считаю, надо изучать отдельно. Но однозначно нельзя говорить, что история с достройкой «Северного потока-2» — это нормально. Мы живем в такое сложное время, что просто не можем допускать, чтобы одна из крупнейших компаний РФ постоянно попадала пальцем в небо. За такие ошибки приходится платить — и очень дорогую цену. «СП»: — Будет ли «Северный поток-2» достроен к концу 2020 — началу 2021 года? — Теперь это не имеет принципиального значения — в условиях избыточного предложения газа на рынке Европы через различные российские каналы, плюс в условиях обязательств «Газпрома» по украинскому транзиту. Нет большой разницы, когда «Северный поток-2» заработает — к концу 2020 года, или к середине 2021-го. Это теперь вопрос, скорее, имиджа России — неспособность достроить газопровод его точно не улучшает. Плюс, конечно, это еще и вопрос эффективности инвестиций в российские проекты — с точки зрения иностранных инвесторов. Нефть и газ: Эрдоган перехитрил «Газпром»: «Турецкий поток» постигла судьба «Северного потока-2» Новости экономики: Россия и Белоруссия договорились о поставках газа по тарифу прошлого года

    Комментарии для сайта Cackle
    Здравоохранение
  • Топ-10 советов, как побороть тревожность...
  • Как избежать проблем со здоровьем в период садово-огородных работ?...
  • Фитнес-тренер рассказала, как мотивирует своих подопечных заниматься спортом и после прохождения онлайн-марафона...
  • Медицина
           

    Авто
  • За океаном и в Европе опасаются смерти их автопрома, который не выдержит конкуренции с китайскими машинами...
  • Признанные автогиганты всухую проиграли китайским новичкам...
  • Другие новости
    up
    Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика