Прошлой осенью в одном из кварталов Майами появились новые
“жители”, родом из Украины: стены домов и заборов знаменитого американского
города-курорта украсили муралес - гигантские граффити со сценками из жизни
горожан, сделанные украинскими уличными художниками.
На них среди деревьев и кустов разноцветные домохозяйки
покупают продукты или читают книги, их мужья занимаются спортом или смотрят под
попкорн телевизор, полисмен следит за порядком, а под домом сидит бомж,
просящий лишнюю монетку.
Таковы последствия знаменитого фестиваля современного
искусства Miami Art Basel, и такой увидели американскую жизнь украинцы Алексей
Бордусов и Владимир Манжос, художники-муралисты из дуэта Інтересні казки,
которые приняли участие в мероприятии.
Муралес становится одним из самых популярных мировых трендов
современного искусства, убеждены специалисты. Причем украинские художники
неплохо в него вписались, замечает искусствовед Александр Соловьев, куратор Национального
культурного и музейного комплекса Мистецький арсенал. Он отмечает творческое
видение и профессионализм соотечественников, которые, будучи, как правило,
дипломированными художниками-монументалистами, заметны рядом со своими
иностранными коллегами.
Соловьев работы Казок называет классикой и кроме них говорит
о десятке украинских уличных художников, востребованных за рубежом. “Их часто
приглашают на фестивали, или же сами резиденты, городские власти [приглашают]”,
- говорит Соловьев.
В результате украинскими муралес уже расписана немалая часть
земного шара - не только городские кварталы в США, но также в Мексике, Индии,
Франции, Испании, Португалии, России, Италии, Польше, Словакии и некоторых
других странах.
“Безусловно, обычаи, нравы, возможно, стереотипы отражаются
на творчестве, - говорит о своих работах Манжос. - Можно сказать, наши
впечатления о стране выливаются в рисунок”.
Эволюция граффити
Елизавета Волкова убеждена: уличные художники сделали ее
родной Харьков более ярким - разрисовали бетонную набережную красочными
динамичными картинками, героями которых стали знаменитые персонажи мировой
культуры - от поэта Александра Пушкина до кинодивы Мэрилин Монро.
“Я такого удовольствия от созерцания заборов не получала
давно! Все, как я люблю, - коллаж, юмор, цвет, стиль и, конечно же, [писатель
Даниил] Хармс, [музыкант, экс-участник харьковской группы 5’nizza Сергей]
Бабкин, [американский блюзовый гитарист] BB King”, - перечисляет понравившиеся
работы Волкова.
Их авторы - Роман Минин и Гамлет Зиньковский,
профессиональные художники-монументалисты, - окончили Харьковскую академию
дизайна и искусств. У обоих за плечами немалый опыт работы, а также участие в
украинских и международных фестивалях и выставках, в том числе в Мистецькому
арсеналі.
У Манжоса из дуэта Інтересні казки профессионального
образования нет, он окончил аграрный университет по специальности менеджер
организаций, но никогда не работал в этой сфере. Неизвестно, много ли потеряло
в его лице сельское хозяйство, однако искусство явно приобрело: застать
художника в Украине практически невозможно - его ждут стены Севильи, Атланты,
Парижа и Монреаля.
Причем все эти муралес абсолютно легальны и полностью оплачиваются
приглашающей стороной - чаще всего организаторами арт-фестивалей или выставок,
иногда - городскими властями.
Суммы гонораров художники не называют, но признаются, что
своим творчеством вполне себя обеспечивают и больше нигде не подрабатывают.
Путь к мировой славе украинских муралистов лежал через
темные улицы украинской столицы и других городов - ребята начинали как обычные
райтеры, то есть те, кто, орудуя баллончиком, наносит на стены свой псевдоним
или рисует буквы и фразы.
“Мы рисовали граффити, но затем осознали, что это
бессмысленно - писать шрифты или свой никнейм на стенах. И стали рисовать
персонажей”, - вспоминает Манжос.
Эксперты отличают то, чем занимаются художники-муралисты, от
обычных граффити: если последним свойственна анонимность, бунтарская идея, риск
и спонтанность, то муралисты зачастую - полноценные художники, выработавшие
свой стиль.
“Эти ребята смело называют свое имя, подписывая собственные
монументальные произведения, и стараются не спорить с законом”, - говорит искусствовед
Елизавета Бельская.
Со стены на Sotheby’s
Практически все украинские муралисты, а также некоторые
художники, начинали граффитчиками. Так, еще недавно одесский райтер Apl315
сидел в амстердамской тюрьме, поскольку не мог заплатить штраф за собственное
произведение, которое нидерландская полиция посчитала порчей муниципального
имущества. Сейчас он - на шестом месте в Топ-10 самых перспективных украинских
художников в возрасте до 35 лет, составленном авторитетным журналом Forbes.
Как отмечают эксперты, коммерциализация уличного искусства и
его выход на легальные арт-площадки - одна из тенденций современного искусства.
На одном из лондонских аукционов коллекция произведений британца Бэнкси - 18
копий работ этого самого известного в мире граффитчика - ушла с молотка за 400
тыс. фунтов стерлингов. Самый дорогой рисунок, Девочка с шариком, был продан
более чем за 73 тыс. фунтов - в пять раз выше эстимейта, то есть первой
запрошенной аукционистом цены.
Украинским уличным художникам до таких цифр далеко, хотя они
в тренде: одна из картин Apl315, Накладные варикозные вены, была продана за $
1.650. Его персональные выставки проходят в Санкт-Петербурге, Варшаве, Берлине
и некоторых других европейских городах.
Стрит-арт вызывает значительный отклик в обществе, это
своеобразный дух времени, свежее и демократическе явление, убежден уличный
художник Владимир Воротнев (Lodek). Да и его сообщество испытывает потребность
в галерейном и музейном пространстве как в дополнительной площадке для общения
со зрителем. Более того, во многих зарубежных странах, где власти думают о
собственном лице города, они всячески содействуют проектам уличных мастеров.
В Украине все наоборот: если речь идет о легальном продукте,
то “все сложно”, рассказывает Apl315, зато если говорить о нелегальных
произведениях, то площадок хоть отбавляй. “Нетрудно работать в стране, где
коррупция является второй национальной религией”, - художник намекает, что в
Украине у граффитчика, если его схватит милиция, всегда есть возможность
откупиться.
Да и не вовлеченные в творческие процессы сограждане не
всегда открыты к восприятию граффити. Зиньковский вспоминает, как однажды
владелец магазина, на стене которого он предложил что-то нарисовать, заявил: “Я
в искусстве не нуждаюсь!”.
“Но есть и другие люди, которые ценят и любят все красивое
вне зависимости от того, где оно находится, - оправдывает соотечественников
художник. - Я считаю, что именно за таким искусством будущее”.
***
Этот материал опубликован в №29 журнала Корреспондент от 27 июля 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте , можно ознакомиться здесь.