Корреспондент: Чудное создание. Интервью со скульптором Анишем Капуром - «Коррупция» » Новости - Мира
Наука
  • Фото: wikipedia.org Чарльз Дарвин Речь идет о случайности мутаций, как доказывал эволюционист. Однако новое...
  • Фото: Getty Images Илон Маск На данный момент бизнесмен ищет способы удешевить грандиозный проект по освоению Красной...
  • Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
  • «Новости - Мира»
    Корреспондент: Чудное создание. Интервью со скульптором Анишем Капуром - «Коррупция»
    2-02-2020, 09:31
    Коррупция
    Editing

    Корреспондент: Чудное создание. Интервью со скульптором Анишем Капуром - «Коррупция»

    Фото: PinchukArtCentre/Аниш Капур/Сергей Ильин "Быть художником - это открыть себя всему вокруг"

    Аниш Капур, звездный скульптор-миллионер и создатель предметов, меняющих форму, громко открывший в Киеве свою первую в Восточной Европе выставку, в интервью Ирине Илюшиной в № 20 журнала Корреспондент от 25 мая 2012 года, о своей жизни, философии и цене самой дорогой работы


    Невысокий смуглый седой человек в неприметной одежде и с
    робкой улыбкой - таким предстал перед украинской публикой Аниш Капур, одна из
    самых ярких звезд мирового художественного небосклона.

    Капур, 58-летний британец индийского происхождения,
    зарабатывает своим творчеством миллионы и соответствующие награды - он лауреат
    премии Тернера (Великобритания), премии Венецианской биеннале 1990 года и имеет
    еще десяток художественных призов. Его персональные выставки проходят на тех
    площадках, к которым прикованы взгляды миллионов, - в лондонской галерее Tate,
    мадридском музее Reina Sofia, Музее современного искусства САРС в Бордо и
    прочих известнейших залах мира. Последняя его работа, башня Орбита, украсила
    Лондон к Олимпиаде.

    Его персональные выставки проходят на тех площадках, к которым прикованы взгляды миллионов, - в лондонской галерее Tate,мадридском музее Reina Sofia, Музее современного искусства САРС в Бордо и прочих известнейших залах мира

    С 19 мая по 30 сентября украинцы имеют возможность
    непосредственно познакомиться с творчеством знаменитости: в столичном Центре
    современного искусства PinchukArtCentre проходит его первая в Восточной Европе
    персональная выставка.

    Основные темы Капура - пространство и пустота, секреты
    зеркал и предметы, меняющие форму. А самая громкая из них, в прямом и
    переносном смысле, - пушка, стреляющая в белую стену красным воском.

    И хотя у работ британца сложная научно-философская база,
    зрители воспринимают их весьма эмоционально, о чем скульптор и рассказал в
    интервью Корреспонденту. В ходе разговора он был улыбчив и даже смешлив, но
    когда речь заходила об искусстве и роли художника в обществе, к нему тут же
    возвращалась серьезность. Напоследок Капур обменялся с Корреспондентом традиционным
    индийским жестом - полупоклоном со сложенными перед грудью ладонями.

    - Я знаю, вы впервые
    в Украине и успели увидеть Киев только из окна машины по дороге из аэропорта.
    Но, возможно, у вас уже есть идеи по поводу пространства этого города? Ведь
    пространство - ваш конек.

    - О, как я могу судить [почти не видев города]!
    (Задумывается.) Есть, конечно, что-то особенное в этих неровностях пейзажа,
    уровнях архитектуры, исторических и современных домов. И [видно, что] ваше
    общество того же типа, из которого происхожу я, - я имею в виду Индию.
    Общество, которое сильно меняется. А изменения - это всегда проблематично.

    - Кстати, почему вы уехали из Индии в Великобританию?

    - Я хотел пойти в художественную школу. Конечно, я мог бы
    это сделать и в Индии, но понимал, что если по-настоящему хочу заниматься
    искусством, то Лондон - именно то место.

    - И в чем разница - быть художником в Индии и в
    Великобритании, тогда и сейчас?

    - В 1970-х в Индии была совершенно другая атмосфера, и
    карьера художника была бы намного более националистическим проектом. Индия
    получила независимость в 1947 году, и все еще было в процессе - [национальное]
    самосознание, понимание, что такое быть индийцем снова, после колониального
    периода. Это был длительный процесс, проходивший в наших головах. Возможно, и
    ради этого тоже я уехал в Лондон.

    - Чтобы завоевать метрополию?

    - (Хохочет.) Или чтобы понять. Все-таки для молодого
    художника важно изучить все эти вещи. Но сейчас, конечно, все совсем
    по-другому. И многие молодые художники [в Индии] очень успешны.

    - Ну а когда вы поняли: вот она, слава?

    - Знаете, мне очень-очень повезло. Я окончил художественную
    школу в 1978 году, первую выставку представил в 1980-м. И как раз в 1980-х
    арт-мир начал меняться. В 1970-х быть художником было “одиноко” - в плане
    социальной ангажированности. Но в начале 1980-х люди стали покупать современное
    искусство. И ситуация радикально изменилась. Моя первая выставка в Нью-Йорке
    прошла в 1983-м, и еще до открытия все работы были проданы. Когда я об этом
    узнал, я воскликнул: “Что?! Что происходит?”. (Смеется.)

    Так что в таком смысле [продаж] я успешен уже довольно
    давно. Но этот успех на самом деле не важен. Важно иметь возможность расти как
    личность, как человек, развивать себя как художника и быть готовым принять
    вызовы, которые готовит творчество.

    А [финансовый] успех - иллюзия. Настоящая проблема -
    двигаться вперед. Ведь столько было сделано прекрасного за всю историю
    искусства, и создать что-то новое, поэтичное, глубокое, эмоциональное - вот где
    настоящий вызов. И настоящий успех. Остальное ерунда. Остальное - шопинг.
    (Смеется).

    - “Шопинг” для художника тоже важен. Сколько стоила самая
    дорогая из ваших работ?

    - (Задумывается.) Кажется, около 7 млн фунтов [стерлингов,
    то есть около $ 11 млн]. Неплохо, да?

    - Да, особенно если вспомнить вашу шутку: “Художники - самые
    бесполезные существа в мире”. Но если серьезно, они ведь разные. Кто-то через
    искусство выражает себя, кто-то борется с социальными проблемами, кто-то лечит
    собственные психологические травмы. Вы к какому типу относитесь?

    - Сложно описать. В первую очередь, это проект длиною в
    жизнь. И мне кажется, у меня нет какого-то великого послания, которое я хочу
    донести до мира. Если бы оно было, я бы выбрал вашу профессию.

    - Поменяемся? Хотя я не уверена, что хочу быть художницей.

    - (Смеется.) Быть художником - это открыть себя всему
    вокруг. Я, может, приведу банальный пример: вот Леонардо да Винчи, образец
    многогранности человеческой личности и того, что можно осуществить - в
    искусстве, в науке, в совершенствовании себя. Так что нужно открыться и не
    бояться [что-то совершить].

    - И что в этом было самым сложным для вас?

    - Никогда не верить людям.

    - Что?!

    - (Смеется.) Нет, я не в циничном смысле, конечно! Я имею в
    виду, когда тебя хвалят, говорят: “О, это прекрасно!”. Ладно, это прекрасно, но
    [автору] не стоит слишком возноситься. Надо держаться земли, хотя бы одной
    ногой. Идти в студию и дисциплинированно трудиться, что-то делать, изобретать,
    изобретать заново и переделывать. Это самое трудное, но именно в этом секрет:
    никогда не останавливаться.

    - Среди ваших архитектурных проектов есть много
    нереализованных. Как бы вы отнеслись к тому, чтобы установить что-то в Киеве,
    если вам предложит Виктор Пинчук или городские власти?

    - (Смеется.) Это будет зависеть от того, чего они хотели бы
    и что я хотел бы сделать. Но почему бы и нет?

    - Кстати, по-вашему, в каких отношениях художник должен быть
    с властью? Или в Великобритании такой вопрос даже не возникает?

    - Это ключевой вопрос, и он возникает всегда и везде. Важно,
    чтобы у художника был собственный голос. Ведь всю нашу жизнь что, собственно, с
    нами делают? Учат. Начиная со школы, затем в обществе нас учат, учат, учат. И
    только став творческой личностью, ты можешь освободиться от этого и заявить: “Я
    не знаю, что я делаю”.

    Ты можешь валять дурака или быть серьезным, провокатором или
    революционером. Но это важно - говорить о коррупции, эксплуатации, социальных
    проблемах с этой позиции, позиции свободы. Абсолютно необходимо, чтобы
    творческие люди это делали. Особенно если другие не могут - ведь в некоторых
    обществах только художники и могут говорить в голос [о проблемах]. Как в СССР,
    например. Кстати, интересно: когда это было запрещено, они говорили. А сейчас можно,
    но они молчат.

    - Почему, как вы думаете?

    - Возможно, мы все соблазнились деньгами. Все, включая
    художников. И не только в Украине - в Нью-Йорке тоже. Потому что на личном
    уровне это очень сложно - заявить: “Смотрите, у меня такая позиция, и я не сверну
    в сторону”.

    - Вы считаете, художник может балансировать на этой тонкой
    грани - быть свободным и в то же время финансово успешным?

    - Мы живем во времена, когда, кажется, все обесценилось.
    Даже деньги. Наверное, они - прежде всего. И в этом смысле даже странно, что
    арт-рынок так могуществен. А значит, весьма, весьма соблазнителен. И мы все
    играем. Я тоже. Мы играем с возможностями, которые предлагает арт-рынок, а
    предлагает он много разного.

    Вопрос в том, можешь ли ты найти способ не потерять себя и
    помнить, что ты художник, а не бизнесмен. Ведь примеров достаточно: есть много
    художников, которые больше похожи на бизнесменов. Но в конечном итоге важно
    уметь сказать [заказчику]: “Да, я сделаю это за 1 млн, но я настаиваю на том,
    что ты не знаешь, что я сделаю. Я и сам этого не знаю”. И пускай меня считают
    глупцом. Лучше я буду глупцом, чем бизнесменом. (Смеется.)

    - Ну, глупцом вас точно не назовут - слишком
    интеллектуальные у вас работы. Математика, геометрия, физика поверхностей…

    - Я понимаю, о чем вы говорите. Но это не игры разума.
    Точнее, речь не только об этом - нужно идти дальше. Например, как изобразить
    отсутствие объекта? Кстати, современная физика уверяет, что существует
    Вселенная, где нет объектов. И многие годы я был очарован этой идеей - изобразить
    объект, который существует и не существует, пустое пространство, черную дыру.
    Или зеркальные объекты - они тоже в каком-то смысле исчезающие. Они как бы
    присутствуют и как бы отсутствуют, образуя другие пространства, иллюзии.

    - Могли бы вы вспомнить реакцию публики на вашу работу или
    выставку, которая больше всего вас потрясла?

    - Это очень сложный вопрос. Ведь каждый приходит со своим
    багажом, с историей всей своей жизни. И автор не знает, что происходит в данном
    пространстве - между его работой и зрителем. Но что бы там ни было, это очень
    важно. И, пожалуй, самая трогательная реакция, которую я видел, - слезы.
    Несколько раз такое видел, и в этом была какая-то… нежная поэзия.

    ***

    Этот материал опубликован в №20 журнала Корреспондент от 25 мая 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте , можно ознакомиться здесь.


    Похожие новости


    Комментарии для сайта Cackle
    Здравоохранение
  • Как дольше сохранить мужскую привлекательность и моложавый вид рассказали специалисты...
  • Создание бригад скорой помощи со спецоборудованием поможет каждый год спасать десятки тысяч россиян...
  • Специалисты оценили самые популярные методы...
  • Авто
  • Что предлагает Поднебесная нашим автомобилистам...
  • Российским джиперам придётся забыть про «мудриджи» и переходить на «Белки» и «Норки»...
  • Другие новости
    up