Корреспондент: Чудное создание. Интервью со скульптором Анишем Капуром - «Коррупция» » Новости - Мира
Наука
  • Фото: wikipedia.org Чарльз Дарвин Речь идет о случайности мутаций, как доказывал эволюционист. Однако новое...
  • Фото: Getty Images Илон Маск На данный момент бизнесмен ищет способы удешевить грандиозный проект по освоению Красной...
  • Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
  • «Новости - Мира»
    Корреспондент: Чудное создание. Интервью со скульптором Анишем Капуром - «Коррупция»
    2-02-2020, 09:31
    Коррупция
    Редактировать

    Корреспондент: Чудное создание. Интервью со скульптором Анишем Капуром - «Коррупция»

    Фото: PinchukArtCentre/Аниш Капур/Сергей Ильин "Быть художником - это открыть себя всему вокруг"

    Аниш Капур, звездный скульптор-миллионер и создатель предметов, меняющих форму, громко открывший в Киеве свою первую в Восточной Европе выставку, в интервью Ирине Илюшиной в № 20 журнала Корреспондент от 25 мая 2012 года, о своей жизни, философии и цене самой дорогой работы


    Невысокий смуглый седой человек в неприметной одежде и с
    робкой улыбкой - таким предстал перед украинской публикой Аниш Капур, одна из
    самых ярких звезд мирового художественного небосклона.

    Капур, 58-летний британец индийского происхождения,
    зарабатывает своим творчеством миллионы и соответствующие награды - он лауреат
    премии Тернера (Великобритания), премии Венецианской биеннале 1990 года и имеет
    еще десяток художественных призов. Его персональные выставки проходят на тех
    площадках, к которым прикованы взгляды миллионов, - в лондонской галерее Tate,
    мадридском музее Reina Sofia, Музее современного искусства САРС в Бордо и
    прочих известнейших залах мира. Последняя его работа, башня Орбита, украсила
    Лондон к Олимпиаде.

    Его персональные выставки проходят на тех площадках, к которым прикованы взгляды миллионов, - в лондонской галерее Tate,мадридском музее Reina Sofia, Музее современного искусства САРС в Бордо и прочих известнейших залах мира

    С 19 мая по 30 сентября украинцы имеют возможность
    непосредственно познакомиться с творчеством знаменитости: в столичном Центре
    современного искусства PinchukArtCentre проходит его первая в Восточной Европе
    персональная выставка.

    Основные темы Капура - пространство и пустота, секреты
    зеркал и предметы, меняющие форму. А самая громкая из них, в прямом и
    переносном смысле, - пушка, стреляющая в белую стену красным воском.

    И хотя у работ британца сложная научно-философская база,
    зрители воспринимают их весьма эмоционально, о чем скульптор и рассказал в
    интервью Корреспонденту. В ходе разговора он был улыбчив и даже смешлив, но
    когда речь заходила об искусстве и роли художника в обществе, к нему тут же
    возвращалась серьезность. Напоследок Капур обменялся с Корреспондентом традиционным
    индийским жестом - полупоклоном со сложенными перед грудью ладонями.

    - Я знаю, вы впервые
    в Украине и успели увидеть Киев только из окна машины по дороге из аэропорта.
    Но, возможно, у вас уже есть идеи по поводу пространства этого города? Ведь
    пространство - ваш конек.

    - О, как я могу судить [почти не видев города]!
    (Задумывается.) Есть, конечно, что-то особенное в этих неровностях пейзажа,
    уровнях архитектуры, исторических и современных домов. И [видно, что] ваше
    общество того же типа, из которого происхожу я, - я имею в виду Индию.
    Общество, которое сильно меняется. А изменения - это всегда проблематично.

    - Кстати, почему вы уехали из Индии в Великобританию?

    - Я хотел пойти в художественную школу. Конечно, я мог бы
    это сделать и в Индии, но понимал, что если по-настоящему хочу заниматься
    искусством, то Лондон - именно то место.

    - И в чем разница - быть художником в Индии и в
    Великобритании, тогда и сейчас?

    - В 1970-х в Индии была совершенно другая атмосфера, и
    карьера художника была бы намного более националистическим проектом. Индия
    получила независимость в 1947 году, и все еще было в процессе - [национальное]
    самосознание, понимание, что такое быть индийцем снова, после колониального
    периода. Это был длительный процесс, проходивший в наших головах. Возможно, и
    ради этого тоже я уехал в Лондон.

    - Чтобы завоевать метрополию?

    - (Хохочет.) Или чтобы понять. Все-таки для молодого
    художника важно изучить все эти вещи. Но сейчас, конечно, все совсем
    по-другому. И многие молодые художники [в Индии] очень успешны.

    - Ну а когда вы поняли: вот она, слава?

    - Знаете, мне очень-очень повезло. Я окончил художественную
    школу в 1978 году, первую выставку представил в 1980-м. И как раз в 1980-х
    арт-мир начал меняться. В 1970-х быть художником было “одиноко” - в плане
    социальной ангажированности. Но в начале 1980-х люди стали покупать современное
    искусство. И ситуация радикально изменилась. Моя первая выставка в Нью-Йорке
    прошла в 1983-м, и еще до открытия все работы были проданы. Когда я об этом
    узнал, я воскликнул: “Что?! Что происходит?”. (Смеется.)

    Так что в таком смысле [продаж] я успешен уже довольно
    давно. Но этот успех на самом деле не важен. Важно иметь возможность расти как
    личность, как человек, развивать себя как художника и быть готовым принять
    вызовы, которые готовит творчество.

    А [финансовый] успех - иллюзия. Настоящая проблема -
    двигаться вперед. Ведь столько было сделано прекрасного за всю историю
    искусства, и создать что-то новое, поэтичное, глубокое, эмоциональное - вот где
    настоящий вызов. И настоящий успех. Остальное ерунда. Остальное - шопинг.
    (Смеется).

    - “Шопинг” для художника тоже важен. Сколько стоила самая
    дорогая из ваших работ?

    - (Задумывается.) Кажется, около 7 млн фунтов [стерлингов,
    то есть около $ 11 млн]. Неплохо, да?

    - Да, особенно если вспомнить вашу шутку: “Художники - самые
    бесполезные существа в мире”. Но если серьезно, они ведь разные. Кто-то через
    искусство выражает себя, кто-то борется с социальными проблемами, кто-то лечит
    собственные психологические травмы. Вы к какому типу относитесь?

    - Сложно описать. В первую очередь, это проект длиною в
    жизнь. И мне кажется, у меня нет какого-то великого послания, которое я хочу
    донести до мира. Если бы оно было, я бы выбрал вашу профессию.

    - Поменяемся? Хотя я не уверена, что хочу быть художницей.

    - (Смеется.) Быть художником - это открыть себя всему
    вокруг. Я, может, приведу банальный пример: вот Леонардо да Винчи, образец
    многогранности человеческой личности и того, что можно осуществить - в
    искусстве, в науке, в совершенствовании себя. Так что нужно открыться и не
    бояться [что-то совершить].

    - И что в этом было самым сложным для вас?

    - Никогда не верить людям.

    - Что?!

    - (Смеется.) Нет, я не в циничном смысле, конечно! Я имею в
    виду, когда тебя хвалят, говорят: “О, это прекрасно!”. Ладно, это прекрасно, но
    [автору] не стоит слишком возноситься. Надо держаться земли, хотя бы одной
    ногой. Идти в студию и дисциплинированно трудиться, что-то делать, изобретать,
    изобретать заново и переделывать. Это самое трудное, но именно в этом секрет:
    никогда не останавливаться.

    - Среди ваших архитектурных проектов есть много
    нереализованных. Как бы вы отнеслись к тому, чтобы установить что-то в Киеве,
    если вам предложит Виктор Пинчук или городские власти?

    - (Смеется.) Это будет зависеть от того, чего они хотели бы
    и что я хотел бы сделать. Но почему бы и нет?

    - Кстати, по-вашему, в каких отношениях художник должен быть
    с властью? Или в Великобритании такой вопрос даже не возникает?

    - Это ключевой вопрос, и он возникает всегда и везде. Важно,
    чтобы у художника был собственный голос. Ведь всю нашу жизнь что, собственно, с
    нами делают? Учат. Начиная со школы, затем в обществе нас учат, учат, учат. И
    только став творческой личностью, ты можешь освободиться от этого и заявить: “Я
    не знаю, что я делаю”.

    Ты можешь валять дурака или быть серьезным, провокатором или
    революционером. Но это важно - говорить о коррупции, эксплуатации, социальных
    проблемах с этой позиции, позиции свободы. Абсолютно необходимо, чтобы
    творческие люди это делали. Особенно если другие не могут - ведь в некоторых
    обществах только художники и могут говорить в голос [о проблемах]. Как в СССР,
    например. Кстати, интересно: когда это было запрещено, они говорили. А сейчас можно,
    но они молчат.

    - Почему, как вы думаете?

    - Возможно, мы все соблазнились деньгами. Все, включая
    художников. И не только в Украине - в Нью-Йорке тоже. Потому что на личном
    уровне это очень сложно - заявить: “Смотрите, у меня такая позиция, и я не сверну
    в сторону”.

    - Вы считаете, художник может балансировать на этой тонкой
    грани - быть свободным и в то же время финансово успешным?

    - Мы живем во времена, когда, кажется, все обесценилось.
    Даже деньги. Наверное, они - прежде всего. И в этом смысле даже странно, что
    арт-рынок так могуществен. А значит, весьма, весьма соблазнителен. И мы все
    играем. Я тоже. Мы играем с возможностями, которые предлагает арт-рынок, а
    предлагает он много разного.

    Вопрос в том, можешь ли ты найти способ не потерять себя и
    помнить, что ты художник, а не бизнесмен. Ведь примеров достаточно: есть много
    художников, которые больше похожи на бизнесменов. Но в конечном итоге важно
    уметь сказать [заказчику]: “Да, я сделаю это за 1 млн, но я настаиваю на том,
    что ты не знаешь, что я сделаю. Я и сам этого не знаю”. И пускай меня считают
    глупцом. Лучше я буду глупцом, чем бизнесменом. (Смеется.)

    - Ну, глупцом вас точно не назовут - слишком
    интеллектуальные у вас работы. Математика, геометрия, физика поверхностей…

    - Я понимаю, о чем вы говорите. Но это не игры разума.
    Точнее, речь не только об этом - нужно идти дальше. Например, как изобразить
    отсутствие объекта? Кстати, современная физика уверяет, что существует
    Вселенная, где нет объектов. И многие годы я был очарован этой идеей - изобразить
    объект, который существует и не существует, пустое пространство, черную дыру.
    Или зеркальные объекты - они тоже в каком-то смысле исчезающие. Они как бы
    присутствуют и как бы отсутствуют, образуя другие пространства, иллюзии.

    - Могли бы вы вспомнить реакцию публики на вашу работу или
    выставку, которая больше всего вас потрясла?

    - Это очень сложный вопрос. Ведь каждый приходит со своим
    багажом, с историей всей своей жизни. И автор не знает, что происходит в данном
    пространстве - между его работой и зрителем. Но что бы там ни было, это очень
    важно. И, пожалуй, самая трогательная реакция, которую я видел, - слезы.
    Несколько раз такое видел, и в этом была какая-то… нежная поэзия.

    ***

    Этот материал опубликован в №20 журнала Корреспондент от 25 мая 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте , можно ознакомиться здесь.


    Фото: PinchukArtCentre/Аниш Капур/Сергей Ильин "Быть художником - это открыть себя всему вокруг" Аниш Капур, звездный скульптор-миллионер и создатель предметов, меняющих форму, громко открывший в Киеве свою первую в Восточной Европе выставку, в интервью Ирине Илюшиной в № 20 журнала Корреспондент от 25 мая 2012 года, о своей жизни, философии и цене самой дорогой работы Невысокий смуглый седой человек в неприметной одежде и с робкой улыбкой - таким предстал перед украинской публикой Аниш Капур, одна из самых ярких звезд мирового художественного небосклона. Капур, 58-летний британец индийского происхождения, зарабатывает своим творчеством миллионы и соответствующие награды - он лауреат премии Тернера (Великобритания), премии Венецианской биеннале 1990 года и имеет еще десяток художественных призов. Его персональные выставки проходят на тех площадках, к которым прикованы взгляды миллионов, - в лондонской галерее Tate, мадридском музее Reina Sofia, Музее современного искусства САРС в Бордо и прочих известнейших залах мира. Последняя его работа, башня Орбита, украсила Лондон к Олимпиаде. Его персональные выставки проходят на тех площадках, к которым прикованы взгляды миллионов, - в лондонской галерее Tate,мадридском музее Reina Sofia, Музее современного искусства САРС в Бордо и прочих известнейших залах мира С 19 мая по 30 сентября украинцы имеют возможность непосредственно познакомиться с творчеством знаменитости: в столичном Центре современного искусства PinchukArtCentre проходит его первая в Восточной Европе персональная выставка. Основные темы Капура - пространство и пустота, секреты зеркал и предметы, меняющие форму. А самая громкая из них, в прямом и переносном смысле, - пушка, стреляющая в белую стену красным воском. И хотя у работ британца сложная научно-философская база, зрители воспринимают их весьма эмоционально, о чем скульптор и рассказал в интервью Корреспонденту. В ходе разговора он был улыбчив и даже смешлив, но когда речь заходила об искусстве и роли художника в обществе, к нему тут же возвращалась серьезность. Напоследок Капур обменялся с Корреспондентом традиционным индийским жестом - полупоклоном со сложенными перед грудью ладонями. - Я знаю, вы впервые в Украине и успели увидеть Киев только из окна машины по дороге из аэропорта. Но, возможно, у вас уже есть идеи по поводу пространства этого города? Ведь пространство - ваш конек. - О, как я могу судить _

    Комментарии для сайта Cackle
    Здравоохранение
  • Топ-10 советов, как побороть тревожность...
  • Как избежать проблем со здоровьем в период садово-огородных работ?...
  • Фитнес-тренер рассказала, как мотивирует своих подопечных заниматься спортом и после прохождения онлайн-марафона...
  • Медицина
           

    Авто
  • За океаном и в Европе опасаются смерти их автопрома, который не выдержит конкуренции с китайскими машинами...
  • Признанные автогиганты всухую проиграли китайским новичкам...
  • Другие новости
    up
    Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика