Капур,
58-летний британец индийского происхождения, зарабатывает своим творчеством
миллионы и соответствующие награды - он лауреат премии Тернера
(Великобритания), премии Венецианской биеннале 1990 года и имеет еще десяток
художественных призов. Его персональные выставки проходят на тех площадках, к
которым прикованы взгляды миллионов, - в лондонской галерее Tate, мадридском музее
Reina Sofia, Музее современного искусства САРС в Бордо и прочих известнейших залах
мира. Последняя его работа, башня Орбита, украсила Лондон к Олимпиаде.
С 19 мая по 30 сентября украинцы имеют
возможность непосредственно познакомиться с творчеством знаменитости: в
столичном Центре современного искусства PinchukArtCentre проходит его первая в
Восточной Европе персональная выставка.
Капур впервые в Украине и успел увидеть Киев
только из окна машины по дороге из аэропорта. Однако он уже успел оценить пейзаж и архитектуру города.
"Есть, конечно, что-то особенное в этих неровностях
пейзажа, уровнях архитектуры, исторических и современных домов. И [видно, что] ваше общество того же типа,
из которого происхожу я, - я имею в виду Индию. Общество, которое сильно
меняется. А изменения - это всегда проблематично", - рассказал скульптор в интервью Корреспонденту.
На вопрос, если бы ему городские власти или Виктор Пинчук предложили установить что-то в Киеве, как бы он отнесся к этому, Капур ответил: "Это будет зависеть от того, чего они хотели бы и что я хотел бы
сделать. Но почему бы и нет?"
Он также поделился мнением по поводу того, в каких отношениях художник должен быть с властью.
"Это
ключевой вопрос, и он возникает всегда и везде. Важно, чтобы у художника был
собственный голос. Ведь всю нашу жизнь что, собственно, с нами делают? Учат.
Начиная со школы, затем в обществе нас учат, учат, учат. И только став творческой
личностью, ты можешь освободиться от этого и заявить: "Я не знаю, что я делаю".
Ты можешь валять дурака или быть серьезным, провокатором
или революционером. Но это важно - говорить о коррупции, эксплуатации,
социальных проблемах с этой позиции, позиции свободы. Абсолютно необходимо,
чтобы творческие люди это делали. Особенно если другие не могут - ведь в
некоторых обществах только художники и могут говорить в голос [о проблемах]. Как в СССР, например. Кстати,
интересно: когда это было запрещено, они говорили. А сейчас можно, но они
молчат", - считает Капур.
На вопрос, может ли художник балансировать на этой тонкой грани - быть свободным и в то же время финансово успешным, Капур, чья самая дорогая работа, по его словам, стоила 7 млн фунтов стерлингов (около$ 11 млн), ответил:
"Мы
живем во времена, когда, кажется, все обесценилось. Даже деньги. Возможно, они -
прежде всего. И в этом смысле даже странно, что арт-рынок так могуществен. А
значит, весьма, весьма соблазнителен. И мы все играем. Я тоже. Мы играем с
возможностями, которые предлагает арт-рынок, а предлагает он много разного. Вопрос в том, можешь ли ты найти способ
не потерять себя и помнить, что ты художник, а не бизнесмен. Ведь примеров
достаточно: есть много художников, которые больше похожи на бизнесменов. Но в
конечном итоге важно уметь сказать [заказчику]:
"Да, я сделаю это за 1 млн, но я настаиваю на том, что ты не знаешь, что я сделаю.
Я и сам этого не знаю". И пускай меня считают глупцом. Лучше я буду глупцом,
чем бизнесменом. (Смеется.)"
Полностью интервью Аниша Капура читайте в №20 журнала Корреспондент от 25 мая 2012 года.