Женовач в МХТ: культурная миссия провалена - «Культура» » Новости - Мира
Наука
  • Фото: wikipedia.org Чарльз Дарвин Речь идет о случайности мутаций, как доказывал эволюционист. Однако новое...
  • Фото: Getty Images Илон Маск На данный момент бизнесмен ищет способы удешевить грандиозный проект по освоению Красной...
  • Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
  • «Новости - Мира»
    Женовач в МХТ: культурная миссия провалена - «Культура»
    16-11-2021, 00:00
    Культура
    Редактировать

    Женовач в МХТ: культурная миссия провалена - «Культура»

    Последнюю неделю октября, ставшую последней и для работы Сергея Женовача в качестве художественного руководителя МХТ им. Чехова, завершил его же «Заговор чувств» по произведениям Юрия Олеши.

    «Заговор чувств» — это инсценировка повести «Зависть», сделанная самим Олешей. Прекрасное и противоречивое произведение такого же автора, талантливейшего и реализовавшего себя на … тут должно быть какое-то число процентов, но герои «Заговора чувств» были бы против математики в этом вопросе.

    Сергей Женовач выпустил немало спектаклей по литературе первой половины 20-го века, один только Михаил Булгаков им ставился многократно. В данном случае постановка МХТ рифмуется с «Самоубийцей» по Николаю Эрдману, принесшей Женовачу множество наград (в частности, две «Золотые маски»). Похожа сценография, только вместо дверей конструктивистское полотно, появляется и духовой оркестр (правда, не в зале), есть что-то общее у главных героев, Кавалерова и Подсекальникова. А чудотворец с желтой подушкой будто отправляет нас в «Старуху» Даниила Хармса, также недавно поставленную Женовачем. Чудотворец Хармса легко мог превратить сарай в кирпичный дом, но не делал этого, точно как и ключевой персонаж «Зависти», безумный «король пошляков» и командующий «парадом возвращения чувств» желания выслушивает, но не исполняет.


    Братья Бабичевы, великолепный, успешный колбасник Андрей (Михаил Пореченков) и Иван (Артем Волобуев), пытающийся обрушить на это могучее новое время всю мощь старых, отмирающих за ненужностью чувств, скользящий в атаку сверху вниз по еще не придуманной пирамиде Маслоу, — это противостояние будет вечным. Как и сдавленная братьями фигура завистливого лузера Кавалерова (Алексей Краснёнков), который все время забывает, что ему не 28, а тысяча лет.


    За «Заговор чувств» Сергей Васильевич также успел получить награду — «Хрустальную Турандот» за режиссуру. Эта работа, конечно, займет достойное место в списке спектаклей Женовача, как и его постоянного компаньона — художника Александра Боровского, как и актеров (помимо уже перечисленных это Авангард Леонтьев, Софья Райзман и др).

    Итак, «Заговор чувств» поставил точку под октябрем в афише МХТ, а новый руководитель, Константин Хабенский, за день до этого провел встречу с труппой. Теперь актер, а не режиссер будет вести за собой знаменитый МХТ, и новость об этом произвела изрядный резонанс. Комментировали назначение, кажется, все и везде, от Ксении Собчак до «Матч-ТВ». Если же оперировать экспертной оценкой, то известный режиссер Юрий Бутусов, кстати, немало повлиявший на успешное развитие карьеры Хабенского, назвал его назначение ошибочным, стратегически неверным решением. «Театром должен руководить режиссер, у которого есть художественная идея, художественное понимание целого, стратегия, уже не говоря о том, что человек должен уметь делать спектакли» — прокомментировал Бутусов mk.ru.

    А вот мнение председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина, которого не спросили, но он все же высказался.

    «Когда назначали Сергея Женовача меня спрашивали, что я по этому поводу думаю… Когда сейчас его убрали с формулировкой „по собственному желанию“, меня никто не спросил… А если бы кому-нибудь захотелось узнать, что я думаю о всей этой ситуации, то я ответил бы: Московский Художественный театр возник как Театр Режиссерский, с него родилось само понятие — режиссер. Его не может возглавить просто очень хороший артист, за которым нет опыта театрального руководства, или менеджер. МХТ — это не просто один из театров, это один их главных театров страны», — подчеркнул Александр Калягин.

    У Сергея Женовача, прекрасного режиссера и создателя театра «Студия театрального искусства», было всего 3,5 года на то, чтобы вдохновить своими идеями и высочайшим (тут не спорят и его оппоненты) мастерством художественный театр. В некотором смысле вернуть театр домой, ведь территориально «СТИ» находится на месте фабрики, принадлежавшей семье Станиславского, где Константин Сергеевич приобщал к любимому искусству рабочих.

    Конечно же, после смерти Олега Табакова возглавить МХТ хотели многие, кого-то назначение именно Сергея Женовача резануло в самое сердце. Именно, поскольку театр Женовача достаточно сильно контрастирует с театром, например, Константина Богомолова, два спектакля которого в этом году было решено снять с репертуара МХТ. Два этих театра — это два совершенно разных персонажа «Заговора чувств» по фамилии Шапиро.

    У Сергея Васильевича театр, а не КВН, при том, что игры и ребячества на сцене может быть очень много, что подтвердят поклонники «СТИ». Но это не имеет ничего общего с ремейками «Королевского жирафа» — только для московской буржуазии, а не американской глубинки Марка Твена. Голыми при луне танцевать будете? Нет? Что ж это за театр тогда такой?

    Современная элита, разумеется, вправе желать своего «театра», а министерство культуры должно прислушиваться к этой наиболее важной публике. Помимо всего прочего, она готова нести на театральное Поле чудес в Камергерском переулке немало золотых.

    Наверное, в противостоянии с этой аудиторией Женовач в МХТ был обречен, и в этом году за него взялись всерьез. Последние месяцы как-то очень уж участились раздумья в соцсетях и телеграм-каналах о том, что, дескать, у худрука не получается, и снимаются успешные спектакли Богомолова и Кирилла Серебренникова, а вот еще и Андрей Бурковский сообщил о своем уходе, и экономически все плохо, и вообще пропал наш художественный театр.


    Упреки по поводу сборов на втором году пандемии впечатляют. Впрочем, пик претензий к Женовачу в МХТ довелось (и не так редко) встречать в комментариях — мол, Бузову пригласил. Ну что ж, различать два МХАТа должны уметь не только лишь все московские театралы.

    Вы можете спросить, не много ли о Богомолове? Но вот вам свежая новость — уже в понедельник, 1 ноября, МХТ объявил о возвращении «Идеального мужа», первым, так сказать, указом Хабенского.

    Подытожим словами самого Сергея Женовача. После новости о его уходе из МХТ на странице «СТИ» была опубликована следующая вполне исчерпывающая цитата режиссера.

    «Сейчас происходит подмена искусства драматического театра зрелищем, шоу. Говорят — это очень тоскливо, скучно, давайте как-то это сделаем повеселей. Как говорит Мышлаевский о России в одной из булгаковских редакций „Белой гвардии“ — это как стол, как его ни переворачивай, он рано или поздно встанет на ножки, это просто его естественное положение. Здесь можно только одно понять: драматический театр — это не досуг, это не времяпровождение, это культурная миссия. Пусть это звучит пафосно. Люди должны читать книги, слушать музыку, смотреть серьезные глубокие фильмы и смотреть хороший настоящий театр, получать радость, удовольствие, и что-то понимать про эту жизнь, тренировать свои чувства, эмоции, интеллект и воображение, возвращаться в какую-то детскость, в игру, о которой мы забываем за той суетой, которую нам предлагает эта жизнь. Вот это самое, наверное, главное. И неправда, что зрителей нет! Зрители есть, и они скучают по такому театру. Они не приходят, потому что они когда-то разочаровались в нем и уже не верят».


    Последнюю неделю октября, ставшую последней и для работы Сергея Женовача в качестве художественного руководителя МХТ им. Чехова, завершил его же «Заговор чувств» по произведениям Юрия Олеши. «Заговор чувств» — это инсценировка повести «Зависть», сделанная самим Олешей. Прекрасное и противоречивое произведение такого же автора, талантливейшего и реализовавшего себя на … тут должно быть какое-то число процентов, но герои «Заговора чувств» были бы против математики в этом вопросе. Сергей Женовач выпустил немало спектаклей по литературе первой половины 20-го века, один только Михаил Булгаков им ставился многократно. В данном случае постановка МХТ рифмуется с «Самоубийцей» по Николаю Эрдману, принесшей Женовачу множество наград (в частности, две «Золотые маски»). Похожа сценография, только вместо дверей конструктивистское полотно, появляется и духовой оркестр (правда, не в зале), есть что-то общее у главных героев, Кавалерова и Подсекальникова. А чудотворец с желтой подушкой будто отправляет нас в «Старуху» Даниила Хармса, также недавно поставленную Женовачем. Чудотворец Хармса легко мог превратить сарай в кирпичный дом, но не делал этого, точно как и ключевой персонаж «Зависти», безумный «король пошляков» и командующий «парадом возвращения чувств» желания выслушивает, но не исполняет. Братья Бабичевы, великолепный, успешный колбасник Андрей (Михаил Пореченков) и Иван (Артем Волобуев), пытающийся обрушить на это могучее новое время всю мощь старых, отмирающих за ненужностью чувств, скользящий в атаку сверху вниз по еще не придуманной пирамиде Маслоу, — это противостояние будет вечным. Как и сдавленная братьями фигура завистливого лузера Кавалерова (Алексей Краснёнков), который все время забывает, что ему не 28, а тысяча лет. За «Заговор чувств» Сергей Васильевич также успел получить награду — «Хрустальную Турандот» за режиссуру. Эта работа, конечно, займет достойное место в списке спектаклей Женовача, как и его постоянного компаньона — художника Александра Боровского, как и актеров (помимо уже перечисленных это Авангард Леонтьев, Софья Райзман и др). Итак, «Заговор чувств» поставил точку под октябрем в афише МХТ, а новый руководитель, Константин Хабенский, за день до этого провел встречу с труппой. Теперь актер, а не режиссер будет вести за собой знаменитый МХТ, и новость об этом произвела изрядный резонанс. Комментировали назначение, кажется, все и везде, от Ксении Собчак до «Матч-ТВ». Если же оперировать экспертной оценкой, то известный режиссер Юрий Бутусов, кстати, немало повлиявший на успешное развитие карьеры Хабенского, назвал его назначение ошибочным, стратегически неверным решением. «Театром должен руководить режиссер, у которого есть художественная идея, художественное понимание целого, стратегия, уже не говоря о том, что человек должен уметь делать спектакли» — прокомментировал Бутусов mk.ru. А вот мнение председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина, которого не спросили, но он все же высказался. «Когда назначали Сергея Женовача меня спрашивали, что я по этому поводу думаю… Когда сейчас его убрали с формулировкой „по собственному желанию“, меня никто не спросил… А если бы кому-нибудь захотелось узнать, что я думаю о всей этой ситуации, то я ответил бы: Московский Художественный театр возник как Театр Режиссерский, с него родилось само понятие — режиссер. Его не может возглавить просто очень хороший артист, за которым нет опыта театрального руководства, или менеджер. МХТ — это не просто один из театров, это один их главных театров страны», — подчеркнул Александр Калягин. У Сергея Женовача, прекрасного режиссера и создателя театра «Студия театрального искусства», было всего 3,5 года на то, чтобы вдохновить своими идеями и высочайшим (тут не спорят и его оппоненты) мастерством художественный театр. В некотором смысле вернуть театр домой, ведь территориально «СТИ» находится на месте фабрики, принадлежавшей семье Станиславского, где Константин Сергеевич приобщал к любимому искусству рабочих. Конечно же, после смерти Олега Табакова возглавить МХТ хотели многие, кого-то назначение именно Сергея Женовача резануло в самое сердце. Именно, поскольку театр Женовача достаточно сильно контрастирует с театром, например, Константина Богомолова, два спектакля которого в этом году было решено снять с репертуара МХТ. Два этих театра — это два совершенно разных персонажа «Заговора чувств» по фамилии Шапиро. У Сергея Васильевича театр, а не КВН, при том, что игры и ребячества на сцене может быть очень много, что подтвердят поклонники «СТИ». Но это не имеет ничего общего с ремейками «Королевского жирафа» — только для московской буржуазии, а не американской глубинки Марка Твена. Голыми при луне танцевать будете? Нет? Что ж это за театр тогда такой? Современная элита, разумеется, вправе желать своего «театра», а министерство культуры должно прислушиваться к этой наиболее важной публике. Помимо всего прочего, она готова нести на театральное Поле чудес в Камергерском переулке немало золотых. Наверное, в противостоянии с этой аудиторией Женовач в МХТ был обречен, и в этом году за него взялись всерьез. Последние месяцы как-то очень уж участились раздумья в соцсетях и телеграм-каналах о том, что, дескать, у худрука не получается, и снимаются успешные спектакли Богомолова и Кирилла Серебренникова, а вот еще и Андрей Бурковский сообщил о своем уходе, и экономически все плохо, и вообще пропал наш художественный театр. Упреки по поводу сборов на втором году пандемии впечатляют. Впрочем, пик претензий к Женовачу в МХТ довелось (и не так редко) встречать в комментариях — мол, Бузову пригласил. Ну что ж, различать два МХАТа должны уметь не только лишь все московские театралы. Вы можете спросить, не много ли о Богомолове? Но вот вам свежая новость — уже в понедельник, 1 ноября, МХТ объявил о возвращении «Идеального мужа», первым, так сказать, указом Хабенского. Подытожим словами самого Сергея Женовача. После новости о его уходе из МХТ на странице «СТИ» была опубликована следующая вполне исчерпывающая цитата режиссера. «Сейчас происходит подмена искусства драматического театра зрелищем, шоу. Говорят — это очень тоскливо, скучно, давайте как-то это сделаем повеселей. Как говорит Мышлаевский о России в одной из булгаковских редакций „Белой гвардии“ — это как стол, как его ни переворачивай, он рано или поздно встанет на ножки, это просто его естественное положение. Здесь можно только одно понять: драматический театр — это не досуг, это не времяпровождение, это культурная миссия. Пусть это звучит пафосно. Люди должны читать книги, слушать музыку, смотреть серьезные глубокие фильмы и смотреть хороший настоящий театр, получать радость, удовольствие, и что-то понимать про эту жизнь, тренировать свои чувства, эмоции, интеллект и воображение, возвращаться в какую-то детскость, в игру, о которой мы забываем за той суетой, которую нам предлагает эта жизнь. Вот это самое, наверное, главное. И неправда, что зрителей нет! Зрители есть, и они скучают по такому театру. Они не приходят, потому что они когда-то разочаровались в нем и уже не верят».

    Комментарии для сайта Cackle
    Здравоохранение
  • Топ-10 советов, как побороть тревожность...
  • Как избежать проблем со здоровьем в период садово-огородных работ?...
  • Фитнес-тренер рассказала, как мотивирует своих подопечных заниматься спортом и после прохождения онлайн-марафона...
  • Медицина
           

    Авто
  • За океаном и в Европе опасаются смерти их автопрома, который не выдержит конкуренции с китайскими машинами...
  • Признанные автогиганты всухую проиграли китайским новичкам...
  • Другие новости
    up
    Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика