На фильмах популярного российского кинорежиссера, продюсера, сценариста Карена Шахназарова, отмечающего сегодня 70-летие, выросло и воспитано не одно поколение. Достаточно назвать такие громкие творческие его достижения, как «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», ставшие в свое время настоящими кинохита и многие другие. А еще без малого четверть века Карен Георгиевич возглавляет киноконцерн «Мосфильм», который, по убеждению людей очень близких к этой любимой народом отрасли, при нем не то что существенно преобразился в лучшую сторону, а по сути возродился. Запомнился и его ответ одному из изданий, тщетно пытавшегося проникнуть в самую глубину его личной жизни. «Кино — моя единственная всепоглощающая страсть. Оно и есть главный смысл моей жизни», — таков был ответ кинорежиссера. Когда его все же достали однажды вопросом, какие девушки ему больше нравятся — умные или красивые, не задумываясь, отпарировал: «Конечно, красивые!». И закрыл тему.
Пытаясь все же расширить свое представление о чисто человеческих чертах Шахназарова, вспомнил об увиденном десять лет назад «кинокапустнике», посвященном его коллегами предыдущему большому юбилею мастера. Так вот, выяснилось, что он, подобно Наполеону, Саре Бернар, Денису Давыдову и Максиму Горькому, родился в год Дракона. Что ежедневно проплывает по два часа, чего и нам желает. Что питается только раз в день — вечером, презирая завтраки и обеды. А еще обладает великолепным чувством юмора, что и так понятно всем, кто знаком с его киноработами. И это поспособствовало появлению в кругу его друзей многих лучших спецов по этой части. В чем я и убедился, поговорив с известным писателем и кинодраматургом Аркадием Ининым.
— С Кареном мы дружим лет сорок, — начал свой рассказ Аркадий Яковлевич. — Я его очень люблю и как человека, и как художника, и как организатора. В моем представлении он личность эпохи Возрождения. Такой своеобразный наш Леонардо да Винчи, могущий все. Тот, как известно, и картины писал, и вертолеты изобретал и т. д., и т. п. Карен, во-первых, конечно, прекрасный режиссер — тут и спорить не о чем. Причем в самых разнообразных ипостасях. Меня, он, к примеру, удивлял тем, что вслед за «Мы их джаза» и «Курьером» он ставит «Город Зеро», «Цареубийцу»… То есть он талантливо-разнообразен. Что касается организаторских его способностей… Я прекрасно помню центр нашей киношной жизни — бурлящий, вулканизирующий открытиями Мосфильм советских лет. А затем — полная тишина 90-х, пустующие площадки, павильоны, полное запустение, отражающее то время. А потом появление Карена, превратившее Мосфильм в процветающее предприятие не только в производственном, но и в финансовом смысле. Оно ничего не просит из госбюджета, а живет исключительно за счет собственного производства. Так при нем отстроена хозяйственная жизнь. Под его руководство возведен новый корпус с прекрасным кинозалом. А еще создан своеобразный музей костюмов и реквизита, как ты сам понимаешь, весьма необходимый при создании очередной киноленты.
— В последнее время его все чаще доводится видеть на политических ток-шоу. Как это вяжется с профессией кинодеятеля?
— Терпеть не могу большинство диванных политиков, завсегдатаев ток-шоу, но всегда поражаюсь тому, как ведет себя там Карен. В отличие от размахивающих руками и обязательно орущих экспертов, пытающихся в первую очередь преподнести себя, он просто разговаривает. Причем настолько внятно и вразумительно доносит суть своей позиции, иногда резко и довольно жестко, что его не пытается перебить даже привыкший это с удовольствием делать ведущий Владимир Соловьев. И я бы назвал Карена не политиком, а философом. А главное, что нас с ним (пусть нас и назовут «совками») очень роднит — Карен даже не пытается скрыть своего происхождения из страны Советов. Поэтому я с глубоким удовольствие в этот для него праздничный день пожелаю ему не менять свей политической и жизненной ориентации и, конечно, здоровья!