В современном мире кинематограф находится на стыке различных областей практической деятельности и знаний. Сегодня к созданию успешных фильмов специалисты подходят с использованием инструментов из различных профессиональных сфер. Сфера психологии человеческого восприятия является одним из фундаментальных направлений, связанных с современным кинематографом.
Роль психологии восприятия в кино
Как отмечают исследователи современного кино, кинематограф, его элементы и концепции тесно взаимосвязаны с психологией человеческого восприятия. Кино, как искусство, опирается на визуальные, звуковые и эмоциональные стимулы для создания зрительской реакции, впечатлений и эмоционального отклика. Однако сценарист в целях достижения эффективной эмоциональной связи между зрителем и фильмом или конкретным персонажем должен учитывать ключевые концепции психологии восприятия. Очень важной частью в современном кинематографе является построение и развитие конфликтной ситуации, эффективность визуализации которой строится на законах и концепциях психологии.
Под психологией восприятия исследователи и теоретики подразумевают чувственную интерпретацию ситуаций, происходящих событий, отношений, обстановки через призму взаимосвязей и развития. Главной целью данного процесса является создание психологической ориентации человека в пространстве, поэтому восприятие также всегда связано с эмоциональным отношением и состоянием.
Как утверждают эксперты и теоретики, именно через психологию восприятия у зрителя формируется и преобразуется образ фильма как художественной единицы, а эмоции или мотивируют к просмотру, или отталкивают. Эмоциональная связь между фильмом, персонажами и зрителем формируется и закладывается еще на первичном этапе написания сценария, поэтому сценаристу для создания качественной работы необходимо учитывать психологические особенности восприятия кино зрителями.
Ритм и темп
Ритм и темп событий играют существенную роль в создании эмоционального воздействия на зрителей. Многочисленные исследования показывают, что люди предпочитают определенные ритмические и темповые модели, более склонны сопереживать персонажам и следить за сюжетом при наличии конкретных темпоритмических паттернов. Например, исследователи выявили, что фильмы с динамичным и изменчивым ритмом имеют большую привлекательность для зрителей, чем фильмы с однообразным темпом, так как они вызывают большой спектр контрастирующих эмоций. В контексте создания темпа и ритма в кино можно выделить следующие основные принципы:
— Варьирование скорости смены сцен и интенсивности действия в разных частях фильма с целью создания эмоциональных пиков и спадов;
— Поддержание баланса между эмоциональным напряжением и отдыхом, необходимое для предотвращения утомления зрителей;
— Использование монтажных техник, таких как смена ракурсов и ритмичный монтаж, для акцентирования на ключевых моментах и создания эмоциональной динамики.
Примером может служить фильм «Великий Гэтсби» режиссера База Лурмана, выпущенный в 2013 году. Создатели искусно используют быстрые и энергичные смены сцен, чтобы передать атмосферу безудержного веселья и модели избыточного потребления эпохи 1920-х годов.
Эмоциональная связь
Кинематографу под силу передавать и вызывать эмоции. Понимание психологии, эффектов эмоций и их влияния на зрителей является важным аспектом для сценариста. Создание персонажей, с которыми зрители могут себя идентифицировать и которым могут сопереживать, помогает углубить связь между аудиторией и фильмом. С помощью диалогов, сценарных конфликтов и развития персонажей сценарист может достичь эмоциональной резонансности с публикой. Многочисленные исследования в области кинематографии подтверждают, что эмоциональная резонансность способствует глубокому вовлечению и сопереживанию. Сценаристу следует уделять внимание созданию персонажей, с которыми зрители смогут легко себя ассоциировать и переживать их эмоциональные состояния.
Основные принципы создания сильной эмоциональной привязки к персонажу и сюжету:
— Создание персонажей с яркой и уникальной психологией, проработка мотивирующей структуры, многогранности предыстории и сформировавшегося характера;
— Создание сцен и сюжетных поворотов, вызывающих эмоциональные реакции у зрителей, например, конфликтов, потерь или успехов главных героев;
— Использование диалогов и действий персонажей для передачи их внутреннего мира и эмоционального состояния.
В качестве примера можно привести фильм «Исчезнувшая» (2014 года выпуска) режиссера Дэвида Финчера, в котором используются натуралистичные диалоги и эмоционально насыщенные сцены, чтобы погрузить зрителей в психологическую напряженность и сомнения главной героини.
Восприятие времени
Исследователи в области психологии утверждают, что восприятие времени может изменяться в различных ситуациях. Кино может манипулировать этой особенностью человеческого восприятия, ускоряя или замедляя ощущение времени. Среди эффективных сценарных элементов можно выделить изменение скорости повествования. Например, исследования показывают, что ускорение сюжетного развития фильма может создать ощущение напряжения и возбуждения, а замедление — умиротворения и задумчивости. Среди важнейших принципов работы с эмоциональным восприятием времени в кино исследователи выделяют следующие:
— Использование различных техник редактирования, таких как быстрые смены кадров или замедленная съемка, направленных на игру с восприятием времени;
— Синхронизация хронологической структуры событий с эмоциональными состояниями персонажей;
— Использование временных сдвигов или флэшбэков для обогащения сюжетной линии и создания дополнительной сложности в концепции временного восприятия.
Принципы восприятия времени в кинематографе могут быть иллюстрированы на примере фильма «Интерстеллар» (2014 года выпуска) режиссера Кристофера Нолана. В фильме использованы различные техники, чтобы передать ощущение временного сжатия и расширения, которые создают напряжение и эмоциональное воздействие на зрителей. Комбинирование длительных панорамных съемок, ускоренного монтажа и эффектов временных сдвигов позволяет зрителям пережить путешествие героев через пространство и время вместе с героями.
Визуальная коммуникация
Кино — это визуальное искусство, и сценаристу необходимо учитывать, как зрители воспринимают и интерпретируют визуальные образы. Использование символов, метафор, цветовых палитр и кадровой композиции может эффективно передавать настроение, тему и сюжет фильма. Сотрудничество с режиссером и оператором позволяет сценаристу создать визуальные элементы, соответствующие задуманному эффекту на зрителей.
Основные принципы визуальной коммуникации со зрителем:
— Использование символов и метафор для передачи скрытых смыслов и эмоций;
— Работа с цветовыми палитрами, создание определенной атмосферы или выделение ключевых моментов;
— Обращение к кадровой композиции с целью акцентировать важные элементы или создать глубину пространства.
В качестве примера можно привести фильм «Гран Торино» (2008 года выпуска) режиссера Клинта Иствуда. Создатели используют цветовые контрасты между главным героем и окружающим миром, чтобы подчеркнуть его изоляцию и внутренний конфликт, передать это ощущение зрителю.
Автор Игорь Самойлов — эксперт в области кинодраматургии, сценарист, писатель