Спрос на книги на традиционном бумажном носителе стремительно падает, продажи снижаются на 30−50% и более в год в зависимости от типа литературы. И если учебники и справочники ещё худо-бедно покупают, детские книжки тоже — тут деваться некуда, то торговля беллетристикой окончательно ушла в онлайн. Тиражи чисто номинальные, так как никто это не купит — романы по 700−900 рублей за штучку и дороже нынче доступны немногим.
Торговцы книгами бьют тревогу — по итогам первой половины 2023 года снижение реализации по числу проданных экземпляров составило в среднем около 40%. По деньгам примерно так же, хотя всё очень сильно подорожало. Но разгадка тут крайне проста. Люди просто покупают только то, что совсем уж необходимо, и что стоит недорого.
В среднем за последние 12 месяцев бумажные книги подорожали на 20%, хотя отдельные продукты выросли в цене намного больше. Те издания, которые выпускались на импортной бумаге, подорожали сильнее всего. Их, понятное дело, не берут совсем. И, чтобы как-то компенсировать это, задираются ценники на то, что заведомо купят. Например, на продукцию для самых маленьких.
«Родители достаточно консервативны и не готовы давать ребенку в руки планшет или смартфон. Они стараются с детства приучить его к мелованной бумаге, показывать иллюстрированные картинки через личный контакт. Поэтому цифровой формат не пользуется такой популярностью. Он может быть дешевле, но печатные книги эффективнее, — говорит книгоиздатель Федор Еремеев.
Однако на хитрые задницы торгашей нашёлся и тот самый винт с левой резьбой — современные мамы-папы обратились к советскому наследию. То есть к тем колоссальным запасам детских книг, которые до сих пор хранятся в большинстве российских семей.
Плюсов тут, в общем-то, масса, минусов — нет совсем. Во-первых, дети воспитываются на традиционных добрых персонажах, на наших — Чебурашка, Маша-растеряша, Умка, ёжики, зайчики и прочие Иванушки-дурачки. Вражеские Гарри Поттеры и иные «иноагенты» по чисто финансовой причине отправлены в отставку, так как денег на покупку переводной литературы у народа, по большей части, нет.
Во-вторых, экономятся семейные бюджеты.
И, в-третьих, по «хотелкам» торгашей и издателей наносится очень болезненный удар. Прошли те времена, когда можно было грести сверхприбыли на девчонках и мальчишках. Ибо нечего!
Снова пошёл обмен книгами между родственниками, друзьями и знакомыми. Резко оживился и вторичный рынок — эти товары, ранее никому не нужные, теперь пользуются популярностью.
Если послушать каждого в отдельности издателя, то никто ничего плохого как бы и не видит. Именно у него продаже растут, а не падают, всё если и не хорошо, то нормально точно. Парадокс, однако — рынок-то стремительно схлопывается… По детским книжкам — да, всё не так уж и катастрофично, а вот литература для взрослых переживает совсем уж непростые времена.
Кстати, тут тоже стоит отметить одну позитивную тенденцию — практически ушли откровенно пропагандистские издания вроде биографии старой антироссийской жабы Мадлен Олбрайт. Как несложно догадаться, никто это особо не читал, но подобных книг, выпускаемых по «грантам» Госдепа, было очень много. Пропагандистская машина работала. Сейчас для российских издателей оно чревато, и это — неплохо. Хотя те же мемуары Билла Клинтона, наверное, покупали. Картинок там нет, но ведь всё равно интересно…
А в целом всё очень странно. Согласно данным Российской книжной палаты, на первом месте по тиражам Достоевский (почти полмиллиона единиц!). «Старушка-процентщица — гривенник, десять старушек — рубль» — занимательная экономика от совестливого гопника Раскольникова. На втором — аполитичная Агата Кристи. На третьем — Анна Джейн (Анна Потапкина). Далее — Эрих Мария Ремарк, пятый — Лев Толстой. Стивен Кинг, который был первым, по политическим причинам переехал на 6-е место — свои книги в РФ он вроде как запретил издавать. Джоан Роулинг тоже, поэтому по детским книгам лидирует Корней Чуковский. Отлично!
Дамские романы, понятное дело, покупают и будут покупать, но кому нужны сотни тысяч томов Толстого и Достоевского? Ровно, как и промышленное количество английских детективов. Книги Ремарка и так есть практически в любой семье, да и творения американского классика ужаса тоже. С Чуковским хоть всё понятно, его точно будут брать — дети имеют свойство выводить книги из обращения тем или иным способом.
Оскар Уайльд, Михаил Булгаков, иноагент Борис Акунин (увы, исписался), Артур Конан Дойль, Н.В. Гоголь, наконец, практически нечитабельный Оруэлл Джордж — зачем всё это в таком промышленном количестве? Подобные книги и сегодня отдают даром, причём не современные поделки, а качественные советские тома. Так как этого уже давно слишком много, а квартирный вопрос испортил людей — жилплощадь не резиновая: вместо книжного шкафа можно поставить кровать пошире.
В числе странностей также недавняя попытка издательств выпустить на бумаге писателей с «Дзена», причём инициаторами этого был именно бизнес. Пригласили авторов с самым крупным числом подписчиков и понапечатали их книжек. Увы, никто это не покупает. Фокус не удался, факир был пьян.
Создаётся впечатление, что идей нет, думу коммерческую никто не думает, а издают абы что. Периодически хватаясь за всякие «модные» идеи. Но пока прорывов нет, покупателей зацепить ничем не удаётся. Народ считает каждую копеечку и покупать туфту отказывается.
Напротив, в виртуальном книжном мире всё неплохо, даже хорошо. Рынок аудиокниг растёт спринтерскими темпами, дело движется и с продажами электронных. Подписки на специализированных ресурсах, где авторы творят в режиме реального времени, тоже прогрессируют. Всё, действительно, позитивно — и даже очень!
Бесспорно, книжные издательства пытаются поучаствовать в этом празднике жизни, то есть тоже пытаются торговать PDF-ками и просто текстами. Но не очень успешно, так как тут они явно лишние, сейчас прямая связь между автором и читателем — норма. Посредником может быть только некая электронная система, которая просто собирает деньги и раздаёт права доступа к материалам. Но тут рынок уже занят.
Особо трогательна попытка ряда структур торговать электронными книгами «классиков» российской литературы. «Не могу молчать!» — вскричал Герасим, швыряя в пруд Муму.
«Если раньше, будем считать, до 2008 года, нормальным тиражом для фантастики считалось 30 тысяч экземпляров, тираж в 50 тысяч был хорошим, то сейчас для фантастики нормальным считается тираж в 1,5 тысячи. Три тысячи экземпляров — уже хороший, а пять тысяч — уже очень хороший», — объясняет литературный критик Андрей Щербак-Жуков.
По сути, издание печатной книги превратилось в презентационное действие, не более того. Можно устроить пресс-конференцию и помахать красочной обложкой перед камерами. На обложки нынче модно помещать дивных эльфиек с выдающимися формами и луком. Эльфиек без лука не бывает, из него типичная эльфийка садит как из пулемёта.
Согласно данным исследовательского холдинга «Ромир», 35% россиян вообще не покупают книги. Хотя это не значит, что они не читают. Напротив, русские, по-прежнему, одна из самых читающих наций на планете. А может и самая читающая.
Но экономика, увы, диктует свои правила. Детские книги приходится вытаскивать с антресолей и из пыльных чуланов, а себе скачивать нечто в интернете. Или покупать подписки на современных авторов, благо, недорого. Да и приятно кого-то адресно поддержать своими невеликими копейками.