Случай с артистом Михаилом Ефремовым, по пьяной лавочке убившим в ДТП человека, вообще-то очень показательная история. В первую очередь, из-за того, что сразу в обществе стали проявляться многочисленные стереотипы.
Например, разговоры о жалости к «оступившемуся» и о травле, мол, всем миром накинулись, а он и без того страдает. С кем не бывает и кто не без греха, лучше бы рассола принесли… Но дело в том, что часто именно бурная общественная реакция дает надежду на справедливость, что все не будет спущено на тормозах, а совершивший преступление не отделается легкой нервотрепкой, а после и вовсе быстро забудет все, как страшный похмельный сон. Мы ведь знаем, про пороки нашего общества: отмазы, блат и ощущение вседозволенности у определенной его части.
Далее идут сетования, что погибшего не воскресить, давайте поможем семье и не будем мстительными. Но, извините, вовсе не о мстительности идет речь, а об обыкновенном акте справедливости: убил человека — ответь, чтобы другим не повадно было. Да, и все эти разговоры про «не воскресить» на самом деле не такие уж и безобидные. Пошлее и не придумаешь: пойду, раздавлю человека, а потом заплачу по прайсу за доставленные неудобства…
Сегодня мы вздохнем и промямлим «не воскресить», а завтра будет новый список жертв, которых не воскресить. Все же просто: тут прямая причинно-следственная связь. А мы так и будем со своим фатализмом оставаться статистами: чему быть, того не миновать? Если бы раньше всем миром не жалели бедного и страждущего артиста Ефремова, не были бы толерантны к его… «слабостям», то и живым остался человек, оказавшийся на пути его пьяного зверя.
Но мы толерантны и очень великодушны. Прямо ярмарка тщеславия у нас такая: прояви максимум великодушия и будет шанс выиграть приз всяческих симпатий. Что это за приз — неведомо, но не исключено, что так себе на всякий случай алиби составляем.
При этом никто не хочет и о своей ответственности порассуждать. В какой момент пошатнется та тонкая грань, когда в своей святой простоте становишься уже на сторону зла и подельником? А Ефремов сейчас как раз там. Никто ведь из нынешних жалельщиков в свое время не потянул его за рукав, когда он по этой грани долго и упорно показушно гарцевал. Вроде бы, серьезный урок, но какой ценой…
Сетуют также по поводу того, что оступился Ефремов и сразу перестал быть артистом (это все к сетованиям по поводу якобы разразившейся травли). А как иначе? Совершил человек убийство, значит, он убийца. Чикатило ведь мы не называем учителем-словесником, а Гитлера — венским художником. Какая разница кто по профессии пьяный водитель, совершивший смертельное ДТП? Это дело десятое.
Главное же во всей этой истории — жажда справедливости общества, а также серьезное неприятие подобного рода преступлений, кто бы их не совершил. В России — жуткое количество смертельных ДТП с участием пьяных водителей. Вся статистика общедоступна. Давно уже говорится о том, что пьяные за рулем ведут настоящую войну с обществом. И при этом вся эта публика получает сравнительно мягкое наказание. А когда у тебя нет тормозов, да еще и деньги в кармане, то и любое море по колено. Хоть море крови. Чужой… Такое ощущение, что именно наша толерантность и снисходительность позволяет многим вольно прогуливаться по той самой грани.
Впрочем, речь касается не только знаменитых персон и автопроисшествий. Гуманный, оправдательный и все понимающий вектор — это хорошо, но часто так получается, что через это наше снисхождение легитимируются преступления.
Не мы такие, а жизнь такая — долго нам внушали эту формулу. Вот и применялась она к жизни и становилось все дозволено. Мы, будто свыкаемся с преступлением и вводим его на общих основаниях в жизнь. Коррупционер — ну, с кем не бывает. Украл — человек не без греха. Сел пьяным в стельку за руль — надо принимать человеческие слабости. Такой вот парад своеобразный устраивается, только не в перьях секс-меньшинств, а со статьями УК…
Это смертельное ДТП в центре Москвы напомнило еще и сравнительно недавнюю нашу историю. В свое время в самый разгар перестроечного костра с чем-то подобным боролись страстно и неистово. С привилегиями, а кто-то на этой «борьбе» себе головокружительные политические карьеры делал. Стремились искоренить тот самый блат и негодовали вместе с группой «ДДТ» по поводу мальчиков-мажоров, которые хозяевами жизни несутся по улицам на папиных «Волгах». Тогда в том страстном запале разнесли в пух страну, но так оказалось, что самое порочное, с чем, собственно, и боролись, было передано по наследству только в еще более убогом виде. Такая вот совсем не добрая усмешка судьбы, что у злого клоуна из фильма «Оно».
Теперь уже создается ощущение, что Михаил Ефремов своей жизнью и сыграл шукшинского «энергичного человека», типичного мажора, который ехал на папиной машине всю жизнь. Вошел в роль. Стал катафалком.
С ним ничего катастрофического не произойдет. Народ потыхтит, изольет свой гнев, а после еще больше пожалеет. Его осудят, но достаточно мягко. После это «мягко» подойдет под УДО или амнистию. Из всего процесса сделают сериально-новостное шоу. Для артиста — это только в плюс. Совсем скоро Михаил Ефремов еще скажет свое веское в формате «Господина хорошего» и поучит нас всех жизни…
Так получается, что вокруг этого ДТП накручивается еще и политическая подоплека (как без нее?). Но надо понимать, что в данном случае речь идет об уголовщине и только. А уголовщина — это презренная воровская «малина» в «Калине красной». Хоть и поют там песни и пляшут, а потом все равно идут убивать мужика. «Мужиков в России много», — говорят.
Специально здесь не привожу никаких примеров. Их у каждого в голове десятки крутятся, что твой Радзинский за рулем. Но обо всем этом уже не споет Нойз МС.
Помните, как шумно в свое время зашла его песня «Мерседес S 666»? Может и сейчас повторить? Какой там номер и марка ефремовского авто? Давайте дружно:
«Разрешите представиться, меня зовут … Михаил Ефремов
У меня нет ни кожистых крыльев, ни вампирских клыков …
Я — персонаж другого плана, существо высшего порядка…"