Весь западный мир охватили массовые протесты. Их специфика в том, что они объединены вокруг весьма неоднозначной фигуры убитого в США афроамериканца Джорджа Флойда. Если посмотреть на вещи с культурологической точки зрения, то выступления в Америке и Европе очень похожи на попытку якутского шамана Александра Габышева устроить «поход на Кремль».
Почему убийство полицейскими темнокожего Флойда, употреблявшего наркотики и занимавшегося сбытом фальшивых денег, вызвало бурю негодования по всем Соединенным Штатам, вполне понятно. Американская история знает множество подобных историй, и никого не удивляет, когда люди устраивают массовые беспорядки в городах из-за отдельного инцидента.
Странно то, что фигура Флойда сплотила вокруг себя протестантов в других странах. В Канаде люди выходят на улицы с именем убитого афроамериканца на устах. Акции в память Флойда устроили в Польше, которая никогда не имела колоний и не использовала труд черных невольников. Граффити с изображением Флойда рисуют даже протестанты на руинах в Сирии в Идлибе, в той его части, которая пока контролируется оппозицией.
Образ Флойда вдохновил людей и на совершенно невиданное ранее явление как снос памятников. Британцы с портретами афроамериканца в руках изрисовали надписями «расист» памятник Уинстону Черчиллю в Лондоне. Причем в годовщину высадки союзников в Нормандии в 1944 году. Памятник меценату и политику Эдварду Кольстону в английском Брисстоле и вовсе скинули с постамента и утопили в реке. То обстоятельство, что Кольстон занимался работорговлей, а Черчилль допускал расистские высказывания, скорее всего, стали лишь оправданием нового явления.
В Бельгии пытаются снести памятник королю Леопольду Второму, при котором бельгийские войска отличились жестокостью в Конго. Это при том, что памятник королю в столице Конго ни у кого не вызывает ненависти.
На самом деле, протесты вызваны в большей степени недовольством социальной системой. Но вот то, что именно Флойд стал их символом, можно назвать феноменом. Протест будто вышел в иррациональную плоскость. Покаяние поляков за убийство человека в США выглядит совсем иначе, нежели протест «желтых жилетов» против пенсионной реформы во Франции.
Но подобное наблюдается и в России. Неким символом недовольства политикой власти стал якутский шаман Александр Габышев, решивший в прошлом году устроить поход на Москву, чтобы «изгнать Путина». И надо отметить, что к этому действу, на первый взгляд простому чудачеству, власть отнеслась со всей серьезностью. Против Габышева выставляли лояльных к власти шаманов, его задерживали, отправляли на принудительное психиатрическое лечение, заводили уголовное дело.
И в этом году стоило только Габышеву сказать, что он готовит новый поход, как сотрудники полиции провели силовой захват шамана.
Если учесть, что схватили Габышева именно в тот день, как коронавирус диагностировали у пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова (а ранее с таким диагнозом слег Михаил Мишустин), то можно предположить и веру в сверхъестественное в самом Кремле.
Главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Андрей Володин считает, что по всему миру начался массовый протест, вызванный кризисом капитализма, который обрел новые формы:
— На Западе, похоже, осознали, что прежний строй капитализма и свободного рынка работает против их интересов. Эпидемия коронавируса стала ускорителем деструктивных процессов, которые протекали с момента распада Советского Союза. После распада СССР Запад лишился стимула совершенствовать социальную модель.
Бывший независимый кандидат в президенты США в 1992 и 1996 годах Росс Перо в свое время сказал сакраментальную фразу: «Холодная война закончилась, пора заниматься внутренними проблемами». Запад занимался внутренними проблемами меньше, чем внешними. Была создана искусственная экономика, построенная на перемещении необеспеченных финансов. Будучи президентом Франции, в 1995 году Жак Ширак назвал такую экономику «новым СПИДом».
Сейчас мы видим проявление недовольства во многих странах. Везде они идут по-своему. Скажем, в США кризис назревал давно.
«СП»: — Почему же протест на всём Западе строится вокруг фигуры убитого в Америке Джорджа Флойда?
— Протест сейчас носит именно демонстрационный характер. Фигура Флойда стала лишь катализатором. Как говорил классик, из искры разгорится пламя. Собственно, сейчас мы то и видим.
Уже выдающиеся финансисты планеты пишут, что создана искусственная экономика, которая не может долго существовать. Америка стала запалом. Все увидели, какие мощные протесты можно организовать, и стали устраивать акции в своих странах.
«СП»: — Просто удивительно, что убитый в США афроамериканец стал символом протестов в Польше.
— По сути, Флойд не герой, а фальшивомонетчик. Но эпидемия коронавируса привела к обострению социальных проблем. Случай с Флойдом лишь стал поводом в США. Протесты в Штатах превратились в образец для других. И Флойд стал образом всего протеста. Где-то протестом воспользовались деструктивные силы, но большинство настроены вполне здраво. Люди выражали свое несогласие с существующими порядками и раньше, но теперь появился символ.
«СП»: — Интересно, что в России появился такой феномен массового недовольства как шаман Габышев.
— Для протеста всегда нужен какой-то символ, он становится искрой, из которой возгорается пламя. Флойд в Америке превратился в образ, который ведет за собой огромные массы. И только начинается протест, как он начинает возрастать по нарастающей. И всегда найдутся яркие личности, которые могут превратить социальное недовольство в широкое демонстрационное движение.
Безусловно, можно провести параллель между протестами вокруг Флойда и походом шамана Габышева «на Кремль». В мире вообще всё взаимосвязано.
Чтобы протест стал массовым, его надо облечь в форму, понятную широким слоям общества. Вряд ли интеллигенция пойдет за шаманом. Но люди простой культуры воспринимают понятные символы, а ими могут стать кто угодно.