В октябре 2023 года замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев анонсировал введение в России новой системы высшего образования с 1 сентября 2025 года. «К этому моменту, — уточнил он, — должны быть разработаны не только новый макет, но и на основании этого макета утверждены новые федеральные образовательные стандарты».
Выступая 14 мая 2024 года на заседании Государственной Думы, кандидат на пост главы Минобрнауки Валерий Фальков заявил — в этой новой системе высшего образования с 2025 упраздняется понятие «бакалавр», вместо этого в России будет высшее образование и высшее специализированное образование.
«В прежней системе только бакалавры имели право поступать и получать специализированное образование бесплатно, то есть магистратуру. В новой логике любой, кто получил высшее образование, может также пойти и бесплатно получить специализированное образование», — пояснил он, отметив, что в новой системе магистратура как таковая сохранится, однако претерпит кардинальные изменения, поскольку за все время своего существования в прежней форме она, к сожалению, так и не стала эффективной.
Неужели то, о чем так долго и упорно мечтали все родители России, наконец-то произошло, и мы вновь возвращаемся к советскому, самому лучшему образованию в мире? Или речь идет всего лишь о смене вывески?
— По сути, Валерий Фальков открытым текстом заявил, что Россия отказывается от так называемой «Болонской системы» образования и больше не будет играть в эти фальшивые игры, которые были навязаны ей западными советниками, - отметил в беседе с «СП» сопредседатель общероссийского движения «Образование для всех», член-корреспондент РАЕН, доктор педагогических наук, профессор Сергей Комков.
— Наконец-то мы очухались, потому что с 2004 года, когда подписали документ о вхождении в эту систему, дипломы наших вузов по-прежнему не признавались и не признаются в Европе, как и раньше, хотя нам обещали обратное. Вся соль была в том, что пресловутая «Болонская система» изначально затачивалась под единый европейский рынок труда, но Россия не вписывалась в эту конструкцию изначально, так как не является членом ЕС, так что в этом нас, выходит, сознательно обманули.
«СП»: И как теперь будет выглядеть наша российская «вышка»?
— Мы просто возвращаемся к изначальному варианту высшего профессионального образования, начиная готовить студентов в основном по пятилетним программам специалитета, вводя уже со второго-третьего курса спецпредметы. Но в отдельных профессиях — медицине, ядерной физике, космических и военных технологиях — углубляя специалитет до 7 лет. Дипломы и в том, и в другом случае будут одни — о высшем образовании.
«СП»: А как быть с теми, кто имел несчастье отучиться по «Болонской системе» и получить диплом «бакалавра»?
— Я думаю, либо им предложат пройти переподготовку в рамках каких-то курсов и надтарификационную процедуру, либо откроют систему переподготовки специализированных кадров. Основная проблема здесь заключается в том, что большинство «бакалавров» имеют дипломы юристов, менеджеров или иных сугубо гуманитарных дисциплин.
А, значит, либо им придется как-то трудоустраиваться самостоятельно, либо вообще учиться заново. Но хорошо, что при этом возвращается система заочного и вечернего высшего образования.
«СП»: Сколько лет нам потребуется на то, чтобы Россия получила новое поколение выпускников вузов, максимально приближенных по уровню знаний к уровню выпускников СССР?
— Этот процесс уже начался, потому что перестройка вузов пошла на деле ранее, около тысячи высших учебных заведений начали обучать студентов по 180, если мне не изменяет память, новым учебным спецпрограммам. Если учесть, что на 1−2 курсах даются в основном предметы общеразвивающего цикла, то где-то через 2−3 года мы успешно выйдем из тупиковой ситуации, если активность перестройки образования не снизится.
«СП»: Когда, наконец, у нашего образования дойдут руки до школьного образования, и страшные аббревиатуры ЕГЭ и ГИА, вгоняющие в состояние мандража миллионы детей и их родителей, канут в Лету?
— Я думаю, что серьезная перестройка итоговой аттестации в школах последует довольно быстро, ведь она полностью себя дискредитировала. Правда, как конкретно она будет выглядеть в итоге, сейчас не может сказать никто, даже сам Сергей Кравцов. Пока звучат общие слова о том, что она будет совершенствоваться.
Совершенно ясно пока только одно — система ЕГЭ, изначально чисто тестовая и необязательная, тоже исчезнет, и российская школа вернется к традиционной классической аттестации, в ходе которой выпускник школы должен будет показать уровень своего мышления, размышления, умение писать, общаться, излагать свои мысли и ориентироваться в окружающем мире.
Но самое главное — к концу школьного обучения выпускник должен будет более-менее четко представлять себе, в какой сфере он дальше будет в жизни продвигаться.
Поэтому очень большое значение с текущего учебного года уделяется системе средней профессиональной ориентации, чтобы школьник, сдавая экзамены, уже знал наверняка — будет он поступать в вуз или же пойдет в колледж или техникум. Ведь для успешной самореализации совсем не обязательно поголовно всех обучать в вузах, вся международная практика говорит об этом.
По времени, я думаю, до отмены всех уже «доставшего» ЕГЭ в той форме, от которой все трясутся, осталось менее пяти лет, даже если название останется прежним.
Уже в этом году, например, от набившего всем оскомину ЕГЭ осталось одно только «Г», ведь введенная норма, разрешающая дважды пересдавать ЕГЭ по одному предмету до начала приемной кампании в вузы поставила крест на этом экзамене как на «едином».
Так что, полагаю, уже через пару лет мы будем вспоминать о ЕГЭ как о страшном сне, полностью вернувшись к государственной аттестации — классическим школьным выпускным экзаменам.
«СП»: Очень хочется воскликнуть «Слава Богу!», но терзают смутные сомнения — не будут ли разномастные наши либералы, которых еще много на разных уровнях нашей системы образования, вставлять долгожданной реформе палки в колеса?
— Я не думаю, что это будет. Во-первых, ЕГЭ уже всех абсолютно достал. Более 80% родителей и общественников выступают за его отмену, учителя уже устали ратовать полным составом за его отмену, президент РФ выступил за возврат к традициям в системе образования. Так что если кто-то кое-где у нас порой и задумает вставить палки в колеса процессу реформирования нашего образования, то ему палки очень быстро и жестко обломают.
Не случайно во время обсуждения кандидатуры Сергея Кравцова на пост министра образования РФ в Госдуме ее председатель Вячеслав Володин, когда речь зашла о дистанционном образовании, жестко заявил — даже не думайте его внедрять, наше образование должно быть классическим, нормальным, очным, и если вы пойдете другим путем, мы с вами будем разговаривать по-другому.