Спикер Госдумы Вячеслав Володин и вице-спикер Ирина Яровая внесли законопроект, который запрещает принимать в школы детей мигрантов, если эти дети не знают русского языка. Сейчас школы обязаны принимать всех ребятишек (даже если их родители — нелегалы). Такие ученики часто чувствуют себя в классе глухонемыми, нервничают и мешают учителю вести урок.
Эту тему неоднократно поднимал советник президента Росси, глава СПЧ Валерий Фадеев:
— Десятки тысяч детей мигрантов не знают русский язык, включая тех, кто по возрасту подходят для восьмых классов школы. Согласно сегодняшнему закону, школа обязана их принять, хотя учиться они не могут. СПЧ предлагает изменить закон: ребёнка нельзя принимать в обычную школу, если он не знает русский язык, — рассказывал Фадеев «Свободной Прессе».
Главу СПЧ услышали. В пояснительной записке к законопроекту Володина-Яровой говорится:
«Законом устанавливается обязанность прохождения обязательного тестирования на уровень владения русским языком детьми иностранных граждан и лиц без гражданства при их поступлении в общеобразовательные организации. Обязательное тестирование вводится в целях обеспечения успешного освоения иностранными гражданами образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования на государственном языке Российской Федерации.
Уточняется, что при провале теста зачисление запрещено. Порядок проведения тестирования установит профильное министерство, а методическим обеспечением займется Рособрнадзор. Он же установит критерии для оценки знаний.
Другая новелла этого законопроекта заключается в том, что в школу перестанут брать детей тех лиц, которые находятся в России нелегально. Она, с большой долей вероятности, будет вычеркнута в первом чтении. На заседании Совета Госдумы 25 ноября, где впервые обсуждался законопроект, прозвучало мнение большинства: пока родители не депортированы — ребёнок не должен быть брошен и оставаться без присмотра.
По итогам заседания Вячеслав Володин сказал:
— Законопроект направлен в рассылку во все регионы для обсуждения законодательными собраниями. 9 декабря законопроект рассмотрит профильный комитет, а в первом чтении мы планируем рассмотреть его на пленарном заседании Госдумы 10 декабря.
Так куда же девать детей, которых не возьмут в школу? На это вопрос «Свободной Прессы» ответил депутат Государственной думы, член президиума ЦК КПРФ Николай Харитонов.
«СП»: Николай Михайлович, если ребёнка не возьмут в школу — он рискует остаться на улице, ведь его родители приехали работать, им может быть не до него. На улице без знания языка он будет чувствовать себя более комфортно, чем в школе?
— Я только очень вас прошу не торопиться, не заявлять о решении, которое еще не принято, а только начали обсуждать. Ещё большой и трудный разговор впереди.
На Совете Думы разговор шёл на грани — Яровую, которая возглавляет рабочую группу, вчера критиковали, доходило до эмоций. Здесь всё нужно продумать.
«СП»: Но законопроекты, которые вносит Володин, как правило, принимаются.
— Не обязательно в первоначальном виде. Срок вступления в действие этого закона может быть отложен до тех пор, когда появится всё необходимое для реализации. Куда девать этих детей — правильный вопрос.
Знаете, с языком в соседних с нами странах наделано уже много ошибок. Я молчу про Украину. Возьмём Казахстан. Назарбаев в начале своего президентства на русский язык не давил, он просто перевёл делопроизводство на казахский. И русские поехали — 2,5 миллиона русских покинули Казахстан.
Сейчас нужно определиться. Россия — страна многонациональная, граждан СНГ мы в любом случае воспринимаем, как своих граждан, даже если они не оформлены как следует.
«СП»: Вы предлагаете открыть в России таджикские и узбекские школы?
— Я не исключаю этого, если там детей научат русскому языку. Но есть и более простой вариант — более политически выгодный даже. Открывать русские школы в соседних странах. Мы знаем, из каких населённых пунктов к нам приезжает больше всего работников. У тех, кто планирует в перспективе уехать на заработки в Россию, должна быть возможность отдавать детей в такие школы.
Или отдавать детей на подготовительные курсы русского языка еще там — у себя на родине.
Мы долго на Совете Думы говорили, как это можно сделать на международном политическом уровне. И давайте не будем торопиться с объявлениями о конкретных решениях.
Мы очень много писем получаем из школ. Приходит ребёнок, русского языка не знает, а нужно брать. И он себя чувствует не таким, как все — ему тяжело. И обычные дети на него обижаются, а могу и наоборот — обижать. И учителю тяжеловато работать в такой обстановке.
Нужно найти такой учебный процесс, чтобы без ущерба для русских детей и для нерусских.
Надо не торопиться, а всё предусмотреть и предвидеть. Нужно посмотреть на опыт Киргизии. Ведь оттуда к нам приезжают — все свободно говорят по-русски: и взрослые и дети. Потому что русский язык там во всех школах, он является вторым государственным.
Надо смотреть, с какой целью к нам приезжает семья из СНГ. Если временно поработать — на несколько месяцев — один подход к детям. Если планируют надолго остаться — нужно думать. Почему, если планируют у нас жить долго, ребенок должен сдавать экзамен прямо нашей в школе? Может, его лучше будет протестировать перед тем, как семья получила долгосрочный контракт и к нам приехала — ещё там, у них дома.
Все эти механизмы очень сложно придумать впопыхах. Нужно продумать до мелочей. Какая-то подготовительная программа для детей должна быть, чтобы они не чувствовали себя ущербными в классе. Это негативно влияет на психику ребёнка.
«СП»: Возвращаясь к опыту Киргизии: а можно добиться от стран — доноров рабочей силы, чтобы они тоже сделали русский вторым государственным?
— Должны руководители этих республик определяться, куда идут эти страны. Куда поедет молодежь работать. Если там думают, что молодежь поедет в США и Великобританию — ну пусть учат английский. Но они и английского тоже не знают.
Не торопитесь, нам нужно будет очень серьёзно продумать не только каждую статью этого закона, но и множество смежных документов. Это делается не для того, чтобы детям было хуже, а для облегчения участи детей.