Сытый бюджетник — утопия до тех пор, пока некоторые жрут в три горла - «Общество» » Новости - Мира
Наука
  • Фото: wikipedia.org Чарльз Дарвин Речь идет о случайности мутаций, как доказывал эволюционист. Однако новое...
  • Фото: Getty Images Илон Маск На данный момент бизнесмен ищет способы удешевить грандиозный проект по освоению Красной...
  • Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
  • «Новости - Мира»
    Сытый бюджетник — утопия до тех пор, пока некоторые жрут в три горла - «Общество»
    Сегодня, 10:52
    Общество

    Сытый бюджетник — утопия до тех пор, пока некоторые жрут в три горла - «Общество»

    Неравенство в России выросло и вернулось к «досанкционному» уровню, свидетельствуют данные Росстата. Очевидно, расслоение станет серьёзным вызовом наступающей эпохи. Нежелание или неумение справиться с ним угрожают желанной стабильности.

    По итогам 2024 года коэффициент Джини, демонстрирующий концентрацию доходов в руках отдельных групп населения, вырос до 0,408 (в 2023 году он был 0,405). При том, что в 2021 году, когда не было ни СВО, ни санкций, этот показатель составлял 0,409.

    Также за год увеличился коэффициент фондов, отражающий разрыв между 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими — до 15,1 против 14,8 раза год назад. В тихом 2021-м эта цифра равнялась 15,2.

    Таким образом, надеждам на то, что невиданные ранее зарплаты военнослужащих, работников военно-промышленного комплекса и промышленности в целом, всерьёз изменят картину распределения доходов в стране сбыться было не суждено.



    Видимо, пока общество с радостным удивлением наблюдало как «поднимаются» квалифицированные рабочие, ещё вчера приносившие домой мизерные 30−40 тысяч рублей, а сегодня имеющие под сотню-другую, рядом тайно богатели нувориши.

    Дельцы, зарабатывающие на военных и околовоенных заказах, подрядах и кормящиеся вокруг них «халдеи» стали загребать в разы больше, чем в мирные времена, продолжая поддерживать общую картину неравенства.

    Если суммы доходов соразмерно выросли на полюсах общества, то общий дисбаланс никуда не исчез. Поэтому похвальба средней в РФ зарплатой в размере 88 тысяч рублей, которой на днях внезапно поразил Росстат, лишь наводит тень на плетень, искажая реальность.

    Люди всегда оценивают своё положение в относительных категориях — в сравнении с другими. А разрыв лишь растёт. Если боевые действия остановить не получится (а это очень вероятно), в стране возникнут условия для кризиса не хуже, чем в каком-нибудь 1916-м.

    Тот факт, что народ молчит, не должен никого успокаивать. Россияне редко инициативно просят о повышении зарплаты, указывают специалисты на психоисторические особенности соотечественников. Они терпят, а потом хватаются за вилы? Раньше бывало и такое.

    Вот почему левые силы из года в год предлагают меры по сглаживанию неравенства. Однако, доминирующие в верхах экономические либералы блокируют инициативы, стремясь законсервировать наследие своего гуру Егора Гайдара.

    Но если рыночные методы результат, устраивающий всё общество в целом, не дают, не следует ли повысить регулирующую роль государства? Первый шаг — значительное повышение МРОТ до 22 тысяч с гаком рублей кабинет Мишустина уже сделал.

    Следующей системной мерой может стать изменение оплаты труда бюджетников. Их в РФ почти половина от всех трудящихся — 42%. Т. е. удвоение заработка госслужащих даст прирост дохода по экономике в целом почти в 1,5 раза. И потянет вверх зарплаты в бизнесе.

    Нынешняя ситуация, когда в разных регионах специалисты с одинаковой квалификацией получат совершенно разные деньги, недопустима. Как и волюнтаризм начальства, имеющего возможность выписывать себе огромные премии за счёт трудового коллектива.

    В идеале требуется переход на оплату труда бюджетников по единой тарифной сетке. В основе единого базового оклада должен лежать МРОТ, а далее градация в соответствии с уровнем квалификации. Региональные различия должны учитываться, но не более того.

    Наверху это, похоже, понимают. И уже ведут речь об пилотных проектах новой системы оплаты труда, например, педагогов, которых среди бюджетников изрядная доля. Говорил президент и о важности распространить эти новации на всех госслужащих.

    Однако, как суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения, так и благие пожелания главы государства сплошь и рядом входят в противоречие с реальностью. Майские указы, нацпроекты… Шума много, но результат так себе.

    (Пример из другой сферы. Обещание Путина построить к 2030 году 2 тысячи гражданских самолётов спустя неделю отрихтовали до 1 тысячи, потом до сотен, затем сдвинули сроки на пару лет вправо, а теперь и вовсе надеются на возвращение в РФ «Боингов» и «Эйрбасов».)

    Испытания новой системы оплаты труда бюджетников запланировано на 2026 год, а в 2027-м молочные реки и кисельные берега обещают уже всем. Однако, не случится ли так, как это было с медиками, когда им «повысили» зарплаты с помощью хитрых схем на бумаге?

    Новое повышение может быть сымитировано перераспределением зарплат внутри отраслей, между разными категориями бюджетников. Например, учителей поддержат за счет пенсионеров или военных, если подпишут мир, или студентов, которые обойдутся и т. п.

    Можно ли будет в этом случае говорить о снижении неравенства в обществе в целом? Конечно, нет. Если на всех бюджетников имеется, допустим, триллион, то как его между ними не дели, улучшений можно добиться лишь для отдельных категорий — за счёт других.

    Мы делили апельсин, много нас, а он один. Чтобы принципиально повлиять на картину неравенства в первую очередь следует увеличить общий объём средств, выделяемый на содержание госслужащих. Нужно больше денег! Только тогда хватит на всех.

    А значит, начинать нужно с источников средств. Если будет что распределять-перераспределять, любая форма делёжки окажется в пользу людей. Конкретные способы, тонкая настройка важны, но во вторую очередь — для повышения эффективности.


    Срезать сверхдоходы верхних слоёв, имеющих избыток, и направить их на поддержку низов на службе государства — это единственный путь для искоренения неравенства. Проще говоря, снизить коэффицент Джинни в стране до приемлемого уровня.

    Какого? Тут есть выбор.

    Например, в СССР коэффициент Джинни в 80-е годы колебался в интервале 0,27−0,29 (а вот при Ельцине взлетел сразу до 0,40 и остаётся таким). А доходы 10% самых богатых превышали доходы 10% самых бедных всего в 5,6 раза (а не в 15, как сейчас).

    Если столь человеколюбивый ориентир чиновникам невыносим и примером справедливости видеть современную Европу, то коэффициент Джинни в Белоруссии — 24, Финляндии — 27,7, Германии — 32,4, Сербии — 33,1. Есть куда стремиться.

    Естественно, такие масштабные процессы должны происходить строго по закону. Разного рода актов придётся принять немало: и про недра, и про стратегические отрасли, и про офшоры, и про корпоративные налоги. Полномочия у власти есть. Было бы желание.


    Неравенство в России выросло и вернулось к «досанкционному» уровню, свидетельствуют данные Росстата. Очевидно, расслоение станет серьёзным вызовом наступающей эпохи. Нежелание или неумение справиться с ним угрожают желанной стабильности. По итогам 2024 года коэффициент Джини, демонстрирующий концентрацию доходов в руках отдельных групп населения, вырос до 0,408 (в 2023 году он был 0,405). При том, что в 2021 году, когда не было ни СВО, ни санкций, этот показатель составлял 0,409. Также за год увеличился коэффициент фондов, отражающий разрыв между 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими — до 15,1 против 14,8 раза год назад. В тихом 2021-м эта цифра равнялась 15,2. Таким образом, надеждам на то, что невиданные ранее зарплаты военнослужащих, работников военно-промышленного комплекса и промышленности в целом, всерьёз изменят картину распределения доходов в стране сбыться было не суждено. Видимо, пока общество с радостным удивлением наблюдало как «поднимаются» квалифицированные рабочие, ещё вчера приносившие домой мизерные 30−40 тысяч рублей, а сегодня имеющие под сотню-другую, рядом тайно богатели нувориши. Дельцы, зарабатывающие на военных и околовоенных заказах, подрядах и кормящиеся вокруг них «халдеи» стали загребать в разы больше, чем в мирные времена, продолжая поддерживать общую картину неравенства. Если суммы доходов соразмерно выросли на полюсах общества, то общий дисбаланс никуда не исчез. Поэтому похвальба средней в РФ зарплатой в размере 88 тысяч рублей, которой на днях внезапно поразил Росстат, лишь наводит тень на плетень, искажая реальность. Люди всегда оценивают своё положение в относительных категориях — в сравнении с другими. А разрыв лишь растёт. Если боевые действия остановить не получится (а это очень вероятно), в стране возникнут условия для кризиса не хуже, чем в каком-нибудь 1916-м. Тот факт, что народ молчит, не должен никого успокаивать. Россияне редко инициативно просят о повышении зарплаты, указывают специалисты на психоисторические особенности соотечественников. Они терпят, а потом хватаются за вилы? Раньше бывало и такое. Вот почему левые силы из года в год предлагают меры по сглаживанию неравенства. Однако, доминирующие в верхах экономические либералы блокируют инициативы, стремясь законсервировать наследие своего гуру Егора Гайдара. Но если рыночные методы результат, устраивающий всё общество в целом, не дают, не следует ли повысить регулирующую роль государства? Первый шаг — значительное повышение МРОТ до 22 тысяч с гаком рублей кабинет Мишустина уже сделал. Следующей системной мерой может стать изменение оплаты труда бюджетников. Их в РФ почти половина от всех трудящихся — 42%. Т. е. удвоение заработка госслужащих даст прирост дохода по экономике в целом почти в 1,5 раза. И потянет вверх зарплаты в бизнесе. Нынешняя ситуация, когда в разных регионах специалисты с одинаковой квалификацией получат совершенно разные деньги, недопустима. Как и волюнтаризм начальства, имеющего возможность выписывать себе огромные премии за счёт трудового коллектива. В идеале требуется переход на оплату труда бюджетников по единой тарифной сетке. В основе единого базового оклада должен лежать МРОТ, а далее градация в соответствии с уровнем квалификации. Региональные различия должны учитываться, но не более того. Наверху это, похоже, понимают. И уже ведут речь об пилотных проектах новой системы оплаты труда, например, педагогов, которых среди бюджетников изрядная доля. Говорил президент и о важности распространить эти новации на всех госслужащих. Однако, как суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения, так и благие пожелания главы государства сплошь и рядом входят в противоречие с реальностью. Майские указы, нацпроекты… Шума много, но результат так себе. (Пример из другой сферы. Обещание Путина построить к 2030 году 2 тысячи гражданских самолётов спустя неделю отрихтовали до 1 тысячи, потом до сотен, затем сдвинули сроки на пару лет вправо, а теперь и вовсе надеются на возвращение в РФ «Боингов» и «Эйрбасов».) Испытания новой системы оплаты труда бюджетников запланировано на 2026 год, а в 2027-м молочные реки и кисельные берега обещают уже всем. Однако, не случится ли так, как это было с медиками, когда им «повысили» зарплаты с помощью хитрых схем на бумаге? Новое повышение может быть сымитировано перераспределением зарплат внутри отраслей, между разными категориями бюджетников. Например, учителей поддержат за счет пенсионеров или военных, если подпишут мир, или студентов, которые обойдутся и т. п. Можно ли будет в этом случае говорить о снижении неравенства в обществе в целом? Конечно, нет. Если на всех бюджетников имеется, допустим, триллион, то как его между ними не дели, улучшений можно добиться лишь для отдельных категорий — за счёт других. Мы делили апельсин, много нас, а он один. Чтобы принципиально повлиять на картину неравенства в первую очередь следует увеличить общий объём средств, выделяемый на содержание госслужащих. Нужно больше денег! Только тогда хватит на всех. А значит, начинать нужно с источников средств. Если будет что распределять-перераспределять, любая форма делёжки окажется в пользу людей. Конкретные способы, тонкая настройка важны, но во вторую очередь — для повышения эффективности. Срезать сверхдоходы верхних слоёв, имеющих избыток, и направить их на поддержку низов на службе государства — это единственный путь для искоренения неравенства. Проще говоря, снизить коэффицент Джинни в стране до приемлемого уровня. Какого? Тут есть выбор. Например, в СССР коэффициент Джинни в 80-е годы колебался в интервале 0,27−0,29 (а вот при Ельцине взлетел сразу до 0,40 и остаётся таким). А доходы 10% самых богатых превышали доходы 10% самых бедных всего в 5,6 раза (а не в 15, как сейчас). Если столь человеколюбивый ориентир чиновникам невыносим и примером справедливости видеть современную Европу, то коэффициент Джинни в Белоруссии — 24, Финляндии — 27,7, Германии — 32,4, Сербии — 33,1. Есть куда стремиться. Естественно, такие масштабные процессы должны происходить строго по закону. Разного рода актов придётся принять немало: и про недра, и про стратегические отрасли, и про офшоры, и про корпоративные налоги. Полномочия у власти есть. Было бы желание.

    Здравоохранение
  • Косметологи рассказывают о популярном способе омоложения...
  • Косметолог назвала три причины, по которым стоит воспользоваться диодным лазером...
  • Медицина
           

    Авто
  • Экспорт автомобилей из Японии может снизиться сразу на треть — американцы закрывают свой рынок...
  • Китайские автопроизводители скоро вытеснят «Весты» и «Гранты» из российских таксопарков...
  • Другие новости
    up