Делясь своим видением того, как можно примирить два братских народа после окончания СВО, некоторые эксперты соглашаются с тем, что на первых порах всем будет тяжело, будут обиды, будет какое-то сопротивление, и в целом потребуется не один десяток лет, чтобы все устаканилось в людских сердцах.
Этим, уверяют они, сильно могут грешить как раз украинцы, которые в массе своей просто не хотят лично лезть под пули, но при этом победить «клятых москалей» в душе жаждут.
«Да, белорусы, украинцы и русские — очень близкие друг к другу славянские народы. Но у каждого из этих народов есть очень близкий по генетике, духу и так далее народ неславянский. Для русских это финны, для белорусов — литовцы и поляки. А для украинцев это крымские татары, так уж сложилось исторически, со всем их наследием крымского ханства», — заявлял, в частности, на страницах «СП» замдекана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев.
Впрочем, полагают другие эксперты, отталкиваться можно и от иных нарративов.
— Начнем с того, что отдельные личности до сих пор ругают большевиков за попытку увидеть в украинцах некую отдельную нацию, — начал издалека независимый специалист по информационной безопасности и информационным войнам Игорь Николайчук.
— Но при этом забывают, что большевики тогда действовали в конкретных исторических условиях 1919 года, которые сам Ленин характеризовал следующим образом: «Теперь на Украине каждая банда избирает кличку, одна свободнее другой, одна демократичнее другой, а в каждом уезде — по банде». Таким «разгулом демократии» и была продиктована необходимость реализации плана создания «квазинезависимого» советского украинского государства, которое потом и вошло в состав СССР. Советизация национальных образований, которыми тогда вообще пестрела карта Европы, шла по накатанной схеме: оценка возможностей советизации, восстание рабочих, помощь восставшим силами Красной Армии, установление советской власти под управлением эффективного политического менеджера.
«СП»: Какое отношение этот исторический экскурс имеет к проблеме современных взаимоотношений России и Украины?
— А такое, что один из ключевых персонажей «новой украинизации», красный директор и на 100% советский человек, Леонид Кучма, став президентом незалежной Украины сделал знаковое заявление, полностью оправдывающее Ленина: «Украину мы создали, теперь надо создать украинцев». И вот тут и космополиты, и националисты, для которых конструкт «украинцы» вполне годился, скопом страшно обрадовались. Потому что в это время Россия и Украина одновременно получили геополитический приказ — принять новую идеологию, а именно декоммунизацию.
В России кураторство над этим процессом получило Общество «Мемориал"*, которое к настоящему времени удостоилось таки статуса иноагента. На Украине же этим лично занялся государственный департамент США, который не жалел денег на пропаганду мема «коммуняку — на гiляку».
В Николаевской области Украины, например, действовала специальная программа мониторинга местной прессы на предмет выявления антибандеровских и пророссийских высказываний даже в самых крохотных районных газетах, которая финансировалась по линии «развития независимых и демократических СМИ». Да и в целом антикоммунистическая и антироссийская пропаганда в неньке зашкаливала по уровню своего идиотизма и одновременно свирепости.
В частности, когда потомки швейцарских колонистов решили отметить кенотафом место, где находились затопленные водами Каховского моря Новые Судаки и Веселое, ‑ места обитания их предков, формат этого проекта после согласовании с местными властями был пересмотрен в контексте придания акции украинского националистического звучания.
В результате предложенная инициаторами надпись подверглась редакции и ныне представлена как лапидарий с такой преамбулой: «В пам’ять про трагічну долю швейцарськiх колоністів, які принесли з собою на ці землі мистецтво виноробства та вирощування винограду, життя яких пройшло через експропріацію, катівні НКВД, розстріли». То есть решение задачи по лепке «нового украинца» раздулось до эпических масштабов.
«Коммунисты, не сумев уничтожить Днепр, символ украинского свободолюбия, сделали из него Каховское болото, затопив при этом сотни казацких кладбищ и десятки мест исторической памяти о Казацкой Вольнице и ее столицах. А вместе с попыткой уничтожить Днепр, как источник генной памяти Украинского народа о республике Запорожского казачества, с черной радостью затопили швейцарские колонии — Новые Судаки и Веселое», — гласил текст памятной брошюры, написанной по этому поводу херсонскими активистами.
Сложность стратегической программы трансформации украинского ментального пространства состояла в том, что никакого «единого ландшафта», который был бы хоть каким-то подобием общенационального, на Украине не существовало. И пропагандистам пришлось играть одновременно как минимум на четырех ментальных полях: русско-имперском (Крым), ретросоветском (Юго-Восток), этно-украинском (Центр, который можно условно соотнести с географическими границами русского культурного мифа об Украине) и реваншистско-националистическом (Запад). Прибавьте сюда все проблемы крымско-татарского населения, венгров, румын и поляков.
Однако эта сложность компенсировалась тем, что добрых 30 лет на эту картину ментальной деформации жителей бывшей Советской Украины, по моему мнению, Москва смотрела глазами снулого судака.
«СП»: Получается, мы теперь пожинаем то, что сами же, пусть и в некотором роде невольно, посеяли? Как же теперь нам быть и что теперь делать? В чем рецепт «вечного замирения» двух братских народов?
— Ответ, на мой взгляд, простой, вот только рецепт трудновыполнимый. Пряников-то мы украинцам точно не дадим. Денацификация дело хорошее, но для этого нужна либо безоговорочная капитуляция Киева и создание нового государства с новой конституцией, либо смена там режима на пророссийский. С этим очевидные проблемы.
Прочный мир в украинских и русских душах вернет, на мой взгляд, только возврат «дружбы народов» по советскому принципу. Это несложно, если учесть, что сильная ностальгия по СССР имеет место быть среди наших братьев-малороссов.
«СП»: Откуда такая убежденность?
— Это видно хотя бы по неистребимому на Украине интересу интернет-пользователей к Сталину и Ленину. Даже с учетом 3 лет СВО он многократно перекрывает их же интерес к бандеровщине, которая лидирует исключительно в Тернопольской, Ивано-Франковской и Львовской областях. А все потому, что Украина реально имела только советскую историю и уже вряд ли будет иметь другую.
Соотношение показателей интереса к кинофильмам советской эпохи на Украине и в России составляет, соответственно, 1,15 к 1. В Армении это показатель составляет всего 0,42, а в Таджикистане вообще 0,19. В Эстонии, правда, этот интерес вообще «зашкаливает» — 2,42, но это уже совсем другая история.
На Украине, как ни странно, воздвигают памятники не только махровым националистам. Скульптурная композиция «Глеб Жеглов и Володя Шарапов» установлена в 2009 году в Киеве у здания МВД в честь 90-летия советской (!) милиции. Памятник образу комэска Титаренко из фильма «В бой идут одни старики» установлен в 2019 году в Харькове. Скульптуры «бандитов» Попандопуло и Сметаны из «Свадьбы в Малиновке» установлены в 2013 на центральной площади одноименного села Харьковской области.
Памятник Марку Бернесу в образе героя фильма «Два бойца» открыт в 2011 году в Нежине. Его было демонтировали через пять лет по идеологическим соображениям («певец гимнов Сталину»), но возмутилась местная еврейская община, и памятник восстановили в 2019 году. Наконец, памятник сталевару Саше Савченко из «Весны на Заречной улице» в исполнении Николая Рыбникова был открыт в 2015 году в Запорожье. И это — далеко не полный перечень.
Примечательно, что Киев и вся Киевская область, а не только Харьков или Луганск, являются русскоязычными. В миллионной Одессе сегодня 90−92% семей используют в быту русский язык, хотя в городе нет ни одного русскоязычного класса, зато есть классы с преподаванием на болгарском и молдавском языках (правда, ходит туда от силы человек 30−40). Да, и при объяснениях в любви по интернету «украинцы» и «украинки» пользуются только стихами русских и советских поэтов, и исключительно на русском языке.
В общем, эмпирического материала, свидетельствующего о совпадении культурных кодов жителей Украины и России, полным-полно, резюмировал Игорь Николайчук. Для того, чтобы они сработали на мир, нужно всего ничего — признать наследие Советского Союза славным.
Пойдут ли на это власти, вот в чем вопрос.
* Верховный суд России удовлетворил иск Генеральной прокуратуры о ликвидации Международного историко-просветительского общества «Мемориал», признанного в России выполняющим функции иностранного агента