Нет, ну конечно все мы давно усвоили: Россия — щедрая душа, как гласит наша же назойливая телереклама. Но ведь не настолько щедрая, чтобы сама эта Россия пылала синим пламенем, а ее считанные и лучшие в мире пожарные самолеты, бросив свою тайгу на произвол судьбы, улетали спасать от огня и удушливого дыма далеких турок!
Такие мысли приходят в голову, когда на рабочем столе положишь рядом два свежих сообщения прессы. Первое — от Интерфакса. Вот оно: «Два российских самолёта-амфибии Бе-200 прибыли в Турцию и приступают к работе по борьбе с распространением лесных пожаров, сообщили журналистам в пресс-службе Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК). „Обращение с просьбой об оказании помощи в борьбе с лесными пожарами в предстоящий жаркий сезон поступило от министерства сельского и лесного хозяйства Турецкой Республики. Самолёты-амфибии Бе-200 с российскими экипажами в течение четырёх месяцев будут находиться на дежурстве в окрестностях Антальи, Измира и Бодрума“, — заявили в ОАК».
Второе известие, которое пришло в тот же день, — от «АиФ-Камчатка». В нем: «В лесах Быстринского района Камчатки ввели режим чрезвычайной ситуации. В Быстринском районе бушуют два крупных лесных пожара общей площадью более 870 гектаров, сообщили в краевом управлении МЧС. Возле села Эссо не удаётся потушить пожар, возникший 10 июня. За неделю его площадь увеличилась в 250 раз: с трёх гектаров до более чем 750».
Если вас разбирает любопытство и появилось желание еще глубже забраться в тему, то несложно узнать, что, по сведениям Генеральной прокуратуры РФ на 20 июня нынешнего года всего в нашей стране в тлен и пепел уже превратился без малого миллион гектаров леса. Потому что с начала пожароопасного периода на территории страны возникло более 6 тысяч лесных и таежных пожаров. Большинство из которых если кто и тушит, то только ливневые дожди (если окрестным жителям сильно повезет с непогодой!). Поэтому особый противопожарный режим на начало лета установлен уже в 46 субъектах Российской Федерации из 85 имеющихся.
Таким образом, любому, полагаем, станет очевидным: жаркое лето только началось, а дым Отечества уже все гуще стелется над ним от края до края. И тогда, возможно, вы возмутитесь вместе с нами. Как же так случилось, что полстраны в огне, а пара чудесных самолетов Бе-200 «Альтаир» (по имеющимся сведениям, у нас таких «на ходу» всего не больше десятка), способных тушить тайгу в самых труднодоступных местах, улетели спасать не родные просторы, а благословенные турецкие курорты? Причем — улетели до самого конца пожароопасного периода. Поэтому домой вернутся только к первому снежку, когда собственная тайга и сама полыхать перестанет до следующей весны.
Чтобы понять, почему так случилось, следует и дальше внимательно читать уже упомянутое сообщение Интерфакса о командировке двух российских противопожарных Бе-200 с экипажами в Турцию. Потому что сразу становится ясным, что это, так сказать, «выставочный полет». Проще говоря, задача авиаторов — не просто тушить пламя в гуманитарных целях, а на деле доказать туркам, что им следует как можно скорее заключать с Москвой контракт на покупку именно таких летающих машин. Чем больше их купят у нас — тем лучше.
Вот из чего следует такой вывод: «В пресс-службе ОАК сообщили, что подписание договора услуг и отправка самолетов в Турцию были организованы ОАК при содействии Минпромторга, МЧС РФ и активной поддержке представительства госкорпорации Ростех в Анкаре.
«Сегодня мы видим первые результаты конструктивного взаимодействия между Россией и Турцией в сфере авиации. По итогам договоренностей между странами при содействии нашего торгпредства в Турции, которое на протяжении всего периода было на „передовой“ переговорного процесса, мы на протяжении следующих четырёх месяцев сможем наблюдать, как самолеты Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Бериева с российскими экипажами будут помогать в борьбе с возможными стихиями в окрестностях Антальи, Измира и Бодрума», — заявил замглавы Минпромторга Олег Бочаров, которого процитировали в пресс-службе.
Кто ж будет против, если Анкара действительно восхитится нашими «Альтаирами», и принесет нам в клювике звонкую монету, чтобы поскорее заполучить такие же? Валюта стране очень нужна. Новые заказы для изнывающего от безделья и безденежья Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Бериева — тоже. Но почему Москва не отвечает на такой простенький вопрос: а для себя почему мы давно не строим Бе-200, если они на самом деле столь хороши в борьбе с пожарами? Ведь работа над уникальным гидросамолетом началась еще в 1992 году. И за минувшие почти три десятилетия на середину 2019 года выпущено, как уже сказано, всего чуть более десятка таких машин. В среднем — по жалкой штуке раз в три года.
Чтобы прояснить ситуацию, «Свободная пресса» обратилась к главному конструктору Бе-200 Александру Явкину.
«СП»: — Александр Васильевич, новость о том, что пару «Альтаиров» отправили выручать турок вас обрадовала?
— Ограничусь словами: это лучше, чем ничего. Почему бы не помочь Турции с тушением пожаров? Разве это плохо? Радоваться по идее надо, что еще одна страна проявила интерес к российской технике. Но ведь по большому счету — ничего нового. Тот же интерес мы наблюдали и в Португалии, и в Греции, и в Италии, и в Индонезии… Где только уже не проявил свои уникальные качества наш самолет!
Но, как главный конструктор машины, я задаюсь уже много лет одним и тем же вопросом: что этот явный интерес зарубежных партнеров дает самому самолету, авиастроительной компании, создавшей его? Как влияет на количество заказов? Как и когда реальными делами отреагируют на это Ростех и ОАК, от которых зависит дальнейшая перспектива Бе-200?
«СП»: — Надо думать — скоро? Высокие руководители перечисленных организаций с гордостью отмечают, что длительная командировка в Турцию наших самолетов, на их взгляд, — серьезное событие для авиастроительной отрасли России.
— Да эти люди-то здесь при чем? Им бы взять пример с китайцев, которые вот-вот захватят мировой рынок своим «Водным драконом» (Jiaolong AG600). У нас же пока вся энергия руководства отечественным авиастроением уходит в паровозный свисток.
Покажите мне подписанные вами контракты — тогда будет о чем говорить. А пока объясните всем: почему столь необходимая техника не стала до сих пор на конвейер в Таганроге? И почему она не движется на рынок?
«СП»: — А действительно — почему?
— О причинах я не однажды говорил. Первая: мы не можем эти машины сертифицировать. С 2010 года никак не сдвинемся по этой части с места. Но, как теперь выясняется, для турок это не причина. Похоже, вслед за ними скоро пойдут и австралийцы. Австралия ведь горит не менее жарко, чем мы. Оттуда нам уже сообщили: шлите все документы на Бе-200, мы готовы ее взять на весь сезон пожаров. Парадокс в том, что вот уже несколько месяцев в Москве даже этих документов австралийцам никто не представляет. Та же самая история и с американцами.
«СП»: — Но ведь казалось, уже в 2010 году как раз с американцами работа пошла. Сообщалось, что маячил заманчивый контракт со США на производство для них 10 машин…
— Не поверите: когда сделка в России была практически утверждена, вмешался печальной памяти известный Михаил Погосян, генеральный директор авиакомпании «Сухой» и председатель Совета директоров ЗАО «Гражданские самолёты Сухого». Все его помыслы в ту пору были сосредоточены на продвижении его «Суперджета», который тянул и тянул из госбюджета все новые и новые финансовые вливания.
Зачем Погосяну нужны были конкуренты на этом поприще внутри страны? Он принялся убеждать всех, что Бе-200 — малоперспективная машина. Надо было видеть, как он топал ногами на нашего тогда генерального директора ТАНТК им. Бериева Виктора Кобзева, чтобы тот даже не возникал по поводу Бе-200.
«СП»: — Вопрос, чьи самолеты перелетели в Турцию, наверное, неуместен? Похоже — те самые, которые должны были сейчас работать на той же Камчатке? Там ведь даже объявлен режим ЧС.
— Какая Камчатка? Для Москвы сегодня, видимо, судьба Антальи важнее! Да к тому же там можно набирать дополнительные очки с точки зрения политической, нащупывая дополнительные точки сотрудничества с Турцией.
«СП»: — Что же вы предлагаете делать в такой ситуации?
— Не исключаю, что турки решат у нас Бе-200 покупать. Но для этого надо налаживать их серийный выпуск в Таганроге. Сегодня главная задача — оформить сертификацию по технологии, требованиям и нормам гражданской авиации. Наши авиационные власти слишком долго возятся.
Вы понимаете: на этой машине как будто проклятие. Никто мне толком не может объяснить, почему она не идет…
«СП»: — И вы, разуверившись в состоятельности тех, от кого зависит судьба Бе-200 даже предложили продемонстрировать их полет народу на воздушном параде, который предстоит 24 июня.
— А почему — нет? Во-первых, это очень красивая машина. А, во-вторых, пилоты, которые ими управляют, наверняка будут топать по брусчатке Красной площади, вместо того, чтобы показывать, как эта машина ведет себя в воздухе. Прямо с парада Бе-200ЧС могли бы отправиться на сражение с бушующей по стране огненной стихией. По примеру участников ноябрьского парада в Москве в 1941 году. И в этом была своя символика и преемственность.
Справка «СП»
Пик внимания к Бе-200ЧС совпал с пиком пожаров в России в 2010 году. Тогда огонь буквально оккупировал территории, прилегающие к Москве. Президент РФ Владимир Путин даже принял личное участие в тушении пожаров с борта Бе-200ЧС в Рязанской области.
Летчики МЧС РФ и летчики-испытатели ТАНТК имени Г. М. Бериева многократно оказывали помощь в борьбе с огнем в Португалии, Греции, Черногории, Израиле, Индонезии и других государствах. В ноябре 2016 года, например, самолёты-амфибии Бе-200ЧС МЧС России помогли остановить распространение лесных пожаров возле израильского города Хайфа. За сутки они совершили 14 вылетов, сбросив в общей сложности почти 170 тонн воды. Во многом благодаря этому удалось отстоять от огня целый город, из которого к тому времени было эвакуировано 60000 человек.
Потребность в самолетах-амфибиях и в России очень высока. Еще в советское время лучшие на тот период эксперты определили, что минимальное количество машин класса Бе-200 для надежного «покрытия» всей территории нашей страны - 62, а оптимальное — 90.
Ремонт «Адмирала Кузнецова» могут завершить к осени 2022 года
Сердюков возглавил совет директоров Объединенной авиастроительной корпорации
Минобороны решило отказаться от снайперского комплекса «Точность»
У России только один конкурент на рынке вооружений