«Конституционный переворот» Владимира Путина стремительного развивается. 20 января президент уже внес в Госдуму проект закона о поправках в Конституцию. Эти изменения глава государства анонсировал в послании Федеральному собранию.
Вот как выглядят ключевые позиции:
— Статью 75 Конституции предлагается дополнить утверждением, что в Российской Федерации гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума в целом по России и индексация социальных пособий.
— Губернатором и руководителем федеральных органов власти сможет быть россиянин без иностранного гражданства, вида на жительство или «иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства». Также предлагается ужесточить требования к кандидатам в президенты: они должны жить в России не менее 25 лет (сейчас по Конституции — 10 лет) и никогда не иметь иностранного гражданства.
— Одна из главных интриг поправок в Конституцию — статус Госсовета. Путин предлагает закрепить в Основном законе право президента формировать Госсовет. Эта структура создается для «согласованного функционирования органов государственной власти», определения основных направлений внутренней и внешней политики, а также социально-экономической политики. При этом в поправках, предложенных Путиным, отсутствует оговорка о том, что президент возглавляет Госсовет.
— В законопроекте уточняется процедура назначения правительства. Как и сейчас, президент назначает премьера, его заместителей и всех министров. Вместо формулировки, что Госдума дает согласие президенту на назначение премьера, Путин предлагает написать, что Госдума утверждает кандидатуру премьера.
— Отказ от приоритета международных актов над Конституцией Путин предложил прописать в статье 79, что позволит избежать созыва Конституционного собрания. Поправки разрешают не исполнять решения международных органов, если они противоречат Конституции.
— Также Путин предлагает сократить число судей Конституционного суда с 19 до 11. При этом сейчас в состав Конституционного суда входят 15 судей. Совет Федерации предлагается наделить правом прекращать по представлению президента полномочия судей Конституционного и Верховного судов, а также судей кассационных и апелляционных судов «в случае поступка, порочащего честь и достоинства судьи».
Словом, как и предсказывала «Свободная пресса», Путин играет на опережение. «На наших глазах происходит конституционный переворот. И как во всяком перевороте, тут очень важна скорость. Важно быстро все поменять, чтобы общество не успело опомниться и понять, что происходит. То, что Путин объявил о поправках, означает: у него все готово, и теперь будет воплощаться в жизнь с церемониями и шоу», — отмечал политолог Федор Крашенинников.
Вячеслав Володин такую спешку объяснил очень просто: законопроект президента о поправке к Конституции был быстро внесен в Госдуму благодаря эффективности рабочей группы по проработке изменений.
Спикера Думы спросили, почему проект закона уже внесен на рассмотрение депутатов, хотя рабочая группа провела всего два заседания. «Когда мы работаем ни шатко ни валко, вы нас критикуете. Но если мы начинаем работать эффективно, и сегодня мы получили законодательные инициативы, уже оформленные как проект закона, мы что, его должны откладывать в архив?» — ответил парламентарий.
«Вы теперь говорите: а зачем вы проснулись и начинаете работать более активно? Скажите, ваша цель какая?» — отбивается от вопросов Володин.
Кремль действительно держит высочайший темп. Путин внес в парламент поправки в понедельник вечером, а уже в четверг, 23 января, Госдума рассмотрит законопроект первом чтении. Порядок народного голосования по поправкам будет прописан во втором чтении, которое состоится в феврале.
Что стоит за изменениями в Конституцию, которые предлагает Владимир Путин? Есть ли в поправках ответ на ключевой вопрос: какой будет схема транзита власти, и будет ли транзит вообще?
— Налицо спецоперация Кремля «Шок и трепет», — отмечает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — Не прошло и трех дней, как рабочая группа подготовила поправки. Хотя речь идет о 20 страницах плотного юридического текста — ясно, что этот текст прорабатывался месяцами, а отдельные идеи вызревали, видимо, не один год.
Мы, например, наблюдали, что Путин не обновлял состав Конституционного суда, и не вносил предложений по новым кандидатурам судей. В итоге вместо 19 судей осталось всего 15. А теперь выясняется, что состав Конституционного суда сокращается до 11 членов.
Повторюсь, все разговоры о том, что соберется рабочая группа и напишет поправки — для отвода глаз. На деле, имеет место спецоперация в чистом виде.
Я бы даже сказал, что это оскорбительно по отношению к Государственной Думе — требовать от нее принять в четверг эти поправки. Да, предыдущие медведевские поправки в Конституцию также принимались быстро. Но тогда речь шла всего-навсего об увеличении президентских полномочий до шести лет — что там обсуждать?
А в данном случае мы имеем дело с чрезвычайно плотным текстом, с пересечением различных предметов, сфер и компетенций. И пусть спикер Госдумы Вячеслав Володин обещает, что депутаты будут голосовать вдумчиво, я не знаю, как можно за три дня вдуматься в этот сложнейший законопроект.
По сути дела, депутатам в очередной раз придется выступать — по словам покойного Юрия Лужкова — в роли кнопкодавов.
«СП»: — В чем суть путинских поправок?
— Прежде всего, многое анонсированное Путиным в послании здесь реализовано. Это значит, президент говорил не с чистого листа.
Начнем с обещания дать России правительство, ответственное перед Думой. Наверное, правительство будет ответственным, но от перемены слов «согласовывает» на «назначает» реальной ответственности не прибавится.
Главное отличие — надеялись, что Дума будет вносить кандидатуру премьера, а осталось за президентом. Все остальные новации мало что меняют, и носят декоративный характер по усилению законодательной власти. На деле, Дума, кроме консультативных полномочий, ничего не получает.
Зато кардинально расширяются полномочия Конституционного суда. И только по запросу президента КС оценивает спорные законопроекты, принятые парламентом или заксобраниями регионов. И только глава государства назначает и отстраняет судей.
Честно говоря, после этого я начинаю думать, что Владимир Владимирович никуда не собирается уходить с поста президента. Поправки дают президенту такие полномочия, что мама не горюй. У нас и без поправок глава государства имел практически полномочия фараона, а сейчас они дополнительно расширяются.
«СП»: — До настоящего момента в ходу была версия, что Путин поправками урежет полномочия президента, усилит роль Госдумы и Конституционного суда, введет новый центральный орган власти — Госсовет — и станет его пожизненным председателем. Эта версия лопнула?
— Из поправок совершенно непонятно, что такое Госсовет. Да, президент его формирует. Но, например, Совет Безопасности глава государства формирует и возглавляет, а Госсовет — не возглавляет. Из текста следует, что Госсовет будет помогать президенту определять основные направления внутренней и внешней политики. Но как, каким образом? Совет Безопасности — орган консультативный, Госсовет, понятно, тоже. Как тогда он будет реализовывать свои решения — через указы? Но кто указы Госсовета будет исполнять?!
Зачем все это — мне непонятно. Ключевое ощущение от чтения поправок — как от сказки про Кощея Бессмертного: «там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть».
Нам Кремль открывает пункты один за другим, но мы не знаем: что дальше? И мы не знаем главного — что на выходе?
Понятно одно: изменения Путина в Конституцию — очень серьезные. Бросается в глаза, что президент присвоил себе огромные полномочия и в судебной сфере, и при назначении прокуроров. Президент теперь все ключевые фигуры назначает, всех снимает, и ни за что не отвечает.
Показательно, что даже процедура преодоления вето президента обеими палатами парламента предельно усложнена: теперь сюда подключается Конституционный суд. Напомню, в 1990-е Дума, вопреки вето Бориса Ельцина, приняла закон о выплате гражданам компенсации по советским вкладам. Не преодолела Дума только вето Путина на решение, по какому курсу пересчитывать советские рубли. Но теперь преодолеть вето президента, даже если в Госдуме изменится расклад сил в пользу оппозиции, будет вообще невозможно.
Судя по всему, в качестве громоотвода у нас будут теперь регулярные отставки главы правительства. На эту мысль наводит фраза, что структура правительства утверждается президентом один раз: если премьер уходит в отставку, структура кабмина не переутверждается.
«СП»: — Какие главные выводы можно сделать из поправок?
— Вопросов больше, чем ответов. Мы не знаем, что в конце конституционной реформы, и к чему такая спешка. Но теперь я не думаю, что этот впечатляющий, запредельный объем власти главы государства будет передан Путиным кому-то по наследству.
Ограничивает себя президент в одном — теперь он может оставаться главой государства два срока. Но если нам скажут, что это — новая Конституция? И перед Путиным открываются эти новые сроки?
Как видите, вопросов действительно много. И уже в четверг Дума будет поправки принимать. Получается, даже некогда разбираться, что они означают.
Новости России: Путин объяснил смысл предложенных им поправок в Конституцию