В российском правительстве и федеральных ведомствах продолжается череда отставок и назначений. Бывший министр труда и социальной защиты Максим Топилин назначен председателем правления Пенсионного фонда России, а его предшественник Антон Дроздов стал замминистра финансов.
Главой Федерального медико-биологического агентства назначена экс-министр здравоохранения Вероника Скворцова. Руководивший до этого ФМБА Владимир Уйба перешел в Минздрав на должность замминистра. Врио главы Росздравнадзора назначен Дмитрий Пархоменко. Ранее ведомство возглавлял ныне глава Минздрава Михаил Мурашко.
Произведён еще ряд назначений. Кроме того, в СМИ и соцсетях продолжается активное обсуждение дальнейшей судьбы бывших членов кабмина, а также других перестановок в министерствах и ведомствах. Так, экс-главе министерства культуры Владимиру Мединскому прочат должность в Администрации президента. Помощник президента по культуре Андрей Фурсенко не исключает такой вариант.На работу в Кремль может перейти и экс-глава Минэкономразвития Максим Орешкин, который сейчас находится в Давосе.
Несколько предложений по работе на госслужбе рассматривает бывший вице-премьер Алексей Гордеев. Слухи о его переходе в Госдуму опровергла его официальный представитель Алена Жукова.
«По работе в Государственной думе никаких предложений не поступало», — заявила она.
Пока неясно, чем будет заниматься в дальнейшем проработавшая около двух лет главой Минпросвещения Ольга Васильева, но, как уверяет вице-премьер Татьяна Голикова, «она будет с нами, будет работать извне, поскольку багаж знаний в сфере образования у нее очень большой».
Бывшего вице-премьера Максима Акимова, по данным СМИ, могут поставить во главе «Почты России». Впрочем, в самом АО эту информацию не подтверждают.
«В „Почте России“ нет информации о смене генерального директора», — сообщили в пресс-службе почтового оператора.
Нет пока подтверждения и информации о том, что бывший вице-премьер Виталий Мутко, курировавший строительство и региональное развитие, возглавит госкомпанию «Дом.РФ».
Впрочем, информация о новых назначениях, отставках, перестановках поступает ежедневно, если не ежечасно, так что, скорее всего, в ближайшие дни судьба большинства членов правительства Медведева и различных федеральных ведомств станет понятна. Непонятно, правда, почему чиновникам, провалившим работу на своих направлениях, находят «теплые» места. Неужели в стране настолько сильный кадровый голод?
Недоумение и возмущение происходящим на своей странице в Фэйсбуке выразил доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский.
«За что почёт и уважение угробившей остатки медицины Скворцовой, получившей на кормление ФМБА? Слившему в унитаз соцгарантии Топилину, ставшему главой ПФР? А Дроздову, перешедшему из руководителей ПФР в замы министра финансов?
Не надо никого обижать? Ну-ну. Ответное отношение, как и результаты будут соответствующими. Тогда и Чубайса воскрешайте, чего уж там. Пипл схавает!" - написал он.
Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что кадровый голод, конечно, есть, но дело не только в нем.
— Дело в наличии людей, которые: а) компетентные, б) говорят с тобой на одном языке и в) ты им доверяешь. При трех этих условиях получится если не голод, то карточная система. Но главное не это. Главное — старое и новое правительство не отличаются идеологически, это одна и та же команда, только разные ее представители.
Более того, президент поблагодарил уходящее правительство. Таким образом, почему люди из команды, которых объявили правильно действующими, должны страдать от перемещения по системе? С точки зрения командной логики, все правильно.
Сразу вспоминается Грибоедов: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, /Ну как не порадеть родному человечку!».
«СП»: - Но в последнее время даже депутаты критиковали работу Скворцовой, Топилина и других.
— И что? Они люди команды. Наш президент — человек очень командный. Политика вообще — игра командная. И здесь важно решить — либо члены команды серьезно наказываются, тогда это один стиль. Либо серьезно не наказываются, а их понижают — переводят в замминистры, руководителей служб и агентств. Не потому, что они стали чужими, а потому что не справились. Как в советской басне («Осел в обойме» - ред.) Сергея Михалкова: «Осел попал в номенклатуру, /Вынь да подай ему руководящий пост!» Так и здесь.
Я не знаю, справились они или нет. Это вопрос сложный. А с чем они должны были справляться? Может, они справились как раз с тем, с чем и собирались. За что их наказывать?
В команде произошли перестановки. На роль голкипера и первого полевого игрока вышли другие люди. Но члены команды остались членами команды: им просто поменяли номера.
«СП»: — Почему к работе нередко привлекают знакомых, иногда родственников, бывших коллег, а не специалистов из конкретной профессиональной среды?
— Потому что сложно с профессиональной средой. Человек, который называется экономистом и политологом, не обязательно является таковым. Но это опять не главное. Ключевое в политической деятельности — не компетентность, а лояльность. Это объективно так. Если у вас компетентный сотрудник, но вы не можете гарантировать его лояльность, то лучше пусть его не будет. Потому что «Однажды Лебедь, Рак и Щука…»… Дальше по Крылову.
Другой вопрос, что необходимы механизмы, которые бы компенсировали, создавали некое равновесие межу компетентностью и лояльностью. А у нас слишком увлекаются вторым в ущерб первому.
Политолог, эксперт ПРИСП Николай Пономарев отметил, что работа покинувших свои посты министров представляется провальной большинству «рядовых граждан».
— Но с точки зрения высшего политического руководства, эти люди, по меньшей мере, удовлетворительно справлялись со своими обязанностями. Отставка правительства Медведева не была обоснована эффективностью его работы. Власти необходимо было сформировать благоприятный информационный фон для запуска конституционной реформы. И отставка правительства сверх непопулярного премьера Дмитрия Медведева в значительной степени способствовала решению этой задачи. Кроме того, необходимо понимать, что у власти существует условная «кадровая обойма», из которой рекрутируются руководители структур федерального уровня. Ее состав достаточно редко обновляется. Истеблишмент предпочитает «перетасовывать» кадры, а не обновлять их.
Наконец, необходимо признать, что для успешного карьерного продвижения российскому чиновнику требуется демонстрировать лишь минимальную эффективность. Куда больше ценятся лояльность и умение подстроиться под конкретного начальника. Последнее не означает, что все без исключения госчиновники — бездари и подхалимы. Среди них есть много талантливых людей. Однако корпоративная культура вынуждает их вырабатывать у себя «токсичные» навыки и привычки.
Нельзя забывать и о тотальной зарегулированности работы госслужащего. Модель госуправления, построенная на принципах тотального контроля, пожирает львиную долю рабочего времени сотрудников в рамках процесса согласований и составления отчетности. Большую роль играет и то, что высокие показатели эффективности работы госслужащего стимулируют рост объема задач, возлагаемых на него. Эта среда поневоле либо убивает у госслужащих стремление к повышению собственной эффективности, либо подталкивает их к переходу в иные сферы деятельности. Таким образом, мы можем наблюдать работу механизма отрицательного отбора в госсекторе. Что поневоле способствует снижению значимости такого показателя работы чиновника, как эффективность.
«СП»: - Почему для работы в различных структурах зачастую подбирают людей по принципу, который в народе называется «кумовство»? В стране кадровый голод?
— Как правило, многие руководители больше доверяют своему опыту или рекомендациям знакомых, чем выводам «кадровика» на основе собеседования и ознакомления с резюме. Рекомендации или опыт совместной работы рассматриваются как гарантия надежности нового сотрудника. Многим руководителям также свойственно опасаться того, что «непроверенные» кадры могут попробовать занять их место. Кроме того, для многих представителей истеблишмента характерен своеобразный «менеджерский подход», включающий в себя некоторое пренебрежение к профессиональным компетенциям. Условно, имеется представление о том, что грамотный управленец способен с одинаковой эффективностью управлять и газетой, и музеем, и сталелитейным заводом.
«СП»: - А почему руководители крупных ведомств, провалившие работу, не несут наказания?
— Нужно понимать, что эффективность с точки зрения «простого россиянина» и качество работы с позиций «людей, принимающих решения» — это принципиально разные категории. Официально декларируемые политиками цели и задачи далеко не всегда соответствуют их реальным приоритетам. У широких слоев населения и у истеблишмента существуют разные системы координат для оценки работы чиновников.
«СП»: — Как долго может сохраняться такая ситуация с назначениями и увольнениями?
— Кадровая политика в данном случае обуславливается самой политической культурой. Чтобы изменить ее, нужно существенное и качественное обновление истеблишмента и механизмов воспроизводства элит. А для этого необходимо достаточно сложное сочетание внешних и внутренних факторов, которое поставит существующую систему перед выбором — измениться или стать жертвой энтропии.
Власть: Бизнес-план правительства Мишустина: Деньги были ваши — станут наши
Новости внутренней политики: Госдума единогласно поддержала предложенные Путиным поправки в Конституцию