Лукашенко и Соловьёв узбеков взволновали - «Политика» » Новости - Мира
Наука
  • Фото: wikipedia.org Чарльз Дарвин Речь идет о случайности мутаций, как доказывал эволюционист. Однако новое...
  • Фото: Getty Images Илон Маск На данный момент бизнесмен ищет способы удешевить грандиозный проект по освоению Красной...
  • Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
  • «Новости - Мира»
    Лукашенко и Соловьёв узбеков взволновали - «Политика»
    14-02-2022, 00:00
    Политика
    Редактировать

    Лукашенко и Соловьёв узбеков взволновали - «Политика»

    У Ташкента свой путь национальной стратегии развития — так источник в официальных узбекистанских кругах прокомментировал слова президента Белоруссии Александра Лукашенко о необходимости вступления Узбекистана в Союзное государство.

    «Серия безответственных заявлений никак не соответствует достигнутым совместными усилиями обеих стран духу и уровню межгосударственных отношений. Было бы разумным уважаемому Александру Григорьевичу заняться, прежде всего, своими непростыми внутренними и внешними проблемами», — цитирует источник РИА «Новости».

    Ранее Лукашенко в интервью российскому журналисту Владимиру Соловьеву заявил, что Узбекистан может из-за экономической необходимости войти в состав Союзного государства России и Белоруссии. В числе других кандидатов он назвал Украину, Армению, Таджикистан и Туркмению.

    Это что ж, он весь бывший СССР хочет пригласить? Только вот кто на это согласится? Почему наше Союзное государство столь непривлекательно даже для наших бывших республик?


    — По состоянию на 10 февраля 2022 года руководство Узбекистана не реагировало на эту реплику Лукашенко, — отмечает ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.

    — Звучали комментарии отдельных экспертов и политических деятелей из Узбекистана, выходили публикации, в том числе, в российских СМИ, со ссылкой на анонимные источники. Ранее президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев довольно прохладно высказывался после другого заявления Лукашенко (о необходимости для Ташкента извлечь уроки из событий в Казахстане), правда, не упоминая белорусского лидера прямо. Ташкент действительно вряд ли в обозримом будущем будет рассматривать вступление в состав Союзного государства. Достаточно вспомнить про отношения Узбекистана с ЕАЭС — насколько осторожно официальный Ташкент, являющийся наблюдателем в этой организации, подходит к вопросам дальнейшего углубления сотрудничества с ней.


    «СП»: — Лукашенко в своем интервью также упомянул Туркменистан и Таджикистан. Они пока не ответили, но едва ли они там горят желанием вступать в СГ? Туркменистан очень кичится своим «нейтралитетом», а Таджикистану хватает и ОДКБ…

    — Ашхабад действительно еще более осторожно подходит к интеграционным проектам, продвигаемым Россией — хотя, например, в заседании Межправительственного совета ЕАЭС в апреле 2021 года делегация Туркменистана во главе с вице-премьером Сердаром Бердымухамедовым принимала участие в качестве гостей. Таджикистан, будучи членом ОДКБ, пока не спешит вступать в ЕАЭС, несмотря на периодические заявления российских официальных лиц, что такое решение «было бы полезно» (в частности, в таком ключе в конце 2021 года высказывался посол России в Душанбе Игорь Лякин-Фролов). Это в очередной раз свидетельствует, что для этих двух государств, пусть и по разным причинам, включение в состав Союзного государства было бы малореалистичным сценарием в ближайшем будущем.

    «СП»: — Лукашенко считает, что и Армения «никуда не денется». Серьезно? Ну, про Украину и говорить нечего. Или просто Батька, как обычно фантазирует?

    — Стоит отметить, что пока наиболее острая официальная реакция на данные заявления Лукашенко последовала именно со стороны Еревана. Белорусский посол в Ереване после этого был вызван в МИД Армении, секретарь Совбеза страны также выразил надежду, что «белорусская сторона будет избегать подобных инцидентов.

    Во-первых, именно в отношении Армении Лукашенко высказался наименее дипломатично, по сути, грубо, заявив, что Еревану «деваться некуда».

    Во-вторых, у руководства Армении нет причин закрывать глаза на резкие высказывания Лукашенко — у Минска достаточно тесные контакты с Баку, а вот с Ереваном отношения сложные. Это не первый случай, когда на высказывания белорусского президента прохладно реагируют в Ереване. В свое время противоречия между двумя государствами привели к длительной паузе с назначением на должность генсека ОДКБ представителя Белоруссии Станислава Зася после отзыва Ереваном с этого поста своего гражданина Юрия Хачатурова.

    В-третьих, слухи о возможности вступления Армении в Союзное государство циркулировали на Южном Кавказе и до реплики Лукашенко (например, некоторые азербайджанские эксперты не исключали, что отставка армянского президента Армена Саркисяна была связана с его несогласием именно с таким сценарием).

    Премьера Армении Никола Пашиняна после ноября 2020 года неоднократно обвиняли именно в усилившемся, по мнению многих представителей армянской оппозиции, влиянии России на Ереван. И это одна из причин, почему Ереван столь оперативно отмежевался от прогнозов Лукашенко.

    «СП»: — А есть хоть кто-то на постсоветском пространстве, кто мог бы теоретически захотеть присоединиться к СГ?

    — Обратим внимание: вскоре после реплики Лукашенко последовал комментарий официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, что заявление белорусского президента стоит относить не к Союзному государству, а к «возможным интеграционным процессам» в принципе. При этом контекст комментария Захаровой предполагает, что и в такой трактовке в Москве это понимают как личное видение Лукашенко. То есть, МИД РФ, пусть и с оговоркой, что Союзное государство открыто для присоединения, явно дает понять, что Москва сейчас дистанцируется от идей о расширении числа участников этого объединения.


    «СП»: — Создается впечатление, что СГ не особо-то и Москве с Минском нужно. Что мы делаем не так? Или он не было нужно изначально?

    — Если считать эту организацию базой для создания единого государства — конечно, таких ожиданий нынешний уровень интеграции не оправдывает. Как минимум значительная часть белорусских элит принципиально более глубокий уровень интеграции с Россией сейчас не примет, база для общественного протеста против такой углубленной интеграции в Белоруссии также есть. Возможно, даже на таком фоне можно было бы, ценой значительных усилий, добавить Союзному государству больше внешних признаков более глубокой интеграции — вплоть до принятия Конституционного акта, прямых выборов в Палату представителей парламента Союзного государства (как предусмотрено п. 3 ст.39 Договора о создании СГ), введения должности союзного президента и проведения его прямых выборов. Однако в нынешних условиях такие союзные органы рисковали бы превратиться в колосса на глиняных ногах. Поэтому осторожная тактика Москвы в подобных вопросах вполне объяснима.

    — Нельзя вступить в то, что отсутствует как субъект международных отношений и даже не упомянуто в конституциях обеих стран-членов Союзного государства, — убежден кандидат политических наук, исполнительный директор мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.

    — Единственным третьим государством, которое хоть когда-то на уровне постановления парламента изъявляло желание присоединиться к белорусско-российскому союзу, была Сербия накануне бомбардировок НАТО. Тогда это был символический и отчаянный жест. Узбекистан находится в ином положении.


    «СП»: — Лукашенко также говорил о том, что в СГ вступят Таджикистан, Туркмения, Украина и Армения. Это он для красного словца сказал? Чего тогда не упомянул Киргизию, Грузию и Молдову? Никаких доводов не привел… Батька вообще любит пофантазировать…

    — Когда несколько лет назад идея Союзного государства начала вновь актуализироваться, ассоциированные с официальным Минском политические комментаторы стали проводить такую линию: надо мыслить шире, по-евразийски, поэтому следует расширить наш союз и стремиться включить в него… — и дальше перечислялся более-менее безумный набор неславянских и неевропейских государств, в том числе даже экзотических.

    Говоря по-простому, это называется забалтыванием темы и размыванием повестки. От амбициозного проекта Союзного государства «русских людей» перешли к союзу государств, который предлагается ещё и растворить в более широком и аморфном ЕАЭС.

    «СП»: — По его словам, это будет объединение «не независимых, а суверенных государств». Как это понимать?

    — Ещё интересно узнать, за кого был бы действующий белорусский президент во время Гражданской войны — за большевиков или за коммунистов. Если же говорить серьёзно, то независимость и суверенитет — это синонимы, только одно понятие имеет негативный смысл (отсутствие зависимости от внешних сил), а другое позитивный (наличие собственного контроля внутри собственной территории). Противопоставление этих понятий не имеет смысла.


    «СП»: — Чего мы делаем не так, что даже бывшие республики не стремятся вступать? Почему нашему союзу не хватает привлекательности?

    — Только ленивый не говорил, что у Союзного государства нет образа общего желательного будущего, а именно — некоей финальной точки, которой Россия и Белоруссия хотели бы достичь по итогам реализации союзных программ. Кто-то скажет, что этого образа нет и у Европейского союза. В реальности у ЕС есть всё, включая всем известный флаг и общеевропейский парламент. Действительно, неясно, откуда взяться привлекательности Союзного государства, когда у него нет ничего «своего», то есть того, что делало бы его чем-то большим, чем просто математическим соединением — без слияния — России и Белоруссии. Есть энтузиасты с российской и белорусской стороны, которые как-то по мере сил пытаются этот проект продвинуть, но даже и у них порой заметно опускаются руки.

    «СП»: — А если кто и захочет вступить, то на своих условиях? А мы к этому готовы? Мы с Минском-то никак договориться не можем…

    — Действительно, у некоторых политических комментаторов, преимущественно западных, уже сложилась концепция, что Минск теперь ближе к Москве, чем когда бы то ни было в постсоветской истории, и что Лукашенко «полностью подчинился» Путину.

    Нам же из Москвы, напротив, кажется, что «хвост» по-прежнему виляет «собакой» — образно выражаясь, конечно. В этой ситуации поражаешься, как младший по всем параметрам партнёр умудряется играть если не ведущую, то во всяком случае равную старшему партнёру роль в этих отношениях.
    Перевод вопроса о двусторонней интеграции в плоскость «а давайте пригласим вообще всех» — один из элементов этой успешной игры Минска. Очевидно, если в интеграционном проекте будет больше участников, то Москва, как предполагается, не станет слишком уж сильно фиксироваться на Минске и требовать от него выполнять предыдущие договорённости. А там уж, как говорится, либо ишак, либо падишах…


    У Ташкента свой путь национальной стратегии развития — так источник в официальных узбекистанских кругах прокомментировал слова президента Белоруссии Александра Лукашенко о необходимости вступления Узбекистана в Союзное государство. «Серия безответственных заявлений никак не соответствует достигнутым совместными усилиями обеих стран духу и уровню межгосударственных отношений. Было бы разумным уважаемому Александру Григорьевичу заняться, прежде всего, своими непростыми внутренними и внешними проблемами», — цитирует источник РИА «Новости». Ранее Лукашенко в интервью российскому журналисту Владимиру Соловьеву заявил, что Узбекистан может из-за экономической необходимости войти в состав Союзного государства России и Белоруссии. В числе других кандидатов он назвал Украину, Армению, Таджикистан и Туркмению. Это что ж, он весь бывший СССР хочет пригласить? Только вот кто на это согласится? Почему наше Союзное государство столь непривлекательно даже для наших бывших республик? — По состоянию на 10 февраля 2022 года руководство Узбекистана не реагировало на эту реплику Лукашенко, — отмечает ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков. — Звучали комментарии отдельных экспертов и политических деятелей из Узбекистана, выходили публикации, в том числе, в российских СМИ, со ссылкой на анонимные источники. Ранее президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев довольно прохладно высказывался после другого заявления Лукашенко (о необходимости для Ташкента извлечь уроки из событий в Казахстане), правда, не упоминая белорусского лидера прямо. Ташкент действительно вряд ли в обозримом будущем будет рассматривать вступление в состав Союзного государства. Достаточно вспомнить про отношения Узбекистана с ЕАЭС — насколько осторожно официальный Ташкент, являющийся наблюдателем в этой организации, подходит к вопросам дальнейшего углубления сотрудничества с ней. «СП»: — Лукашенко в своем интервью также упомянул Туркменистан и Таджикистан. Они пока не ответили, но едва ли они там горят желанием вступать в СГ? Туркменистан очень кичится своим «нейтралитетом», а Таджикистану хватает и ОДКБ… — Ашхабад действительно еще более осторожно подходит к интеграционным проектам, продвигаемым Россией — хотя, например, в заседании Межправительственного совета ЕАЭС в апреле 2021 года делегация Туркменистана во главе с вице-премьером Сердаром Бердымухамедовым принимала участие в качестве гостей. Таджикистан, будучи членом ОДКБ, пока не спешит вступать в ЕАЭС, несмотря на периодические заявления российских официальных лиц, что такое решение «было бы полезно» (в частности, в таком ключе в конце 2021 года высказывался посол России в Душанбе Игорь Лякин-Фролов). Это в очередной раз свидетельствует, что для этих двух государств, пусть и по разным причинам, включение в состав Союзного государства было бы малореалистичным сценарием в ближайшем будущем. «СП»: — Лукашенко считает, что и Армения «никуда не денется». Серьезно? Ну, про Украину и говорить нечего. Или просто Батька, как обычно фантазирует? — Стоит отметить, что пока наиболее острая официальная реакция на данные заявления Лукашенко последовала именно со стороны Еревана. Белорусский посол в Ереване после этого был вызван в МИД Армении, секретарь Совбеза страны также выразил надежду, что «белорусская сторона будет избегать подобных инцидентов. Во-первых, именно в отношении Армении Лукашенко высказался наименее дипломатично, по сути, грубо, заявив, что Еревану «деваться некуда». Во-вторых, у руководства Армении нет причин закрывать глаза на резкие высказывания Лукашенко — у Минска достаточно тесные контакты с Баку, а вот с Ереваном отношения сложные. Это не первый случай, когда на высказывания белорусского президента прохладно реагируют в Ереване. В свое время противоречия между двумя государствами привели к длительной паузе с назначением на должность генсека ОДКБ представителя Белоруссии Станислава Зася после отзыва Ереваном с этого поста своего гражданина Юрия Хачатурова. В-третьих, слухи о возможности вступления Армении в Союзное государство циркулировали на Южном Кавказе и до реплики Лукашенко (например, некоторые азербайджанские эксперты не исключали, что отставка армянского президента Армена Саркисяна была связана с его несогласием именно с таким сценарием). Премьера Армении Никола Пашиняна после ноября 2020 года неоднократно обвиняли именно в усилившемся, по мнению многих представителей армянской оппозиции, влиянии России на Ереван. И это одна из причин, почему Ереван столь оперативно отмежевался от прогнозов Лукашенко. «СП»: — А есть хоть кто-то на постсоветском пространстве, кто мог бы теоретически захотеть присоединиться к СГ? — Обратим внимание: вскоре после реплики Лукашенко последовал комментарий официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, что заявление белорусского президента стоит относить не к Союзному государству, а к «возможным интеграционным процессам» в принципе. При этом контекст комментария Захаровой предполагает, что и в такой трактовке в Москве это понимают как личное видение Лукашенко. То есть, МИД РФ, пусть и с оговоркой, что Союзное государство открыто для присоединения, явно дает понять, что Москва сейчас дистанцируется от идей о расширении числа участников этого объединения. «СП»: — Создается впечатление, что СГ не особо-то и Москве с Минском нужно. Что мы делаем не так? Или он не было нужно изначально? — Если считать эту организацию базой для создания единого государства — конечно, таких ожиданий нынешний уровень интеграции не оправдывает. Как минимум значительная часть белорусских элит принципиально более глубокий уровень интеграции с Россией сейчас не примет, база для общественного протеста против такой углубленной интеграции в Белоруссии также есть. Возможно, даже на таком фоне можно было бы, ценой значительных усилий, добавить Союзному государству больше внешних признаков более глубокой интеграции — вплоть до принятия Конституционного акта, прямых выборов в Палату представителей парламента Союзного государства (как предусмотрено п. 3 ст.39 Договора о создании СГ), введения должности союзного президента и проведения его прямых выборов. Однако в нынешних условиях такие союзные органы рисковали бы превратиться в колосса на глиняных ногах. Поэтому осторожная тактика Москвы в подобных вопросах вполне объяснима. — Нельзя вступить в то, что отсутствует как субъект международных отношений и даже не упомянуто в конституциях обеих стран-членов Союзного государства, — убежден кандидат политических наук, исполнительный директор мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок. — Единственным третьим государством, которое хоть когда-то на уровне постановления парламента изъявляло желание присоединиться к белорусско-российскому союзу, была Сербия накануне бомбардировок НАТО. Тогда это был символический и отчаянный жест. Узбекистан находится в ином положении. «СП»: — Лукашенко также говорил о том, что в СГ вступят Таджикистан, Туркмения, Украина и Армения. Это он для красного словца сказал? Чего тогда не упомянул Киргизию, Грузию и Молдову? Никаких доводов не привел… Батька вообще любит пофантазировать… — Когда несколько лет назад идея Союзного государства начала вновь актуализироваться, ассоциированные с официальным Минском политические комментаторы стали проводить такую линию: надо мыслить шире, по-евразийски, поэтому следует расширить наш союз и стремиться включить в него… — и дальше перечислялся более-менее безумный набор неславянских и неевропейских государств, в том числе даже экзотических. Говоря по-простому, это называется забалтыванием темы и размыванием повестки. От амбициозного проекта Союзного государства «русских людей» перешли к союзу государств, который предлагается ещё и растворить в более широком и аморфном ЕАЭС. «СП»: — По его словам, это будет объединение «не независимых, а суверенных государств». Как это понимать? — Ещё интересно узнать, за кого был бы действующий белорусский президент во время Гражданской войны — за большевиков или за коммунистов. Если же говорить серьёзно, то независимость и суверенитет — это синонимы, только одно понятие имеет негативный смысл (отсутствие зависимости от внешних сил), а другое позитивный (наличие собственного контроля внутри собственной территории). Противопоставление этих понятий не имеет смысла. «СП»: — Чего мы делаем не так, что даже бывшие республики не стремятся вступать? Почему нашему союзу не хватает привлекательности? — Только ленивый не говорил, что у Союзного государства нет образа общего желательного будущего, а именно — некоей финальной точки, которой Россия и Белоруссия хотели бы достичь по итогам реализации союзных программ. Кто-то скажет, что этого образа нет и у Европейского союза. В реальности у ЕС есть всё, включая всем известный флаг и общеевропейский парламент. Действительно, неясно, откуда взяться привлекательности Союзного государства, когда у него нет ничего «своего», то есть того, что делало бы его чем-то большим, чем просто математическим соединением — без слияния — России и Белоруссии. Есть энтузиасты с российской и белорусской стороны, которые как-то по мере сил пытаются этот проект продвинуть, но даже и у них порой заметно опускаются руки. «СП»: — А если кто и захочет вступить, то на своих условиях? А мы к этому готовы? Мы с Минском-то никак договориться не можем… — Действительно, у некоторых политических комментаторов, преимущественно западных, уже сложилась концепция, что Минск теперь ближе к Москве, чем когда бы то ни было в постсоветской истории, и что Лукашенко «полностью подчинился» Путину. Нам же из Москвы, напротив, кажется, что «хвост» по-прежнему виляет «собакой» — образно выражаясь, конечно. В этой ситуации поражаешься, как младший по всем параметрам партнёр умудряется играть если не ведущую, то во всяком случае равную старшему партнёру роль в этих отношениях. Перевод вопроса о двусторонней интеграции в плоскость «а давайте пригласим вообще всех» — один из элементов этой успешной игры Минска. Очевидно, если в интеграционном проекте будет больше

    Здравоохранение
  • Доктор Воробьев рассказал о самом эффективном способе не заболеть...
  • Система здравоохранения оказалась не готова к работе по директивам Минздрава...
  • Что помогло проекту обойти серьезных конкурентов и завоевать «золото»...
  • Медицина
           

    Авто
  • «Хорошую бэушную найти трудно. А через 5 лет получим рынок автохлама и криминальных тачек»...
  • «Нештрафуемый порог» в 20 км/ч опять предлагают отменить — срочно потребовались деньги...
  • Другие новости
    up