Продолжающийся конфликт на Украине обострил отношения между Соединенными Штатами и Россией до самой низкой точки со времен холодной войны, пишет Newsweek. По мнению автора статьи Тома О’Коннора, с этим опасным спадом отношений возникла новая проблема для и без того слабого сотрудничества в области ядерных вооружений между двумя странами, обладающими крупнейшими в мире запасами ядерного оружия
Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) является последним оставшимся двусторонним соглашением, ограничивающим ядерные арсеналы Вашингтона и Москвы. Взаимное недоверие и внедрение новых, более современных систем вооружений годами вызывали вопросы о судьбе сделки, а заявление российского МИД о приостановке инспекций, по мнению автора статьи, «нанесло зловещий удар по будущему пакта».
Инспекции были приостановлены еще с весны 2020 года из-за охватившей мир пандемии COVID-19, однако недавно администрация президента Джо Байдена вознамерилась восстановить эту практику, но получила отказ Москвы.
«Российская Федерация вынуждена прибегнуть сейчас к этой мере вследствие упорного стремления Вашингтона явочным порядком добиться перезапуска инспекционной деятельности на условиях, которые не учитывают существующие реалии, создают для США односторонние преимущества и фактически лишают Российскую Федерацию права на осуществление инспекций на американской территории», — говорится в заявлении МИД РФ.
В посольстве России в США отметили, что работают с американскими коллегами над устранением организационных и технических препятствий для возобновления инспекций.
«Некоторые вопросы удалось урегулировать, но далеко не все», — говорится в сообщении диппредставительства.
Там напомнили, что ДСНВ сейчас является единственным действующим соглашением между Россией и США в сфере ядерных вооружений, и РФ привержена соблюдению всех его положений.
«Между тем ДСНВ истекает через 3,5 года. Опыт прошлых российско-американских переговоров показывает, что даже при готовности обеих сторон оставшегося времени для выработки соглашения крайне мало. Особенно с учетом того, что Вашингтон в инициативном порядке „заморозил“ запущенные в 2021 г. консультации», — отмечается в сообщении.
В США уверяют, то готовы работать над новым договором и будут стремиться сохранить ключевые положения ДСНВ, однако, как заметил замглавы МИД России Сергей Рябков, необходимо убедиться в том, что Вашингтон готов вести диалог на основе равноправия и учитывать интересы и озабоченности России в области безопасности.
«Спекулировать о перспективах стратегического диалога с США, тем более в условиях, когда американцы его прервали, — дело неблагодарное. Скажу откровенно: сама возможность его возобновления далеко не очевидна с учетом безоглядно агрессивной политики, которую Вашингтон проводит в отношении России», — заявил дипломат в интервью «Известиям».
По его словам, Москва отслеживает сигналы относительно возобновления диалога по СНВ, но пока не ясно, что за ними стоит, к тому же «переговоры через СМИ не ведутся».
Еще более резко высказался глава Минобороны РФ Сергей Шойгу. Он подчеркнул, что Россия выполняет все сои обязательства по СНВ-3, заявленные уровни носителей и боезарядов поддерживаются в установленных пределах.
«Заявления США о том, что Россия должна заслужить право на продолжение диалога с США, не выдерживают критики. Контроль над вооружениями — это улица с двусторонним движением. Результат достижим только при соблюдении баланса интересов и заинтересованности всех участников», — заявил он на открытии Московской конференции по международной безопасности в рамках форума «Армия-2022».
При этом глава ведомства заметил, что российский опыт взаимодействия в сфере разоружения показывает, что Запад не стремится к выполнению «договорных обязательств в традиционном понимании», и это необходимо учитывать при заключении договорённостей, особенно в сфере безопасности и контроля над вооружениями.
Член-корреспондент Академии военных наук РФ, кандидат военных наук Александр Бартош оценивает вероятность заключения нового договора как среднюю.
— Американцы, следуя своей обычной политике, будут добиваться от России отказа от тех стратегических систем, которых у американцев нет, а у России они уже принимаются на вооружение. Это и «Циркон», и «Кинжал», и «Сармат». Раньше такие подходы у американцев срабатывали. Еще при Михаиле Горбачёве Москва пошла на уничтожение целого ряда ядерных вооружений, в частности, ракет «Ока», которых у американцев не было, а у нас они уже стояли на вооружении и были изготовлены в сотнях экземпляров.
Если американцы будут добиваться вывода из состава стратегических ядерных сил сдерживания перечисленных видов гиперзвукового оружия, а также подводных глубоководных аппаратов-носителей ядерного оружия, то переговоры будут идти очень вязко и потребуют огромного количества времени.
Думаю, нам надо настаивать на том, что то, что мы изготовили и приняли на вооружение, является неотъемлемым элементом нашей стратегической ядерной триады. Конечно, можно обсудить с американцами определенные вопросы контроля и т. д., но ни в коем случае не соглашаться на вывод этих средств из нашего арсенала.
«СП»: — Есть «красная линия», за которой заключение нового договор станет вообще невозможно?
— Сейчас американцы нарушили и продолжают нарушать целый ряд «красных линий», обозначенных нашим руководством. Во-первых, это отказ США и НАТО от гарантий безопасности России. Ответа на наши требования, выдвинутые несколько месяцев назад, мы до сих пор не получили.
Во-вторых, это продолжающаяся по инициативе США эскалация боевых действий на Украине, а именно — поставки туда современных систем оружия, которые используются для убийства мирных граждан и поражения ряда важных объектов инфраструктуры, включая АЭС. Кроме того, это военное освоение американцами и НАТО территории Украины, что представляет собой несомненную угрозу национальной безопасности России. Эти «красные линии» американцами нарушены, и это, конечно, служит тормозом для каких-либо плодотворных переговоров между нами и США.
«СП»: — Но можем ли мы вообще доверять их гарантиям, если они так легко их нарушают?
— Гарантии безопасности, которые были выдвинуты Россией, носят вполне конкретное содержание: отказ от дальнейшего расширения НАТО, возвращение НАТО к границам 1997 года и целый ряд других параметров. Все они совершенно контролируемы и имеют определенное материальное содержание. Это не какие-то бумаги, подписанные политическим и военными деятелями, а совершенно конкретные действия, которые Россия требует от США и их союзников по НАТО в интересах обеспечения ее собственной национальной безопасности.
«СП»: — Если переговоры по новому договору затянутся, есть вероятность, что будет продлен старый?
— Продлить, конечно, можно, но американцы, наверняка, будут учитывать появление у нас новых стратегических систем и добиваться их включения в Договор по СНВ. Как это будет продвигаться, надо посмотреть. Это зависит от того, как американцы будут вести себя, прежде всего, на Украине, где позиция России совершенно очевидна и им известна. А также на отношение американцев к нашим новым воздушным, морским стратегических системам. Эти два параметра будут оказывать решающее влияние.
«СП»: — Ряд стран, включая даже Украину, хотят иметь ядерное оружие. Если нового договора не будет, не откроется ли «ящик Пандоры», который позволит ныне безъядерным странам высокими темпами устремиться к обретению ядерного оружия?
— Если такая тенденция возобладает, то ответственность за ее развитие будет возложена, прежде всего, на США, которые не меньше России заинтересованы в нераспространении ядерного оружия. Пока удается в определенной степени сдерживать эти процессы. Если между Россией и США не будет найден общий язык на основании тех принципов, которые Россией изложены, то это будет грозить дальнейшим негативным развитием международной обстановки, в том числе, в ядерной сфере.