Энергетический кризис, с его выросшими до рекордных уровней в большинстве западных стран ценами на топливо, спровоцировал «ошеломляющую кражу», которая может существенно подпортить реноме высоким чинам в Минобороны Великобритании. Дело в том, что «потерпевшим», как пишет местное издание The Sun, в данном случае оказался военный корабль Флота Её Величества.
Речь идет о десантном корабле британских ВМС Bulwark («Бастион»), который базируется на военно-морской базе Девонпорт близ города Плимута (западная часть Англии). Это, к слову, самая крупная ВМБ не только в Британии (всего их три на ее территории), но и во всей Западной Европе.
Так вот, Bulwark, находившийся там в последнее время на плановом ремонте, оказался неожиданно объектом интереса неизвестных злоумышленников, которые вынесли с него дизельного топлива более чем на 250 тысяч фунтов стерлингов (326 тысяч долларов). Топливо предназначалось для технического обслуживания и заправки дизельгенераторов корабля.
Кража была выявлена после того, как охранники базы из числа гражданских лиц провели выборочную проверку бензовоза, покидавшего территорию Девонпорта. Причем, выяснилось, что хищения продолжались на протяжении нескольких недель.
«Bulwark — это десантный военный корабль, который является жизненно важной частью обороны Великобритании… Тот факт, что он остался таким уязвимым и незащищенным, — просто издевательство», — приводит The Sun слова своего источника.
Само же издание отмечает, что злоумышленники «поставили в неловкое положение руководство Министерства обороны, совершив массовую кражу дизтоплива у них под носом на военно-морской базе строгого режима».
Впрочем, в британском военном ведомстве, судя по всему, не очень встревожены произошедшим. Там подтвердили, что инцидент, действительно, имел место. В то же время дали понять — «никаких сбоев в работе Минобороны» из-за него «не произошло».
Тем не менее, руководство Королевских ВМС начало расследование обстоятельств ЧП. Предполагается, что большая часть украденного топлива была реализована на чёрном рынке. Однако личный состав корабля, по предварительным данным, не причастен к случившемуся.
Но если команда не виновата (кстати, экипаж Bulwark — это 325 человек), то кто так дерзко мог действовать длительное время на особо охраняемом военном объекте?
— Я не сомневаюсь, что из членов экипажа никто не виноват, — комментирует ситуацию контр-адмирал запаса, бывший командир дивизии АПЛ ТОФ, военный историк Юрий Кириллов.
— Видимо, это стало возможным в силу низкой организации службы на корабле. Или точнее, снизившейся организации службы. Дело в том, что когда корабль становится в ремонт — будь то заводские условия, а, тем более, в доке — наступает время отпусков, отгулов и т. п. И это самое, скажем так, уязвимое для корабля время и место. Уязвимое, потому что доступ туда в этот период имеют не только судоремонтники, но и вообще любой гражданский персонал верфи. Причем, доступ практически ко всем частям корабля. И, вероятно, в данном случае кто-то этим воспользовался. Тем более, сейчас в Британии, как известно, топливный кризис.
Вообще должен сказать, что большая часть происшествий с военными кораблями случается не в море и даже не в боевых условиях, а именно, когда корабль встает на ремонт. Так что ничего удивительного тут нет.
«СП»: — Но кому могло понадобиться такое количество корабельного топлива?
— Корабельное топливо — это солярка, ею можно заправлять что угодно. Единственное, что я бы не посоветовал, это заправлять соляркой легковые машины. Просто был у меня в практике такой случай, когда наш вспомогательный флот накупил японских машин — топливо было, как говорится, доступно. Но все они в результате вышли из строя. Не выдержали. Потому что корабельная солярка, отечественная, во всяком случае, грубовата для японских машин.
Что касается проблем с безопасностью на военно-морской базе, то они явно присутствуют. Расслабились морячки. Но, как мы знаем, из мест заключения, даже самых охраняемых, тоже иногда бегут. И всякие запрещенные предметы туда завозят. Поэтому тут много версий может быть.
Военный эксперт, полковник запаса Михаил Тимошенко заметил, в свою очередь, что склонность к хищению чужого имущества — черта интернациональная:
— Говорят, русские все воруют. Но, как мы видим, даже Флот Её величества не избежал подобного греха. А что подданным делать, если топливо подорожало в разы?
Цистерны достаточно большие, и если таскать понемногу каждый день, то никто и не заметит. Вопрос, как вытаскивали в этом конкретном случае.
А зависит от того, существует ли там возможность подъезда к месту стоянки корабля какого-то транспорта. Думаю, существует, наверняка. Ведь ремонт корабля, это сложный процесс.
Значит, схема, рассуждая гипотетически, была простая: какая-то машина подъезжала, принимала с борта, допустим, несколько канистр, и потом совершенно спокойно выезжала через посты охраны. Скорее всего, это был бензовоз, что вполне выглядело бы логично.
Но вряд ли командование корабля было не в курсе. По тому, как организована вообще корабельная служба (а мы в значительной мере копировали западный опыт ещё времен Петр I), я не думаю, чтобы это можно было сделать, и никто из командного состава корабля ничего не знал.
А вот купила, скорей всего, какая-то бензоколонка, или сеть бензоколонок.
Святое дело. Корабль пришел на ремонт, стоит. Зачем ему вообще топливо? Перед походом его всё равно заправят.
«СП»: — То есть, всё было продумано?
— А как же. За счет чего осуществляется движение кораблей? Это либо дизельные моторы, либо атомные энергетические установки — не суть. Но должно быть некое топливо. Если это атомная установка, то тут все понятно — ни один человек, если он в здравом уме, не будет пытаться извлечь топливо из реактора. А дизельное топливо, значит, похитить можно — оно же льется, что самое главное. И если включить насос, то его легко откачать.
Дело в том, что есть заведования на корабле (проще говоря, обязанности), за которые отвечают непосредственно матросы. Это содержание в порядке и исправности оружия, технических средств, устройств, предметов оборудования, снабжения и т. д. А есть корабельная служба в отсеке. Допустим, стармех (старший механик) отвечает за движение. И он знает все на корабле до последней гайки, особенно в двигательном отсеке. Танки с топливом, кстати, относятся к его заведыванию. И чтобы он не знал, куда ушло их содержимое — не верю.
Для реноме Королевского военно-морского флота это, так или иначе, увесистая оплеуха.
Справка «СП»
Десантный транспортный док HMS «Bulwark» (L15) является вторым штурмовым кораблем в серии из двух кораблей класса «Albion» («Альбион») Королевского флота Великобритании. Головной — HMS «Albion» (L14) был введен в эксплуатацию 19 июня 2003 года.
Корабль предназначен для высадки Королевской морской пехоты на берег по воздуху и по морю. Порт приписки — военно-морская база Девонпорт, Плимут.
Основные характеристики: Водоизмещение 19560 тонн. Длина 176 метров, ширина 28,9 метра, осадка 7,1 метра. Скорость 18 узлов. Дальность плавания 8000 миль. Экипаж 325 человек.
Привод: два дизель-генератора Wärtsilä Vasa (производитель — финская компания) 16V 32E; два дизель-генератора Wärtsilä Vasa 4R 32E; два электродвигателя; носовое подруливающее устройство.
Может вместить 67 автомобилей, 405 человек морской пехоты (максимум 710).