ВМС стран Причерноморского бассейна: Абхазия, ДНР - «Военное обозрение» » Новости - Мира
Наука
  • Фото: wikipedia.org Чарльз Дарвин Речь идет о случайности мутаций, как доказывал эволюционист. Однако новое...
  • Фото: Getty Images Илон Маск На данный момент бизнесмен ищет способы удешевить грандиозный проект по освоению Красной...
  • Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
  • «Новости - Мира»
    ВМС стран Причерноморского бассейна: Абхазия, ДНР - «Военное обозрение»
    11-02-2020, 04:28
    Война
    Редактировать

    Создание военно-морского флота Абхазии было, разумеется, связано с грузино-абхазской войной 1992-1993 г.г. В сентябре 1992 г. в Пицунде инициативная группа, которую возглавил гражданский капитан Лев Катиба, начала формировать абхазские ВМФ из тех немногих плавсредств, которые оказались в руках ополченцев. Первыми кораблями ВМС Абхазии стали прогулочные теплоходы проекта 1430 «Комсомолец Абхазии» и «Сухум»; теплоходы проекта 485М «Радуга-5» и «Радуга-7»; пассажирский теплоход проекта 10110 «Рица»; спасательный катер проекта 14100 «Чибис»; три буксира: «МБ-28», «Дельфин», «МБ-7028»; морская самоходная баржа проекта 106 названная «Гума», которая на момент начала войны находилась на слипе у Восточной стенки.



    Первый корабль ВМС Абхазии- прогулочный теплоход пр. 1430 «Сухум»


    На суда пр.485 и пр.10110 было установлено стрелковое и артиллерийское вооружение, а также пусковые установки НУРС.


    В сентябре-октябре 1992 года с озера Рица в Пицунду были переброшены 7 катеров на подводных крыльях проекта 343МЕ «Волга».


    Осенью-зимой того же года в состав ВМФ Абхазии вошел и первый специализированный боевой корабль- пограничный сторожевой катер проекта 1400 «Гриф», который ранее был выведен из состава флота в связи с плохим состоянием корпуса, разоружен и продан пионерлагерю «Орлёнок», до начала 1993 года находившийся в ремонте и вооружении. 


    Первой операцией абхазских ВМС можно назвать участие в освобождении Гагры и ее окрестностей (октябрь 1992г.). 


    После освобождения Гагры 7 октября 1992 года абхазский экипаж перегнал баржу «МСБ-12» из Новороссийска в Пицунду. В абхазском флоте «МСБ-12» выполняла функцию десантного судна, участвуя во многих десантных операциях. 


    Даже такими импровизированными силами абхазам удалось захватить три грузинских сейнера (один из них «Палеостоми»), которые немедленно были включены в состав ВМФ Абхазии.


    Дальнейший период становления ВМС Абхазии тесно связан с именами Рауля Нанбы и Юрия Ачбы. Первый был мичманом российского ВМФ. Второй до демобилизации в 1985 г. служил капитаном 2 ранга ВМФ СССР, командовал боевой частью атомной подводной лодки Северного флота. После того, как ему удалось выбраться из оккупированного Сухуми в январе 1993 г., он возглавил абхазский ВМФ. Несмотря на то, что на грузинской стороне находилось большее число плавсредств, именно абхазские военные моряки доминировали в водах Абхазии. Вот несколько боевых эпизодов с участием кораблей абхазских ВМС:


    В ночь с 14 на 15 августа 1992 года 14 абхазских бойцов Агудзерского батальона после боя с Тбилисским ОМОНом были вывезены морем на катере из Агудзеры.


    17 августа на спасательном катере проекта 14100 «Чибис» была осуществлена перевозка группы из 8 человек из Нового Афона в село Тамыш Очамчирского района.


    21 августа в Пицунде был захвачен катер на подводных крыльях «Комета-50» с грузинским экипажем и отконвоирован в Гудауту. После передачи грузинских военных в штаб в Гудауте «Комета-50» была оставлена в Абхазии и вооружена.


    Утром, 26 августа, в районе Гагры грузинами была предпринята попытка высадить десант и бронетехнику. Захваченная 21 августа абхазская «Комета-50» обстреляла грузинский плавучий кран, перевозивший боевую технику и сорвала высадку. Это был первый морской бой нарождающегося абхазского флота.


    Следующей боевой операцией абхазских ВМС стало участие в октябре в освобождении Гагры и её окрестностей, в ней приняли участие переоборудованные пассажирские теплоходы «Радуга-5» и «Радуга-7».


    Весной 1993 появился в ВМС Абхазии второй сторожевой катер проекта 1400 «Гриф». Ранее катер был выведен из состава российского флота, разоружен и продан частной компании, новое имя катера — ПСК «Виктория». Рауль Нанба перегнал его из Новороссийска в Гудауту, где он был вооружен и получил тактический номер «А-02».



    Патрульный катер проекта 1400М «Гриф» ВМФ Абхазии с самодельной установкой ЗУ-23. Характеристики: 39/50т, 23,8х5,0х2,5 м, 1500 л.с, 30 уз. (из-за перегрузки вооружением реальная макс. скорость лишь 20 уз.), дальность плавания (проектное) — 500 миль (12 уз.). Мореходность до 2-3 баллов (против 4-5 проектных). Вооружение: (5 ед) 1х2-23 мм зен. уст. ЗУ23-2, 1х2 НУРС Б8М1 НУР С-8 (сняты со сбитых грузинских вертолетов и СУ-25), несколькими комплектами ПЗРК «Стрела-2М» или «Игла». (1 ед.) — 1х2-23 мм зенитная установка ЗУ23-2, 1 пул. Экипаж 9-10 чел. Автономность: 5 суток.


    Также были закуплены два служебно-разъездных катера проекта 371 «Адмиральский», выведенные из состава ЧФ. 


    24 апреля 1993 года сторожевым катером проекта 1400 «А-02»  была захвачена грузинская баржа «МСБ-24» и доставлена в Гудаутский морпорт. На баржу была поставлена установка БМ-21 «Град» и она стала плавучей реактивной батареей. 




    Абхазская плавучая реактивная батарея, на базе захваченной у грузин самоходной баржи «МСБ-24», с установленной на ней БМ-21 «Град» и двумя ЗУ-23во время Тамышского десанта


    В апреле-июне 1993 года абхазские катера перехватили научно-исследовательское судно «Модуль», которое шло в Поти имея на борту груз румынских автоматов. НИС «Модуль» было включено в состав ВМС Абхазии и стало использоваться как танкер.



    Абхазские моряки несколько раз высаживали десанты и блокировали морские коммуникации противника. «Комсомолец Абхазии» и «Сухум» выполняли гуманитарные рейсы в Сочи за продовольствием, в Сухум за беженцами в рамках программы по обмену военнопленными. «Комсомолец Абхазии» выполнил рейс в Очамчиру в начале августа 1993 года и вывез с Восточного фронта группу бойцов Казачьего батальона и группу добровольцев с Северного Кавказа, принимавших участие в июльском десанте в районе села Тоумыш. Флот сыграл значительную роль в защите берегов от атак грузинских катеров. Несмотря на то, что на грузинской стороне находилось большее число плавсредств, именно абхазские военные моряки доминировали в водах Абхазии.

    Вооружённые ПЗРК «Стрела-2» 3 абхазских катера пр. 1400 «Гриф» и грунтовозная шаланда «Бзыбь» с установленным блоком НУРС и двумя установленными 57-мм зенитными орудиями С-60 практически парализовали работу аэропорта Бабушара, который использовался грузинами для снабжения гарнизона своих войск в Сухуме, причём также были задействованы и гражданские самолёты. В ответ абхазские войска начали атаковать грузинские авиалайнеры. Атаки осуществлялись со стороны моря, когда самолёты заходили на посадку. Успехам абхазов, конечно, способствовала очень удачная для атаки глиссада (траектория полета на снижение), проходившая над морем.



    Всего  абхазы сбили:



    • 07.93г. с катера подбит из ПЗРК Ту-154 в 2 милях от берега пилоты смогли посадить самолёт.
    • 09.93г. с катера был сбит Ту-154 (бортовой 4L-369931).
    • 09.93г. в 16:25 с борта ПСК проекта «Гриф» из ПЗРК был сбит над морем пассажирский самолёт ТУ-134А (Сухумский ОАО, бортовой 4L-65893) летевший рейсом Сочи — Сухум, погибли 22 мирных пассажира и 5 членов экипажа, среди них несколько журналистов из России и стран Европы.
    • 09.93г. из ПЗРК был подбит Ту-154Б (а/к ORBI, бортовой 4L-85163), перевозивший 120 солдат СпН Грузии и украинских наемников из УНА-УНСО (запрещенная в России экстремистская организация) из Тбилиси в Сухум. Самолёт смог дотянуть до ВПП, но при посадке самолёт загорелся и разломился на две части, 100 грузинских солдат и наемников заживо сгорели, а 24, в том числе 4 членам экипажа, находившимся в носовой части самолёта удалось выжить. Вечером был атакован ещё один заходящий на посадку Ту-154, однако данный самолёт на сей раз не пострадал.
    • 09.93г из БМ-21 «Град», установленного на баржу был обстрелян на рулёжке Ту-134. Один из снарядов попал в самолёт, вызвав пожар. Благодаря действиям экипажа, все пассажиры были эвакуированы до взрыва авиалайнера. Тем не менее, в происшествии погиб 1 член экипажа. Также ещё один снаряд попал в Ту-154Б-2 борт 85359 компании ORBI, но никто на нём не погиб, хотя сам самолёт был уничтожен.
    • 09.93г. в момент взлёта сбит грузинский штурмовик Су-25. Всего считается, что абхазским катерам удалось сбить три грузинских штурмовика Су-25.

    Таким образом, абхазские ВМС, установив воздушную блокаду аэропорта и парализовав воздушное снабжение грузинской группировки сыграли одну из решающих ролей при взятии Сухума в 1993 году.


    Всего во время войны 1992-1993 г.г. ВМС Республики Абхазия насчитывали 35 судов, объединенных в три дивизиона. Собственные потери составили два корабля:



    • Катер на подводных крыльях пр.343МЕ «Волга» — Во время дежурства наскочил на камни, был повреждён и выведен в резерв, с него двигатель был установлен на другой катер, после войны списан.
    • 1 Катер пр.1390 «Стриж» поврежден в бою, списан.

    В 1994 году в состав ВМС РА должны были войти два разоруженных ПСКР проекта 205П «Тарантул» бывшие ПСКР-633 и ПСКР-634, но они были раздавлены льдами в зиму с 1993 на 1994 год на «Алмазе» в Санкт-Петербурге. 


    Дальнейшее развитие ВМС Абхазии связано с покупкой разоруженных или списанных катеров из стран бывшего СССР. В июне-августе 2004 года ВМС Абхазии пополнили четыре артиллерийских катера пр.1204 «Шмель» (бывшие АК-248, АК-582, АК-599) из состава 116-й Краснознаменной бригады речных кораблей Черноморского флота, закупленные на средства абхазской диаспоры с полным штатным вооружением, один (АК-527) был разобран на запчасти для ремонта трёх других. Также в этом году вошли три катера проекта 1400 «Гриф»: два ПСКА-502 и ПСКА-504 из Очамчирской группы учебных катеров, и один ПСКА-543 сочинского дивизиона, которые вооружили за счет трофеев снятых со сбитых в 1992—1993 годах грузинских вертолётов и Су-25, что привело к перегрузке катеров, снизив их ходовые характеристики.




    Патрульный катер проекта 1400М «Гриф» ВМФ Абхазии с самодельной установкой ЗУ-23, 1х2 ПУ НУРС Б8М1 НУР С-8 (сняты со сбитых грузинских вертолетов и СУ-25) и 12,7-мм пулеметом НСВ-12,7 «Утес»



    В 2004 году были приобретены 4 катера пр.1415П «Кулик», бывшие ПСКА с Балтики (один из них ПСК-011), один катер разобран на запчасти.




    Патрульный катер проекта 1415П «Кулик» ВМС Абхазии. Характеристики: 42 т (полное 54 т), 21,86х4,43х2,25 м, 300 л.с, 12 уз. Запас топлива 1600 л. Мореходность до 5 баллов. Автономность — 5 суток. Вооружение: (одного из катеров) ЗУ23 и 1х14,5-мм пулемёт, второй вооружён 1х4-14,5 мм зенитной установкой 2М-7. На обоих имеются 2х4 пусковые установки НУРС. Экипаж — 5 человек. Имеют возможность принять на борт 27 чел. десанта/спецназа или 17 т груза


    С этого периода гражданские суда были демобилизованы. С пассажирских теплоходов вооружение было демонтировано, а суда передали в управление Абхазского морского пароходства. В случае начала боевых действий они вновь могут быть вооружены и использованы в качестве лёгких десантных или транспортных судов.


    Самым крупным приобретением стал ПСКР пр.205П «Тарантул», построенный в 60-е годы в Ленинграде. Закуплен в невооружённом состоянии. Вооружен в Абхазии: 1 х 2-23 мм ЗУ-23-2, ПЗРК «Стрела-2М». Возможно довооружен 1×122 мм х 40 РСЗО БМ-21 «Град». Впрочем, о его наличии утверждает департамент защиты государственной границы Грузии, сами абхазы официально не подтверждают его покупку. Также отсутствуют фото-видео подтверждения его наличия в составе ВМС Абхазии.

    В 2006 году приобретены 2 катера пр. РВ-1415 «Фламинго» в невооружённом состоянии на средства Абхазской диаспоры в Греции. 


    3 катера пр.1415П «Кулик» и 2 катера пр. РВ-1415 «Фламинго» к 2007 году передали в отряд береговой охраны погранслужбы Абхазии. Также в БОХР передали 4 катера на подводных крыльях пр.343МЕ «Волга». 


    В 2007 году Военно-морской флот Республики Абхазия был выведен из структуры Министерства обороны и переподчинен пограничному отряду, в который он вошел на правах дивизиона катеров, то есть был изменен статус ВМФ. Дивизион стал морской составляющей погранотряда по обеспечению охраны и обороны границ государства и его морских просторов. Таким образом, ВМФ Абхазии были упразднены как отдельный вид Вооруженных Сил Республики Абхазия.


    Осенью 2008 г. участились нападения грузинских кораблей и катеров на иностранные суда, посещающие порты Абхазии. Несмотря на то, что Республика Абхазия пока не признана большинством государств, но в Сухум систематически приходят суда Турции, Мальты и других стран.


    Правительство Грузии по-прежнему считает Абхазию своей территорией. По грузинским законам побережье и порты Абхазии объявлены закрытой зоной для международного плавания.


    15 сентября 2009 г. в руководстве Пограничной службы ФСБ России, заявили, что отныне в акватории Черного моря у берегов Абхазии будут задерживаться суда-нарушители из Грузии. Это решение было принято в рамках соглашения между Россией и Абхазией «О совместных усилиях в охране государственной границы Абхазии» от 30 апреля. Ранее президент Абхазии Сергей Багапш обещал топить грузинские корабли, но без помощи Москвы.


    В пресс-релизе ЦОС ФСБ, распространенном 22 сентября 2009 г., говорится, что «в Абхазии пограничниками РФ принято под охрану более 350 км государственной границы, из них: морской — 215 км, сухопутной — 98 км, речной — 39 км».


    В сентябре 2009 года к охране морских границ Абхазии приступил пограничный сторожевой корабль «Новороссийск» проекта 1241 ПЭ.




    Пограничный сторожевой корабль «Новороссийск» проекта 1241 ПЭ Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России


    Впоследствии в Очамчире был сформирован дивизион морской охраны, в который кроме ПСКР «Новороссийск» вошли до 10 катеров новых проектов «Соболь» и «Мангуст».

    Патрульный катер «Соболь» проекта 12220 предназначен для охраны территориальных вод и экономической зоны, выполнения патрульных, таможенных и поисково-спасательных операций. Водоизмещение – 57 тонн, длина – 27,9 метра, ширина – 4,4 метра, осадка – 3,27 метра, скорость – 47 узлов, экипаж – 6 человек. Вооружение: ракетно-артиллерийский комплекс «Вихрь-К» (4 ракеты, 30 мм артиллерийская установка АК-306), 14,5 мм пулемет. 


    Водоизмещение патрульного катера «Мираж» проекта 14310 – 127 тонн, длина — 35,4 метра, ширина – 6,79 метра, осадка – 4 метра, скорость – 50 узлов, экипаж – 12 человек. Вооружение: ракетный комплекс «Штурм», 30 мм артиллерийская установка АК-306, 8 ПЗРК «Игла», 2 14,5 мм пулемета. 


    23 декабря 2014 года Парламент Абхазии ратифицировал Договор между Республикой Абхазия и Российской Федерацией о союзничестве и стратегическом партнёрстве. В соответствии с договором основными сферами сотрудничества будут являться: проведение скоординированной внешней политики, создание общего пространства обороны и безопасности, содействие социально-экономическому развитию Республики Абхазия, создание условий для полноценного участия Республики Абхазия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве.


    В 2016-2017 году абхазские ВМС возможно получили из России два патрульных сторожевых корабля пр.10414 шифр «Светляк-М2», получивших название Апсны (б/н 21), Апсура (б/н 22), правда пока фото-видео доказательств этому нет, так, что очень вероятно, что это очередная «утка».


    Таким образом, в настоящее время личный состав ВМС Абхазии составляют более 700 человек и в их составе 2 патрульных сторожевых корабля (возможно) и 19 катеров:


    —  2 патрульных сторожевых корабля пр.10414 шифр «Светляк-М2», получивших название Апсны (б/н 21), Апсура (б/н 22), переданы в 2016-2017 г.г. (возможно).




    Возможный вид патрульного сторожевого корабля пр.10414 шифр «Светляк-М2» ВМС Абхазии Длина наибольшая 49,5 м. Вооружение: 1х6 30-мм АУ АК-306; 2х1 14,5-мм МТПУ; 4 ПУ ПК-10


    — 3 артиллерийские катера пр.1204 «Шмель», с полным штатным вооружением. Всего закуплено 4, один был разобран на запчасти для ремонта трёх других. В настоящее время один из катеров выведен в резерв по причине неисправной машины. 



    ВМС стран Причерноморского бассейна: Абхазия, ДНР - «Военное обозрение»

    Артиллерийский катер пр. 1204 «Шмель» ВМС Абхазии. Характеристики: 75/80 т, 27,7х4,3х0,85м, 2400 л.с., 23-26 уз., дальность плавания — 240 миль (20 уз.). Бронирование 10-15 мм. Вооружение: 1х1-76-мм ор. Д-56ТМ, 1-7,62мм пул. (спарен с ор. в башне), 1х2-25мм АУ 2М3М, 1х17-140мм РСЗО БМ14-17, 2х1-30мм гран. АП-30 «Пламя», несколькими комплектами ПЗРК «Стрела-2М» или «Игла», до 6-10 мин ЯМ. Экипаж — 14 чел. Автономность: 7 суток.


    — 6 ПСКР пр.1400 «Гриф» Вооружение: 23 мм ЗУ-23, 1 х 2 НУР С-8 ПУ Б-8М1, ПЗРК «Стрела-2М». 




    Патрульный катер проекта 1400М «Гриф» ВМФ Абхазии на баке хорошо видна пусковая установка НУРС Б8М1 НУР С-8


    — 3 катера на подводных крыльях пр.1432 «Невка». Привлекаются для полицейской службы, проведения спецопераций или прибрежного патрулирования. Вооружения не имеют. 

    — 3 катера на подводных крыльях пр.343МЕ «Волга» Вооружены самодельными 7-зарядными установками 57-мм НУРС, ПКТ и РПГ-7. 


    — 1 катер пр.1390 «Стриж». Вооружения не имеет. 


    — 1 десантный катер пр.106У. 


    Имеются сведения о наличии в составе ВМС Абхазии ПСКР пр.205П «Тарантул». Он был закуплен в невооружённом состоянии. Вооружен в Абхазии: 23 мм ЗУ-23, ПЗРК «Стрела-2М». Возможно довооружен 1×122 мм х 40 РСЗО БМ-21 «Град». Но официального подтверждения его наличия нет. 


    Вспомогательный флот—3 единицы 


    -2 служебно-разъездных катера пр.371 «Адмиральский». Катер командующего флотом. Вооружения не имеет. Еще один катер в плохом состоянии, возможно уже списан. 

    — исследовательское судно пр.16151. Переоборудовано в танкер с запасом топлива 172 тонны. Возможно уже списано.


    Батальон морской пехоты: 350-400 человек, на вооружении: 12 БМП-2, одна реактивная система залпового огня БМ-21 «Град», СПГ-9, КС-19, АГС-17, миномёты. 


    В составе подразделений береговой обороны входят 3 батареи береговой обороны (27 85-мм орудий Д-44 и 100-мм КС-19); бронепоезд с тремя орудиями и установкой НУРС; 3 стационарные радиолокационные станции.


    В состав ВМС Абхазии также входят спецподразделения «Ночные Ангелы» и»Боевые Пловцы». 



    В украинских СМИ регулярно проскакивает информация, что возможно часть своих боевых кораблей Абхазия может продать ДНР. 


    Донецкая Народная Республика также имеет свой флот в Азовском море, под обозначением спецподразделение «Тайфун». В составе Азовской флотилии Донецкой Народной Республики катера нескольких типов. В основном — это, конечно, типовые рыбацкие лодки и «байды». Больших морских сражений на Азове пока не было. А соответственно пополнить флот за счет «отжатых» украинских катеров возможностей не представилось.


    В идеале катер «москитного флота» — из композитных материалов, плохо заметный для корабельных средств слежения, с двумя или даже четырьмя подвесными лодочными моторами японского производства. Мощность в совокупности может доходить до 1000 лошадиных сил. Экипаж — 10 человек со стрелковым оружием, на борту — РПГ и пулеметы.




    Крупнокалиберный пулемет «Утес» на одном из катеров спецподразделения «Тайфун» Донецкой

    Народной Республики.

    Станковый гранатомет АГС-17 «Пламя» на одном из катеров спецподразделения «Тайфун» Донецкой Народной Республики.

    Имеется у ДНР и своя морская пехота: в феврале 2016 года путем переименования 9-го отдельного мотострелкового полка сил ДНР был сформирован 9-ый отдельный Мариупольско-Хинганский особый (штурмовой) полк морской пехоты Народной милиции ДНР (дислокация в Новоазовске), готовый отбить атаку Украины. Несмотря на то, что основной задачей полка является отражение возможных атак ВСУ с моря, но, например, на учениях в августе 2016 года производилась отработка морского десантирования силами самого 9-го полка. При этом подразделения 9-го полка оснащены бронетранспортерами БТР-80 в специальном варианте для морской пехоты.




    Боевая подготовка морской пехоты сил ДНР, август 2016 года (с) Олег Никитин / Федеральное агентство новостей


    Силам ДНР противостоит украинский Керченский отряд морской охраны в составе 18 катеров, базирующихся в Мариуполе, хотя не все из них находятся в исправном состоянии. Семь из этих катеров изначально входили в состав Мариупольского отряда, а 11 были перебазированы туда в марте 2014 года из Керчи. В число этих 18 единиц входят катера BG 32 «Донбасс» (проекта 205П), BG 58 «Оникс» (реквизированная турецкая шхуна), пять катеров проекта 1400П «Гриф» (BG 105, BG 108, BG 110 «Любомир», ВG 114, BG 118 «Арабат» и BG 119), пять малых катеров типа «Калкан» (предположительно, BG 303, BG 304, BG 308, BG 309 и BG 310) и пять малых катеров других типов, а также переброшенные в сентябре 2018 года в Азовское море два бронекатера катера Р-177 «Кременчуг, Р-178 «Лубны» пр.  58155 «Гюрза-М».


    В открытом бою на море «Гриф» вряд ли сможет навязать серьезную борьбу быстроходным «джонкам» ополчения. А из вооружения у него-турельно-башенная пулемётная установка «Утес-М» калибра 12,7 мм. 


    Впрочем, время от времени проводятся диверсионные рейды в тыл врага. Так, летом 2014 г., с моря были атакованы две украинские пограничные заставы.


    Например, 5 июля 2014 года ополченцы в количестве 15 человек,  на двух маломерных плавсредствах с помощью местных жителей  произвели высадку на берег Азовского моря в районе населенного пункта Седово (Донецкая область) и используя минометы и стрелковое оружие, атаковали пункт пропуска «Должанский» в Новоазовском районе. В результате обстрела один украинский пограничник погиб, 8 получили ранения. Здание объекта разрушено, уничтожены прожектор «АПМ-90» и служебный автомобиль «УАЗ».


    31 августа 2014 г. группа из двух украинских сторожевых катеров (катер BG 119 пр. 1400М «Гриф» и малый катер типа «Калкан») была обстреляна в районе н.п. Безыменное. В результате обстрела получил несколько попаданий и полностью выгорел и затонул украинский пограничный сторожевой катер BG 119 проекта 1400М (шифр «Гриф», бывший П-527, построен на заводе «Море» в Феодосии в 1982 году). При этом двое членов его экипажа (включая командира) погибли, а восемь (из них семеро раненых) были подобраны из воды и спасены подошедшим через 50 минут другим украинским пограничным катером  и рыбацкими лодками. Входивший в группу с потопленным катером малый катер типа «Калкан» также получил повреждения от обстрела и был вынужден уйти с места боя. Предположительно огонь велся из 125-мм пушек танков танковыми управляемыми ракетами с дистанции около 3 морских миль. По другой версии катер был поражен из ПТРК.




    Уничтоженный 31 августа 2014 года украинский патрульный катер катер BG 119 пр. 1400М «Гриф»


    7 июля 2015 г. при выходе из бухты Мариуполя на собственной мине подорвался малый катер морской охраны типа UMS-1000 BG 22, построенный в 2014 году (вступил в строй 31 июля 2014 года) и являющийся единственный катером проекта UMS-1000 в составе Мариупольского отряда морской охраны. 2 человека (капитан и находившийся на борту житель Мариуполя) погибли. 




    Малый катер морской охраны типа UMS-1000 американского производства Государственной пограничной службы Украины, подорвавшийся на мине 7 июля 2015 г.


    Роман Кузнецов для ANNA-News



    Материалы и данные данной статьи взяты исключительно из открытых источников.





    Создание военно-морского флота Абхазии было, разумеется, связано с грузино-абхазской войной 1992-1993 г.г. В сентябре 1992 г. в Пицунде инициативная группа, которую возглавил гражданский капитан Лев Катиба, начала формировать абхазские ВМФ из тех немногих плавсредств, которые оказались в руках ополченцев. Первыми кораблями ВМС Абхазии стали прогулочные теплоходы проекта 1430 «Комсомолец Абхазии» и «Сухум»; теплоходы проекта 485М «Радуга-5» и «Радуга-7»; пассажирский теплоход проекта 10110 «Рица»; спасательный катер проекта 14100 «Чибис»; три буксира: «МБ-28», «Дельфин», «МБ-7028»; морская самоходная баржа проекта 106 названная «Гума», которая на момент начала войны находилась на слипе у Восточной стенки. Первый корабль ВМС Абхазии- прогулочный теплоход пр. 1430 «Сухум» На суда пр.485 и пр.10110 было установлено стрелковое и артиллерийское вооружение, а также пусковые установки НУРС. В сентябре-октябре 1992 года с озера Рица в Пицунду были переброшены 7 катеров на подводных крыльях проекта 343МЕ «Волга». Осенью-зимой того же года в состав ВМФ Абхазии вошел и первый специализированный боевой корабль- пограничный сторожевой катер проекта 1400 «Гриф», который ранее был выведен из состава флота в связи с плохим состоянием корпуса, разоружен и продан пионерлагерю «Орлёнок», до начала 1993 года находившийся в ремонте и вооружении. Первой операцией абхазских ВМС можно назвать участие в освобождении Гагры и ее окрестностей (октябрь 1992г.). После освобождения Гагры 7 октября 1992 года абхазский экипаж перегнал баржу «МСБ-12» из Новороссийска в Пицунду. В абхазском флоте «МСБ-12» выполняла функцию десантного судна, участвуя во многих десантных операциях. Даже такими импровизированными силами абхазам удалось захватить три грузинских сейнера (один из них «Палеостоми»), которые немедленно были включены в состав ВМФ Абхазии. Дальнейший период становления ВМС Абхазии тесно связан с именами Рауля Нанбы и Юрия Ачбы. Первый был мичманом российского ВМФ. Второй до демобилизации в 1985 г. служил капитаном 2 ранга ВМФ СССР, командовал боевой частью атомной подводной лодки Северного флота. После того, как ему удалось выбраться из оккупированного Сухуми в январе 1993 г., он возглавил абхазский ВМФ. Несмотря на то, что на грузинской стороне находилось большее число плавсредств, именно абхазские военные моряки доминировали в водах Абхазии. Вот несколько боевых эпизодов с участием кораблей абхазских ВМС: В ночь с 14 на 15 августа 1992 года 14 абхазских бойцов Агудзерского батальона после боя с Тбилисским ОМОНом были вывезены морем на катере из Агудзеры. 17 августа на спасательном катере проекта 14100 «Чибис» была осуществлена перевозка группы из 8 человек из Нового Афона в село Тамыш Очамчирского района. 21 августа в Пицунде был захвачен катер на подводных крыльях «Комета-50» с грузинским экипажем и отконвоирован в Гудауту. После передачи грузинских военных в штаб в Гудауте «Комета-50» была оставлена в Абхазии и вооружена. Утром, 26 августа, в районе Гагры грузинами была предпринята попытка высадить десант и бронетехнику. Захваченная 21 августа абхазская «Комета-50» обстреляла грузинский плавучий кран, перевозивший боевую технику и сорвала высадку. Это был первый морской бой нарождающегося абхазского флота. Следующей боевой операцией абхазских ВМС стало участие в октябре в освобождении Гагры и её окрестностей, в ней приняли участие переоборудованные пассажирские теплоходы «Радуга-5» и «Радуга-7». Весной 1993 появился в ВМС Абхазии второй сторожевой катер проекта 1400 «Гриф». Ранее катер был выведен из состава российского флота, разоружен и продан частной компании, новое имя катера — ПСК «Виктория». Рауль Нанба перегнал его из Новороссийска в Гудауту, где он был вооружен и получил тактический номер «А-02». Патрульный катер проекта 1400М «Гриф» ВМФ Абхазии с самодельной установкой ЗУ-23. Характеристики: 39/50т, 23,8х5,0х2,5 м, 1500 л.с, 30 уз. (из-за перегрузки вооружением реальная макс. скорость лишь 20 уз.), дальность плавания (проектное) — 500 миль (12 уз.). Мореходность до 2-3 баллов (против 4-5 проектных). Вооружение: (5 ед) 1х2-23 мм зен. уст. ЗУ23-2, 1х2 НУРС Б8М1 НУР С-8 (сняты со сбитых грузинских вертолетов и СУ-25), несколькими комплектами ПЗРК «Стрела-2М» или «Игла». (1 ед.) — 1х2-23 мм зенитная установка ЗУ23-2, 1 пул. Экипаж 9-10 чел. Автономность: 5 суток. Также были закуплены два служебно-разъездных катера проекта 371 «Адмиральский», выведенные из состава ЧФ. 24 апреля 1993 года сторожевым катером проекта 1400 «А-02» была захвачена грузинская баржа «МСБ-24» и доставлена в Гудаутский морпорт. На баржу была поставлена установка БМ-21 «Град» и она стала плавучей реактивной батареей. Абхазская плавучая реактивная батарея, на базе захваченной у грузин самоходной баржи «МСБ-24», с установленной на ней БМ-21 «Град» и двумя ЗУ-23во время Тамышского десанта В апреле-июне 1993 года абхазские катера перехватили научно-исследовательское судно «Модуль», которое шло в Поти имея на борту груз румынских автоматов. НИС «Модуль» было включено в состав ВМС Абхазии и стало использоваться как танкер. Абхазские моряки несколько раз высаживали десанты и блокировали морские коммуникации противника. «Комсомолец Абхазии» и «Сухум» выполняли гуманитарные рейсы в Сочи за продовольствием, в Сухум за беженцами в рамках программы по обмену военнопленными. «Комсомолец Абхазии» выполнил рейс в Очамчиру в начале августа 1993 года и вывез с Восточного фронта группу бойцов Казачьего батальона и группу добровольцев с Северного Кавказа, принимавших участие в июльском десанте в районе села Тоумыш. Флот сыграл значительную роль в защите берегов от атак грузинских катеров. Несмотря на то, что на грузинской стороне находилось большее число плавсредств, именно абхазские военные моряки доминировали в водах Абхазии. Вооружённые ПЗРК «Стрела-2» 3 абхазских катера пр. 1400 «Гриф» и грунтовозная шаланда «Бзыбь» с установленным блоком НУРС и двумя установленными 57-мм зенитными орудиями С-60 практически парализовали работу аэропорта Бабушара, который использовался грузинами для снабжения гарнизона своих войск в Сухуме, причём также были задействованы и гражданские самолёты. В ответ абхазские войска начали атаковать грузинские авиалайнеры. Атаки осуществлялись со стороны моря, когда самолёты заходили на посадку. Успехам абхазов, конечно, способствовала очень удачная для атаки глиссада (траектория полета на снижение), проходившая над морем. Всего абхазы сбили: 07.93г. с катера подбит из ПЗРК Ту-154 в 2 милях от берега пилоты смогли посадить самолёт. 09.93г. с катера был сбит Ту-154 (бортовой 4L-369931). 09.93г. в 16:25 с борта ПСК проекта «Гриф» из ПЗРК был сбит над морем пассажирский самолёт ТУ-134А (Сухумский ОАО, бортовой 4L-65893) летевший рейсом Сочи — Сухум, погибли 22 мирных пассажира и 5 членов экипажа, среди них несколько журналистов из России и стран Европы. 09.93г. из ПЗРК был подбит Ту-154Б (а/к ORBI, бортовой 4L-85163), перевозивший 120 солдат СпН Грузии и украинских наемников из УНА-УНСО (запрещенная в России экстремистская организация) из Тбилиси в Сухум. Самолёт смог дотянуть до ВПП, но при посадке самолёт загорелся и разломился на две части, 100 грузинских солдат и наемников заживо сгорели, а 24, в том числе 4 членам экипажа, находившимся в носовой части самолёта удалось выжить. Вечером был атакован ещё один заходящий на посадку Ту-154, однако данный самолёт на сей раз не пострадал. 09.93г из БМ-21 «Град», установленного на баржу был обстрелян на рулёжке Ту-134. Один из снарядов попал в самолёт, вызвав пожар. Благодаря действиям экипажа, все пассажиры были эвакуированы до взрыва авиалайнера. Тем не менее, в происшествии погиб 1 член экипажа. Также ещё один снаряд попал в Ту-154Б-2 борт 85359 компании ORBI, но никто на нём не погиб, хотя сам самолёт был уничтожен. 09.93г. в момент взлёта сбит грузинский штурмовик Су-25. Всего считается, что абхазским катерам удалось сбить три грузинских штурмовика Су-25. Таким образом, абхазские ВМС, установив воздушную блокаду аэропорта и парализовав воздушное снабжение грузинской группировки сыграли одну из решающих ролей при взятии Сухума в 1993 году. Всего во время войны 1992-1993 г.г. ВМС Республики Абхазия насчитывали 35 судов, объединенных в три дивизиона. Собственные потери составили два корабля: Катер на подводных крыльях пр.343МЕ «Волга» — Во время дежурства наскочил на камни, был повреждён и выведен в резерв, с него двигатель был установлен на другой катер, после войны списан. 1 Катер пр.1390 «Стриж» поврежден в бою, списан. В 1994 году в состав ВМС РА должны были войти два разоруженных ПСКР проекта 205П «Тарантул» бывшие ПСКР-633 и ПСКР-634, но они были раздавлены льдами в зиму с 1993 на 1994 год на «Алмазе» в Санкт-Петербурге. Дальнейшее развитие ВМС Абхазии связано с покупкой разоруженных или списанных катеров из стран бывшего СССР. В июне-августе 2004 года ВМС Абхазии пополнили четыре артиллерийских катера пр.1204 «Шмель» (бывшие АК-248, АК-582, АК-599) из состава 116-й Краснознаменной бригады речных кораблей Черноморского флота, закупленные на средства абхазской диаспоры с полным штатным вооружением, один (АК-527) был разобран на запчасти для ремонта трёх других. Также в этом году вошли три катера проекта 1400 «Гриф»: два ПСКА-502 и ПСКА-504 из Очамчирской группы учебных катеров, и один ПСКА-543 сочинского дивизиона, которые вооружили за счет трофеев снятых со сбитых в 1992—1993 годах грузинских вертолётов и Су-25, что привело к перегрузке катеров, снизив их ходовые характеристики. Патрульный катер проекта 1400М «Гриф» ВМФ Абхазии с самодельной установкой ЗУ-23, 1х2 ПУ НУРС Б8М1 НУР С-8 (сняты со сбитых грузинских вертолетов и СУ-25) и 12,7-мм пулеметом НСВ-12,7 «Утес» В 2004 году были приобретены 4 катера пр.1415П «Кулик», бывшие ПСКА с Балтики (один из них ПСК-011), один катер разобран на запчасти. Патрульный катер проекта 1415П «Кулик» ВМС Абхазии. Характеристики: 42 т (полное 54 т), 21,86х4,43х2,25 м, 300 л.с, 12 уз. Запас топлива 1600 л. Мореходность до 5 баллов. Автономность — 5 суток. Вооружение:

    Комментарии для сайта Cackle
    Здравоохранение
  • Топ-10 советов, как побороть тревожность...
  • Как избежать проблем со здоровьем в период садово-огородных работ?...
  • Фитнес-тренер рассказала, как мотивирует своих подопечных заниматься спортом и после прохождения онлайн-марафона...
  • Медицина
           

    Авто
  • За океаном и в Европе опасаются смерти их автопрома, который не выдержит конкуренции с китайскими машинами...
  • Признанные автогиганты всухую проиграли китайским новичкам...
  • Другие новости
    up
    Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика