Эксперимент в 80 км от Хельсинки: Финляндия назло русским решила угробить собственную АЭС - «Происшествия» » Новости - Мира
Наука
  • Фото: wikipedia.org Чарльз Дарвин Речь идет о случайности мутаций, как доказывал эволюционист. Однако новое...
  • Фото: Getty Images Илон Маск На данный момент бизнесмен ищет способы удешевить грандиозный проект по освоению Красной...
  • Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
  • «Новости - Мира»
    Эксперимент в 80 км от Хельсинки: Финляндия назло русским решила угробить собственную АЭС - «Происшествия»
    11-09-2024, 00:00
    Происшествия
    Редактировать

    Эксперимент в 80 км от Хельсинки: Финляндия назло русским решила угробить собственную АЭС - «Происшествия»

    На финской АЭС «Ловииса» в советский реактор 70-х годов прошлого века ВВЭР-440 загрузили первую партию топливных сборок американской компании Westinghouse. Станция общей мощностью 1 ГВт состоит из двух энергоблоков с такими реакторами. Ранее эту станцию снабжал топливом «Ростатом».

    Мощность всей станции АЭС «Ловииса» в 4 раза ниже, чем у одного современного реактора. Но это не значит, что эксперименты на этой АЭС менее опасны. Скорее — наоборот.

    Загружать топливо от Westinghouse в ВВЭР-440 до сих пор пробовали только однажды — в 2007 году на чешской АЭС «Темелин». Тогда это закончилось серьёзной аварией, избежать катастрофы удалось чудом. Чужеродное топливо в итоге выгрузили из ректора, и после ремонта энергоблок вновь заправили российской топливной сборкой.

    «Росатом» предостерегал от повторения опасного эксперимента с «четырёхсотыми» реакторами. Интересно, что даже Киев внял предостережениям, и перевел на американское топливо все прочие реакторы, кроме этих. Два «четырехсотых» на Ровенской АЭС предпочли просто остановить.



    Но у Финляндии собственная гордость. Она решила рискнуть, о чем и сообщила официально ещё в прошлом году, синхронно с заявлением Урсулы фон дер Ляйен о полном отказе ЕС от российского ядерного топлива в будущем. Большинство стран Евросоюза, кстати, рисковать пока не захотели.

    И вот эксперимент по замене подходящего для реактора топлива на «политически правильное» начался. Американское топливо загружено только в один реактор, второй продолжает работать на российском.

    Географически АЭС «Ловииса» расположена на финском острове Хястхолмен, в 15 км юго-восточнее города Ловийса и примерно в 80 км от Хельсинки. Расстояние до Санкт-Петербурга — свыше 230 км, и это хорошо для нас.

    Чем может завершиться ядерный эксперимент в Финляндии — «Свободной Прессе» рассказал член Общественного совета госкорпорации «Росатом» Валерий Меньщиков.

    «СП»: Валерий Фёдорович, каковы основные риски при переводе реактора на топливо другого поставщика.

    — Это время от времени происходит в мире, если старый и новый поставщики взаимодействуют между собой — всё проходит без приключений. Но в данном случае взаимодействия нет.

    Главная проблема Westinghouse применительно к реактору ВВЭР-440 в том, что топливные сборки, которые делают американцы, не совпадают по геометрии с тем, что нужно для этого нашего реактора. К другим советским и российским реакторам стандартные размеры элемента от Westinghouse подходят, а к этому нет.

    Значит, им нужно вносить изменения в свою отлаженную технологию, а это — всегда плохо.

    Что случилось в Чехии в аналогичной ситуации. Во время загрузки разбухли блоки тепловой сборки на входе в реактор. Возникла очень опасная предаварийная ситуация. Тепловую сборку нужно было вынимать. Чехи с американцами сами не смогли этого.

    Всё происходило в самом первом контуре безопасности, где топливо ещё должно быть свежим, нерадиоактивным. А тут — распухшие капсулы с уже работающим ураном-235. Если бы они вышли за пределы первого контура — пошло бы очень серьёзное заражение местности и воды. Это была бы катастрофа.


    В итоге срочно вызвали российских ядерщиков. Совместно справились, и всё обошлось. Потом реактор починили и загрузили тем, чем полагается — нашими ТВЭЛами.

    А что теперь будет делать Финляндия в случае ЧП, если их ядерщики игнорируют «Росатом»?

    «СП»: Российские ядерщики предоставляют импортёрам весь пакет услуг: от поставок топлива — до его вывоза на утилизацию. А что теперь Финляндия будет делать с облучённым топливом?

    — Вот и мне интересно: думали об этом в Финляндии или нет ещё? У Westinghouse было отделение, которое забирало у клиентов отработавшее топливо. Но оно прошло через процедуру банкротства, и больше американская компания облучённые элементы не забирает.

    Есть технологическая схема хранения радиоактивных отходов во Франции. Но, в принципе, ядерная отрасль — достаточно секретна, и мы не знаем — утилизирует Франция отходы, или только прячет. И насколько заполнены эти хранилища.

    Своя система хранения ядерных отходов есть и в Финляндии.

    В свое время я был в составе российской делегации в этой пещере. Мы спускались в туннельную систему под дном Балтики. Стенки хранилища у них облицованы медью. Финские учёные тогда думали, что медь лучше всего препятствует утечке радиации из хранилища.

    Но в итоге надзорные органы Финляндии решили, что всё это — ерунда, и хранить там облучённые отходы нельзя, чтобы не погубить балтийское побережье страны.

    Вероятно, если теперь в ядерную энергетику пришла политическая корректность, ядерное топливо оценивают не по соображениям безопасности, а по национальному признаку, то и хранилище это теперь могут признать абсолютно безвредным для окружающей среды.


    На финской АЭС «Ловииса» в советский реактор 70-х годов прошлого века ВВЭР-440 загрузили первую партию топливных сборок американской компании Westinghouse. Станция общей мощностью 1 ГВт состоит из двух энергоблоков с такими реакторами. Ранее эту станцию снабжал топливом «Ростатом». Мощность всей станции АЭС «Ловииса» в 4 раза ниже, чем у одного современного реактора. Но это не значит, что эксперименты на этой АЭС менее опасны. Скорее — наоборот. Загружать топливо от Westinghouse в ВВЭР-440 до сих пор пробовали только однажды — в 2007 году на чешской АЭС «Темелин». Тогда это закончилось серьёзной аварией, избежать катастрофы удалось чудом. Чужеродное топливо в итоге выгрузили из ректора, и после ремонта энергоблок вновь заправили российской топливной сборкой. «Росатом» предостерегал от повторения опасного эксперимента с «четырёхсотыми» реакторами. Интересно, что даже Киев внял предостережениям, и перевел на американское топливо все прочие реакторы, кроме этих. Два «четырехсотых» на Ровенской АЭС предпочли просто остановить. Но у Финляндии собственная гордость. Она решила рискнуть, о чем и сообщила официально ещё в прошлом году, синхронно с заявлением Урсулы фон дер Ляйен о полном отказе ЕС от российского ядерного топлива в будущем. Большинство стран Евросоюза, кстати, рисковать пока не захотели. И вот эксперимент по замене подходящего для реактора топлива на «политически правильное» начался. Американское топливо загружено только в один реактор, второй продолжает работать на российском. Географически АЭС «Ловииса» расположена на финском острове Хястхолмен, в 15 км юго-восточнее города Ловийса и примерно в 80 км от Хельсинки. Расстояние до Санкт-Петербурга — свыше 230 км, и это хорошо для нас. Чем может завершиться ядерный эксперимент в Финляндии — «Свободной Прессе» рассказал член Общественного совета госкорпорации «Росатом» Валерий Меньщиков. «СП»: Валерий Фёдорович, каковы основные риски при переводе реактора на топливо другого поставщика. — Это время от времени происходит в мире, если старый и новый поставщики взаимодействуют между собой — всё проходит без приключений. Но в данном случае взаимодействия нет. Главная проблема Westinghouse применительно к реактору ВВЭР-440 в том, что топливные сборки, которые делают американцы, не совпадают по геометрии с тем, что нужно для этого нашего реактора. К другим советским и российским реакторам стандартные размеры элемента от Westinghouse подходят, а к этому нет. Значит, им нужно вносить изменения в свою отлаженную технологию, а это — всегда плохо. Что случилось в Чехии в аналогичной ситуации. Во время загрузки разбухли блоки тепловой сборки на входе в реактор. Возникла очень опасная предаварийная ситуация. Тепловую сборку нужно было вынимать. Чехи с американцами сами не смогли этого. Всё происходило в самом первом контуре безопасности, где топливо ещё должно быть свежим, нерадиоактивным. А тут — распухшие капсулы с уже работающим ураном-235. Если бы они вышли за пределы первого контура — пошло бы очень серьёзное заражение местности и воды. Это была бы катастрофа. В итоге срочно вызвали российских ядерщиков. Совместно справились, и всё обошлось. Потом реактор починили и загрузили тем, чем полагается — нашими ТВЭЛами. А что теперь будет делать Финляндия в случае ЧП, если их ядерщики игнорируют «Росатом»? «СП»: Российские ядерщики предоставляют импортёрам весь пакет услуг: от поставок топлива — до его вывоза на утилизацию. А что теперь Финляндия будет делать с облучённым топливом? — Вот и мне интересно: думали об этом в Финляндии или нет ещё? У Westinghouse было отделение, которое забирало у клиентов отработавшее топливо. Но оно прошло через процедуру банкротства, и больше американская компания облучённые элементы не забирает. Есть технологическая схема хранения радиоактивных отходов во Франции. Но, в принципе, ядерная отрасль — достаточно секретна, и мы не знаем — утилизирует Франция отходы, или только прячет. И насколько заполнены эти хранилища. Своя система хранения ядерных отходов есть и в Финляндии. В свое время я был в составе российской делегации в этой пещере. Мы спускались в туннельную систему под дном Балтики. Стенки хранилища у них облицованы медью. Финские учёные тогда думали, что медь лучше всего препятствует утечке радиации из хранилища. Но в итоге надзорные органы Финляндии решили, что всё это — ерунда, и хранить там облучённые отходы нельзя, чтобы не погубить балтийское побережье страны. Вероятно, если теперь в ядерную энергетику пришла политическая корректность, ядерное топливо оценивают не по соображениям безопасности, а по национальному признаку, то и хранилище это теперь могут признать абсолютно безвредным для окружающей среды.

    Здравоохранение
  • Доктор Воробьев рассказал о самом эффективном способе не заболеть...
  • Система здравоохранения оказалась не готова к работе по директивам Минздрава...
  • Что помогло проекту обойти серьезных конкурентов и завоевать «золото»...
  • Медицина
           

    Авто
  • Престижный и «крутой» цвет автомобиля, как правило, не отличается особой практичностью...
  • Глава «АвтоВАЗа» считает, что завод в Тольятти круче всего автопрома КНР, румыны молчат и тихонько делают машины...
  • Другие новости
    up