Что-то давно не было судейских скандалов в российском футболе. А ну да, был же зимний перерыв в РПЛ. Как только отечественный футбол возобновился, вернулись к нам и скандалы. В одной из первых же официальных игр года, кубковом матче «Спартака» и «Динамо», был назначен пенальти за игру рукой Виктора Мозеса — так «красно-белые» пропустили первый гол из двух. Момент был далеко не очевидным, но особенной экспрессии у болельщиков не вызвал, наверное, люди уже привыкли к странной трактовке игры рукой «по длине рукава», в результате, пенальти то надо назначать, то нет. По ситуации. Но в этот раз все вышло еще смешнее, чем обычно, поскольку в дело апологии российского судейства был подключен даже фотошоп.
Через неделю после морозного дерби, 27 февраля, прошло заседание экспертно-судейской комиссии (ЭСК) при президенте РФС, на котором решение арбитра Кирилла Левникова по поводу упомянутого пенальти признали верным.
В ЭСК все пояснили. В действиях Мозеса «отчетливо прослеживается движение рукой в направлении полета мяча, приведшее к контакту с ним», плюс это движение «делает тело игрока неестественно больше». Ну и главное, гласит вердикт ЭСК, мяч угодил спартаковцу ниже уровня подмышки, а не в плечо. А согласно главе 11 правил «при игре рукой верхняя граница руки соответствует уровню подмышки».
Также было отмечено, что ВАР вмешался правильно, потому что судья был не в оптимальной позиции, и мог быть пропущен «серьезный инцидент».
В общем, все хорошо и правильно. Но словами не ограничились, и выложили видео на РФС ТВ, где попытались изобразить полный фарш, так сказать, руки Мозеса. И тут, собственно, и начался скандал, так как, вышло это у РФС в стиле лже-дрессировщика из «Полосатого рейса», рисовавшего вымя тигра.
В частности, экс-монтажер популярного шоу «Красава» Кирилл Гаврилов обнаружил неладное. «Сначала меня смутил явно прифотошопленный мяч. Увеличил. Приглядевшись, можно даже найти остатки мяча в изначальном положении. Как-то уж совсем открыто нам впаривают какую-то дичь», — написал он в соцсети.
И действительно, глядя на скрины эпизода, даже человек с менее наметанным глазом согласится со специалистом.
Впрочем, для начала на него набросился известный комментатор Георгий Черданцев, судейский «охранитель» и ниспровергатель фанатской конспирологии. «Да нет этих рукавов. Объяснили же в воскресенье. Часть руки ниже плеча, начиная с области подмышки, тоже рука. Ей нельзя играть, это нарушение, особенно если игрок двигает этой частью руки в сторону мяча. Ну а насчет фотошопа — как здравомыслящему человеку [это] может прийти в голову? Там несколько ИНОСТРАНЦЕВ сидит в этой ЭСК! Несколько! Вы как вообще это себе представляете? На глазах иностранцев взять и прифотошопить?! Они дебилы все, по-вашему? У команды тренера нет который сезон, в этом проблема, а не в заговоре и фотошопе», — так отреагировал Черданцев.
Слово «иностранцы» капслоком выделил сам комментатор, но и так прямо звучит в ушах это святое слово. Ладно наши-то на все способны, но ИНОСТРАНЦЫ?
«Неужели среди москвичей есть мошенники?», — спрашивал один знаменитый иностранец.
Но прошло еще немного времени, и оказалось, что где-то все же были дебилы. Или на них был весь расчет.
2 марта в пресс-службе РФС признали, что фотошоп был, но пошли на это в организации не просто так, а ради просвещения, чтобы зрителю было нагляднее. «Видео для YouTube-канала служба коммуникаций РФС готовит самостоятельно уже после того, как экспертно-судейская комиссия выносит вердикт, в просветительских целях, чтобы наглядно показать зрителю, почему эксперты приняли то или иное решение».
«В скриншоте, который используется для наглядного показа момента с касанием мяча и плеча, демонстрируется часть снимка, сделанного в тот же момент времени фотографом „Спорт-Экспресса“, так как из-за динамики момента на стоп-кадре футболист и мяч находятся в расфокусе, в отличие от фотографии. Кроме того, она имеет большее разрешение относительно камеры видеотрансляции», — отметили в пресс-службе, добавив, что снимок использовался для наглядности попадания мяча в руку, так как на нем четко видна черная линия на форме футболиста, с которой соприкасается мяч.
Также в РФС подчеркнули, что экспертно-судейская комиссия при разборе момента изучает только исходные файлы: записи трансляции, записи ВАР с переговорами, фотографии.
То есть, был фотошоп, но он для просвещения масс, а эксперты изучали какие-то другие записи и фото. Но их показывать будет не так наглядно. Ну а пока, по данным «Спорт-Экспресса», РФС уволит монтажера, прифотошопившего мяч пониже на руке Мозеса. Это же все он придумал, шельмец, понагляднее хотел. У нас всегда ведь такая мощная прет инициатива снизу, а потом начальству отдуваться — то сисадмин с базой данных напутает, теперь вот фотошопом увлекся монтажер.
При этом, повторюсь, не то чтобы большое обсуждение вызывал сам эпизод и многие эксперты не устают повторять, что пенальти здесь скорее был. Хотя если мяч по руке фотошопно скатился, то любопытно было бы увидеть его на стартовой позиции — но для этого надо входить в ЭСК РФС, желательно в статусе иностранца.
Вопрос в другом, в доверии вообще организации, допускающей подобные проколы и таким вот нелепым образом их объясняющей? Можно ли верить линиям вне игры, которые рисуют арбитры ВАР в России — точно ли там без фотошопа для наглядности и просвещения? Ведь всем помнится эпизод с укороченным носком бутсы Дзюбы в матче с «Уралом» — РФС тогда вынужден был признать ошибку ВАР в пользу «Зенита». И тоже с оправданиями по поводу неправильного стоп-кадра на ТВ в отличие от настоящих, true-скринов у судей.
Так что, подобные истории наводят на мысль о том, что первична в российском футболе не истина, а необходимость принять решение в чью-то пользу. Ну а дальше уже все зависит от технической оснащенности и профессиональной квалификации исполнителей. Они, как и все в росфутболе, хромают.
Бывший тренер «Зенита» может возглавить «Спартак»
Семак обвинил арбитров в последних неудачах «Зенита»
«Рубин» вырвал победу в матче с «Зенитом»
Генич уверен, что судья ошибочно назначил пенальти в ворота «Зенита»