Если точнее, то книга называется «О сообществе единой судьбы в киберпространстве». В Китае считают (и об этом написано в Книге), что интернет превратил мир в «глобальную деревню» и международное сообщество становится все более взаимосвязанным, превращаясь в сообщество единой судьбы. В том числе и благодаря интернету. Как сказано в Книге, все человечество несет ответственность за «хорошее развитие, хорошее пользование и хорошее управление интернетом, чтобы он приносил еще больше пользы человечеству». Книга призывает прилагать «совместные усилия для формирования сообщества единой судьбы в киберпространстве и создания лучшего будущего для человечества».
Сами китайцы, как известно, создавшие свой национальный сегмент интернета, который отделен от остального «великой китайской стеной» в виртуальном пространстве (межсетевым барьером), придают особое внимание безопасности в интернете, оберегают молодежь от тлетворного влияния Запада. Хотя, конечно, всевозможные способы обхода китайского файервола существуют, и кто очень хочет, ими пользуется.
Не забыли китайцы в Белой книге и о том вкладе, который Китай вносит в формирование сообщества единой судьбы в киберпространстве и о перспективах международного сотрудничества в этой сфере.
Как сказано в Книге, Китай стремится стать «интернет-державой» и «цифровой страной» и на этом пути достигнуты немалые успехи. К концу 2021 года масштабы цифровой экономики Китая достигли 45,5 трлн юаней (около 450 трлн рублей), что составило почти 40% ВВП страны. По состоянию на июнь 2022 года в Китае насчитывалось 1,05 млрд интернет-пользователей, а уровень доступности интернета в стране достиг 74,4%.
Китай, как известно, мировой лидер по внедрению сетей связи 5G. В общей сложности в Китае было установлено 1,85 млн базовых станций 5G, а число абонентов 5G достигло 455 млн. То есть почти треть населения пользуется таким скоростным интернетом, какого во многих странах еще нет вовсе.
Особо гордятся китайцы тем (и об этом написано в Белой Книге), что в 2021 году объем розничных онлайн-продаж потребительских товаров в Китае составил 10,8 трлн юаней, увеличившись на 12% по сравнению с прошлым годом. А объем трансграничной электронной торговли Китая достиг 1,92 трлн юаней с приростом на 18,6% в годовом исчислении.
В России тема интернета также была в числе главных в последние две недели. В частности, это было связано с тем, что 27 октября Министерство цифрового развития и связи запустило голосование за проведение в следующем году высокоскоростного мобильного интернета в поселки и деревни с населением от 100 до 500 человек. Те, населенные пункты (но не более 1800), за которые поступит больше голосов оснастят интернетом в приоритетном порядке. Для участия нужно зайти через интернет на «Госуслуги» или отправить в Москву бумажное письмо. Сам вопрос звучит риторически: нужен ли вам прогресс, улучшение вашей жизни, связь? Тем не менее, онлайн-голосование продлится до 12 ноября, а по почте письма будут принимать до 26 ноября. Еще можно успеть проголосовать, если прямо сейчас бежать на почту. Только вот проблема в том, что отделения Почты России есть далеко не в каждой деревне и даже в поселке. Порой до него приходится добираться на перекладных.
Не удивительно, что это предложение вызвало критику, например, в Якутии. Там, как рассказывают местные журналисты во многих поселках нет не только стабильного интернета, но и более старых видов связи и даже почтовых отделений. Депутат Елена Голомарева в соцсетях рассказала, что жители малых деревень, узнав об инициативе Москвы, с горечью говорят, что это издевательство. Они спрашивают: как голосовать за интернет без интернета? Местные независимые журналисты говорят, что официальные СМИ регулярно сообщают о том, что интернет проведен то в одно отдаленное село, то — в другое. А региональные власти заявляют, что интернет покрывает чуть ли не 97 процентов территории республики.
Тем не менее у нас тоже не все так плохо с интернетом. Если верить различным коммерческим исследовательским компаниям, то доступ к интернету в России имеют от 74 до 81% населения. То есть, по этому показателю мы даже возможно опережаем Китай. Хотя, конечно, обеспечить этим средством связи, а теперь еще и торговли, почти 1.5-миллиардное население КНР — это несколько иная задача, чем дать доступ к нему 155 млн россиян.
Но вот использовать в должной мере интернет как площадку для развития экономики нам пока не удается, так как это делает Китай. В частности, опять же по данным российских независимых исследований, объем розничных продаж на китайском онлайн-рынке в 2021 году составил почти 2 трлн долларов США. Это несопоставимо с аналогичным российским показателем в $ 56 млрд. Но вот по росту этого сегмента России нет равных в мире — почти 34 процента. Такими темпами мы можем догнать Китай, где в прошлом году около 70 процентов населения сделало хотя бы одну покупку через Сеть (в России — 50%, в Великобритании — 84%). Но для этого, конечно, надо, чтобы в каждом поселке был не только стабильный интернет, но и хотя бы одно отделение Почты России или пункт выдачи онлайн-заказов. А кроме того, надо, чтобы повсеместно росли доходы населения. Ведь, чтобы что-то купить, надо иметь на что.
Михаил Морозов, обозреватель газеты «Труд»