Латвийская железнодорожная компания AS Pasažieru vilciens — единственный в республике перевозчик пассажиров на электричках — попросила Сейм республики снять запрет на покупку у России вагонов и деталей к ним. Представители компании пояснили, что иначе в Латвии прекратятся регулярные перевозки пассажиров железнодорожным транспортом.
Сейчас трудно в это поверить, но именно Латвия 35−40 лет назад была самым крупным производителем электричек — обратите внимание — в Европе.
Рижский вагоностроительный завод (RVR) за период с 1952 по 1980-е годы произвёл более 20 тысяч вагонов и около 2 тысяч локомотивов. Это был единственный в СССР завод, который делал электрички, и их хватало на все 15 республик Союза. Кроме того, RVR проводил ремонты железнодорожной техники, выпускал трамваи (почти 8 тысяч) и холодильники.
После распада СССР завод сосредоточился на ремонте вагонов и производстве трамваев, затем был признан банкротом. Начиная с 2006 года предприятие распродавало свои земельные участки, и в 2020 году окончательно закрылось.
Россия, тем временем, наладила производство «рижских» электричек на Торжокском вагоностроительном заводе в Тверской области и подмосковном Демиховском машиностроительном заводе. Более современные электрички освоили Тверской вагоностроительный завод, завод в Верхней Пышме Свердловской области, и другие.
У них Латвия и стала покупать запчасти для своих ветшающих вагонов. В республике рассчитывали на поставку электричек из Европы, но там ширина железнодорожной колеи другая, а возиться с производством модификации ради скромного прибалтийского рынка никто не захотел.
В итоге руководители AS Pasažieru vilciens лишь озвучили перед Сеймом очевидное: без российских вагоностроителей латышские железнодорожники просто не обойдутся, потому что альтернативы нет.
Вопрос лишь в том, а возобновят ли россияне поставки, даже если их разрешит Сейм? Ведь не далее, как 5 мая, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова сообщила, что Москва ответит на враждебные действия прибалтов своими санкциями экономического и экспортного характера. Да и российским предприятиям не так уж выгодно производить ради Риги устаревшую номенклатуру изделий.
Как сказал «Свободной Прессе» доктор экономических наук, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич, электрички — это лишь один из примеров того, что потеряла Прибалтика, пытаясь порвать с Россией.
«СП»: Николай Маратович, помогут наши вагоностроители железнодорожникам Латвии?
— Сейчас какие-то поставки запчастей, которые залежались на наших складах, туда идут. Нового мы для них ничего не делаем, а остатки старого продаем.
Для латышей это — что-то наподобие параллельного импорта, который осуществляют наши предприятия, приобретая комплектующие, запрещенные для нас Западом. Тем более, что полного запрета в Латвии нет, его только собираются ввести. Сейчас — полузапрет.
Покупать комплектующие AS Pasažieru vilciens может только на основе тендера, поскольку имеет государственное участие, а русские до конкурса не допускаются.
Но тут ведь вопрос не в запчастях. Там в Латвии скоро ремонтировать нечего будет. Им нужны вагоны. У нас много старых, выведенных из эксплуатации, но еще не утилизированных вагонов. Некоторые из них — вполне годные, с других можно снимать хорошо сохранившиеся детали.
Но сейчас прибалты покупать их боятся. Все-таки вагон не иголка, его легко заметить. А когда они перестанут бояться, — то, может быть, наши перестанут продавать вагоны без соответствующей санкции соответствующих органов.
Я бы с интересом посмотрел на дядю или тетю, которые захотят продать вагон в Латвию, рискуя попасть под ст. 275 УК РФ (государственная измена).
Поэтому если в Риге думают, что у них получится, как с зерном из России: сначала запретили, чтобы отчитаться перед ЕС, потом начали заново ввозить, потом признали это «шокирующим фактом», но только увеличили импорт…
С серьезной техникой из России так не будет.
«СП»: И что делать латышам, которые оказались зависимы от нас в жизненно важной отрасти транспорта?
— Стреляться. Или, как говорил товарищ Сухов: «Оставь хоть патрон, Абдулла! Нечем будет застрелиться».
У них там экономическая катастрофа, они прошли точку невозврата. Им надо это признать, но они не могут этого сделать.
Пассажирские железнодорожные перевозки для них теперь уже — не самая большая проблема. Эти перевозки везде убыточны. И в России, и в США, и в Китае они окупаются за счет субсидирования от доходов грузового железнодорожного движения, которое всегда прибыльно.
И если ты отказываешься от грузового движения — пассажиров будет возить не на что. А Латвия так и поступила — отказалась от грузового трафика, когда обрезала наш транзит в порт Рига. А кроме этого у них возить, по сути, нечего.
Поэтому я на их месте бы застрелился.
«СП»: Альтернатива существует?
— Если ЕС их будет полностью содержать, как Украину, только лучше, потому что в Прибалтике привыкли жить лучше — тогда существует. И для Латвии, и для Литвы, где ситуация тоже очень плохая. Только пока Европа не горит желанием их содержать.
Кроме того, в некоторых странах ЕС к прибалтам относятся откровенно негативно. Я лично видел, как поляки били литовцев в Лондоне. Вот куда ненависть добралась. А уж в Польше, говорят, что избиение литовцев — это система.
А если не Европа будет кормить — то нужно просить Москву, или Минск, чтобы взяли их к себе. Литве, может быть, выгоднее вступить в Белоруссию, если Батька возьмёт. Лукашенко обеспечит России спокойный транзит через Литву в Калининградскую область.
А Латвия Белоруссии не нужна. Из неё все пути к нам ведут. Латышам придется Путина просить, чтобы взял в Россию, на правах Лифляндской губернии. Иначе они просто выродятся. Население Латвии приближается к полутора миллионам, а было — почти 3 млн. Население старое. Детей не заводят — дорого. Молодежь, которая есть, стремится покинуть страну.
Через несколько десятилетий, если ничего не изменится, Латвия превратится в Terra nullius. Земля, где никого нет, ничья земля.
«СП»: Когда там никого не останется — Латвию все равно заселят россияне и белорусы?
— Ну а кто еще? Тогда и понадобятся электрички.
В Эстонии ситуация чуть получше, потому что она не так резко порвала с Россией, а делала это постепенно, а теперь её Финляндия кормит. А Финляндия эстонцев еще по итогам Второй мировой войны надеялась присоединить. Когда население Эстонии станет меньше, чем миллион, Финляндия сможет их всех без напряжения прокормить и возьмет себе.
В любом случае, как государства — три прибалтийские республики — как три трупа в морге. Латвию привезут чуть раньше. Литва потеряла за 30 лет населения больше, чем во всех войнах за всю историю — два миллиона. Ее тоже привезут. Потом — Эстонию.
Но какая разница, в каком порядке их привезут. Лежать будут рядом.