Современный, высокотехнологичный, «дальнобойный» — как сообщил на днях источник РИА Новости, первые самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДЛРО) А-100 «Премьер» встанут в строй уже к 2024 году. Ожидается, что эти машины резко повысят возможности боевой авиации и позволят надежно контролировать воздушное пространство на всех стратегических направлениях.
Летающий разведчик
Впервые о новом самолете ДЛРО, разработку которого начали на исходе нулевых, заговорили в 2011-м. Главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин заявил тогда, что машину доведут до ума за пять лет, однако из-за сложности проекта сроки пришлось сдвинуть: прототип поднялся в воздух только в конце 2017-го, а задержка с серийным производством вызвана тем, что в А-100 планируется реализовать самые современные ноу-хау отечественной оборонки.
«Премьер» — это развитие стоящих на вооружении А-50 и А-50У, — рассказывает РИА Новости главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — Самолет А-100 оборудован локатором кругового обзора, в разных режимах обнаруживающим воздушные, некоторые надводные и наземные цели, наводя на них боевую авиацию, морские и сухопутные ударные системы. По сути, это мультиспектральный летающий разведчик, способный контролировать воздушную обстановку в радиусе нескольких сотен километров».
Радиолокационная станция «Премьера» на базе антенны с активной фазированной решеткой позволяет одновременно сопровождать до 300 целей на расстоянии до 650 километров, превосходя тем самым возможности аналогичного американского разведчика Boeing E-3 Sentry. Новейшая бортовая радиоэлектронная аппаратура А-100 автоматически обрабатывает информацию и выдает целеуказание, готовит полетное задание для самолетов боевой авиации.
«Премьер» построен на базе глубоко модернизированного военного транспортника Ил-76МД-90А. Среди характеристик — большая грузоподъемность, полностью цифровая система управления, а также «стеклянная кабина» — электронная панель приборов в кабине пилота. На борту размещено около 20 тонн радиоэлектронного оборудования, самолет способен в течение шести часов действовать на удалении более тысячи километров от базы.
Нужны десятки
А-100 — не только разведчик, но и мобильный командный пункт, обеспечивающий устойчивую связь с группировками войск и получающий информацию одновременно со своего радара и от космических спутников. Он в состоянии в одиночку вести эффективную радиоэлектронную борьбу.
«Этот самолет — часть интегрированной автоматизированной системы управления ВКС, — отмечает Мураховский. — Он вовремя появился — А-50 уже не в полной мере удовлетворяют потребности Воздушно-космических сил и наших иностранных заказчиков. Даже Индия свой построенный на базе А-50 разведчик оснащает радиоэлектронными средствами и локаторами израильского производства. Уверен, когда появится А-100, он будет востребован за рубежом».
По словам эксперта, российским ВКС нужна не одна, а десятки подобных машин — по нескольку на каждую армию ВВС и ПВО. Кроме того, для усиления некоторых направлений требуются самолеты центрального подчинения. Мураховский подчеркнул, что быстро построить столько комплексов очень сложно. Для этого необходима мощная кооперация сотен оборонных предприятий по всей стране. Впрочем, других вариантов у ОПК просто нет — с устаревающими А-50 боевая авиация России рискует просто «ослепнуть».
Сейчас в составе ВКС — четырнадцать А-50, находящихся в строю, восемь — на хранении и пять усовершенствованных А-50У. Все они причислены к 144-му авиационному полку ДРЛО.
Проверка войной
Машина самой первой модификации поступила на вооружение еще в 1985-м. Тогда это был передовой самолет ДРЛО: на борту — трехкоординатная РЛС с пассивным режимом пеленгации, аппаратура съема и отображения полученной информации, цифровой вычислительный комплекс для наведения истребителей на воздушные цели и многое другое.
Испытания модернизированной версии А-50У завершились в конце 2009-го. Разработчики усовершенствовали средства управления и связи, осовременили рабочие места членов тактического экипажа. Теперь вся информация отображается перед ними на жидкокристаллических дисплеях. Немаловажным новшеством стал бортовой буфет с оборудованием для разогрева пищи.
С самого начала эксплуатации А-50 участвовали в масштабных учениях и вооруженных конфликтах. Во время операции «Буря в пустыне» эти разведчики нарезали круги над Черным морем, отслеживая воздушную обстановку в Турции. В годы чеченских кампаний А-50 мониторили небо над Северным Кавказом, чтобы не допустить поставок оружия боевикам из-за рубежа. Сейчас А-50 и их «младшие братья» А-50У используются авиагруппой ВКС в Сирии.
Современный, высокотехнологичный, «дальнобойный» — как сообщил на днях источник РИА Новости, первые самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДЛРО) А-100 «Премьер» встанут в строй уже к 2024 году. Ожидается, что эти машины резко повысят возможности боевой авиации и позволят надежно контролировать воздушное пространство на всех стратегических направлениях. Летающий разведчик Впервые о новом самолете ДЛРО, разработку которого начали на исходе нулевых, заговорили в 2011-м. Главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин заявил тогда, что машину доведут до ума за пять лет, однако из-за сложности проекта сроки пришлось сдвинуть: прототип поднялся в воздух только в конце 2017-го, а задержка с серийным производством вызвана тем, что в А-100 планируется реализовать самые современные ноу-хау отечественной оборонки. «Премьер» — это развитие стоящих на вооружении А-50 и А-50У, — рассказывает РИА Новости главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — Самолет А-100 оборудован локатором кругового обзора, в разных режимах обнаруживающим воздушные, некоторые надводные и наземные цели, наводя на них боевую авиацию, морские и сухопутные ударные системы. По сути, это мультиспектральный летающий разведчик, способный контролировать воздушную обстановку в радиусе нескольких сотен километров». Радиолокационная станция «Премьера» на базе антенны с активной фазированной решеткой позволяет одновременно сопровождать до 300 целей на расстоянии до 650 километров, превосходя тем самым возможности аналогичного американского разведчика Boeing E-3 Sentry. Новейшая бортовая радиоэлектронная аппаратура А-100 автоматически обрабатывает информацию и выдает целеуказание, готовит полетное задание для самолетов боевой авиации. «Премьер» построен на базе глубоко модернизированного военного транспортника Ил-76МД-90А. Среди характеристик — большая грузоподъемность, полностью цифровая система управления, а также «стеклянная кабина» — электронная панель приборов в кабине пилота. На борту размещено около 20 тонн радиоэлектронного оборудования, самолет способен в течение шести часов действовать на удалении более тысячи километров от базы. Нужны десятки А-100 — не только разведчик, но и мобильный командный пункт, обеспечивающий устойчивую связь с группировками войск и получающий информацию одновременно со своего радара и от космических спутников. Он в состоянии в одиночку вести эффективную радиоэлектронную борьбу. «Этот самолет — часть интегрированной автоматизированной системы управления ВКС, — отмечает Мураховский. — Он вовремя появился — А-50 уже не в полной мере удовлетворяют потребности Воздушно-космических сил и наших иностранных заказчиков. Даже Индия свой построенный на базе А-50 разведчик оснащает радиоэлектронными средствами и локаторами израильского производства. Уверен, когда появится А-100, он будет востребован за рубежом». По словам эксперта, российским ВКС нужна не одна, а десятки подобных машин — по нескольку на каждую армию ВВС и ПВО. Кроме того, для усиления некоторых направлений требуются самолеты центрального подчинения. Мураховский подчеркнул, что быстро построить столько комплексов очень сложно. Для этого необходима мощная кооперация сотен оборонных предприятий по всей стране. Впрочем, других вариантов у ОПК просто нет — с устаревающими А-50 боевая авиация России рискует просто «ослепнуть». Сейчас в составе ВКС — четырнадцать А-50, находящихся в строю, восемь — на хранении и пять усовершенствованных А-50У. Все они причислены к 144-му авиационному полку ДРЛО. Проверка войной Машина самой первой модификации поступила на вооружение еще в 1985-м. Тогда это был передовой самолет ДРЛО: на борту — трехкоординатная РЛС с пассивным режимом пеленгации, аппаратура съема и отображения полученной информации, цифровой вычислительный комплекс для наведения истребителей на воздушные цели и многое другое. Испытания модернизированной версии А-50У завершились в конце 2009-го. Разработчики усовершенствовали средства управления и связи, осовременили рабочие места членов тактического экипажа. Теперь вся информация отображается перед ними на жидкокристаллических дисплеях. Немаловажным новшеством стал бортовой буфет с оборудованием для разогрева пищи. С самого начала эксплуатации А-50 участвовали в масштабных учениях и вооруженных конфликтах. Во время операции «Буря в пустыне» эти разведчики нарезали круги над Черным морем, отслеживая воздушную обстановку в Турции. В годы чеченских кампаний А-50 мониторили небо над Северным Кавказом, чтобы не допустить поставок оружия боевикам из-за рубежа. Сейчас А-50 и их «младшие братья» А-50У используются авиагруппой ВКС в Сирии.