Китай присвоил названия 80 географическим объектам в спорном Южно-Китайском море и фактически заявил о своих притязаниях на них, что может быть нарушением международного права и спровоцировать ответную реакцию со стороны его соседей из Юго-Восточной Азии, предупреждают аналитики.
В минувшие выходные Пекин дал названия 25 островам, отмелям и рифам, а также 55 подводным скалам и хребтам. В последний раз он сделал такой шаг в 1983 году, когда он обозначил 287 объектов в регионе, где несколько стран имеют пересекающиеся территориальные претензии.
Хотя для стран и ученых вполне приемлемо давать названия географическим объектам, Конвенция ООН по морскому праву гласит, что государства не могут претендовать на суверенитет над подводным объектом, если он не находится в пределах 12 морских миль от его сухопутного объекта.
Среди очередных 80 объектов, идентифицированных Китаем, есть отмели и малые рифы из цепи Парасельских островов, часть их которых расположена вокруг Западного рифа, который в настоящее время занят Вьетнамом.
«Непонятно, почему Китай решил дать новые названия 13 точкам вокруг Западного рифа. В Южно-Китайском море нет ни одного другого рифа, в отношении которого Пекин действовал так же», — отмечает американский эксперт Грегори Полинг.
«Морское дно не может быть объектом притязаний на суверенитет в соответствии с международным правом», — добавляет он.
Несмотря на конкуренцию со стороны Вьетнама, Филиппин, Малайзии и других стран, Пекин неоднократно заявлял о своих территориальных претензиях примерно на 90 % морского пространства, которое является одним из самых оживленных торговых путей в мире и имеет огромное геополитическое значение.
В течение последних шести лет Китай стремился подкрепить это требование созданием нескольких искусственных островов и развитием инфраструктуры для возможного военного использования — к большому недовольству международного сообщества.
«Акт обследования и присвоения наименований подводным объектам в рамках морской научно-исследовательской деятельности не может быть положен в основу каких-либо притязаний на какую-либо часть морской среды или на какие-либо ее ресурсы», — заявили в Филиппинском институте морских дел и морского права.
Но в экспертной среде Китая придерживаются другой позиции.
«Тот факт, что суверенитет является спорным, не означает, что конкурирующие претенденты ничего не могут сделать. Например, Вьетнам и Малайзия бурят нефть в спорных водах», — заявили в китайском Национальном институте изучения Южно-Китайского моря.
«Присвоение Пекином наименований географическим объектам — это очень незначительный способ осуществления суверенных прав. Было бы двойным стандартом позволить Вьетнаму и Малайзии осуществлять свои права, но не позволить Китаю», — подчеркивают эксперты.