Сколько стоит атомная подлодка: Новые русские корабли встают в строй - «Война» » Новости - Мира
Наука
  • Фото: wikipedia.org Чарльз Дарвин Речь идет о случайности мутаций, как доказывал эволюционист. Однако новое...
  • Фото: Getty Images Илон Маск На данный момент бизнесмен ищет способы удешевить грандиозный проект по освоению Красной...
  • Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
  • «Новости - Мира»
    Сколько стоит атомная подлодка: Новые русские корабли встают в строй - «Война»
    31-05-2020, 00:08
    Война
    Редактировать

    Сколько стоит атомная подлодка: Новые русские корабли встают в строй - «Война»

    Один фрегат «адмиральской» серии заканчивает госиспытания, другой – спущен на воду с отечественной энергетической установкой. При этом основные верфи показывают в отчётности убытки. Но стоит ли вообще совмещать прибыли и обороноспособность?


    Инстинктивный ответ на указанный вопрос – да. Ведь куда лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным, а получать прибыль на создании вооружений – тем более. Вон, заставьте какую-нибудь «Рэйтеон» клепать «томагавки» себе в убыток или «Northrop Grumman» – строить авианосец с минусами в бухгалтерском балансе. Почему у нас должно быть иначе?


    Не должно. Но… может.


    Два фрегата, совмещённые во времени и пространстве


    Примерно в одни и те же даты, 21 – 22 мая, ленты агентств распространили довольно оптимистичную информацию. На ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» в Петербурге прошёл спуск на воду третьего фрегата проекта 22350 «Адмирал Головко». Значение события подчёркивалось протоколом: в торжествах по этому поводу принял личное участие главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов.


    Казалось бы, первой реакцией на это событие должно стать печальное междометие «ну-ну…» Ибо ничего так, что корабль был заложен ещё аж 1 февраля 2012 года? И если, как сегодня обещают, фрегат войдёт в состав ВМФ в конце 2022 года, то получится даже юбилейно – 10 лет в постройке не слишком большого корабля водоизмещением в 5000 тонн. Говорят, яхта Абрамовича в три раза больше. Вернее, не говорят а пишут: 13 тыс. тонн водоизмещение её. И построено судно немножко быстрее: спущено на воду 12 июня 2009 года, а передано заказчику после доработки и ходовых испытаний 9 декабря 2010 года.


    Может, Абрамовича бросить на наше судостроение, как бросили его некогда на Чукотку? И ведь реально он там дела поднял!


    Но если оглянуться даже не на США, а хотя бы на китайцев, то ухмылка та печальная должна превратиться в гримасу боли. Китайцы тоже выпекают свои корабли как пирожки. Без всяких Абрамовичей.


    Тем не менее на нынешнем этапе нашего судостроения и 10 лет «Адмирала Головко» – победа. Те, кто следит за делами в отрасли, знают: сроки постройки этого, третьего фрегата серии, сильно сдвинул вправо отказ украинского предприятия «Заря-Машпроект» поставить в Россию уже законтрактованные двигатели. Причина проста, если перефразировать киношную классику: «В бессильной злобе нацистские комиссары…» – тупая месть за Крым со стороны совершившей государственный переворот в Киеве майданной хунты.


    Но неприятностей, надо признать, то решение нового киевского режима принесло серьёзное количество: через большие деньги, перестройки и авралы пришлось срочно создавать целое производство газотурбинных установок (ГТУ), прежде всего, турбины и редукторы. Да и испытательный стенд остался в чужих руках.


    Правда, в конечном итоге всё это пошло России на пользу – в условиях нынешнего лишь технически мирного времени ни одну часть производственного цикла для оборонки нельзя оставлять за границей. Иное дело, что нынешний – кстати, ещё не конечный – пункт эволюции независимой Украины можно было предвидеть самое позднее в 1993 году, а в 1995 году умеющие работать с информацией люди уже твёрдо причисляли её к враждебным государствам. Так что все принципиально важные элементы оборонного производства нужно было переносить к себе ещё тогда.


    Но лучше поздно, чем никогда.


    Тем более что с этой, всё же приятной новостью совместились сообщения, что первый серийный фрегат того же проекта (и второй в производстве) «Адмирал флота Касатонов» вышел в море для прохождения завершающего этапа государственных испытаний. Это уже испытания собственно вооружений корабля – проверка его работоспособности и функциональности при ведении боевых действий против условного противника.


    Тут тоже есть важный нюанс: «Касатонов» – как и головной фрегат «Адмирал Горшков» – тоже не быстро дошёл от заводской стенки до флотского причала. Но уже не по причине трудностей с главной энергетической установкой, а из-за долго решавшихся проблем с зенитным ракетным комплексом «Полимент/Редут». Это, проще говоря, морская модификация ЗРК С-350 «Витязь», а проблемы, столь же просто говоря, сводились к тому, что «Редут» плохо попадал в цель. Моряки приписывают это плохому взаимодействию с РЛС «Фуркэ», которая не обеспечивала точное сопровождение цели. Кстати, эта РЛС является корабельным вариантом сухопутной РЛС 1РС1-1Е, которая стоит на зенитном ракетно-артиллерийском комплексе «Панцирь-С1», а слово «Ливия» вам пришло в голову самим.


    Так или иначе, но о принятии ЗРК «Полимент/Редут» на вооружение ответственные лица заговорили только в 2019 году. Но опять же – лучше поздно, чем никогда.


    Прибыли и убытки


    К сожалению, с приятными сообщениями совместилась во времени и пространстве и информация издания «Коммерсант» о том, что практически все крупнейшие судостроительные заводы северо-запада России, входящие в Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК), оказались по итогам 2019 года в убытках.


    И вот, в частности, и «Северная верфь», строящая «Адмирала Головко», показала убыток в размере 534,4 млн рублей. И это ещё хорошо, поскольку это означает сокращение убытка в 6 раз по сравнению с тем, что было, за счёт роста выручки на 15%, до 20,7 млрд рублей.


    У других заводов положение заметно хуже. Выручка калининградского завода «Янтарь» упала в 2019 году на 5 млрд руб. – до 9,3 млрд рублей. Убыток – 2,7 миллиарда. «Балтийский завод» сократил выручку почти на 20%, до 20,8 млрд рублей, и чистый убыток составил 6,4 млрд рублей, увеличившись аж в 6 раз по сравнению с предыдущим 2018 годом. «Выборгский судостроительный завод» тоже закрыл год с убытками в 1,7 млрд рублей, что выше прежнего показателя аж в 3,2 раза!


    Каковы причины? Для внимательно следящих за положением дел в отрасли наблюдателей они – не секрет. Что касается Балтийского завода, указал Царьграду один из таких информированных экспертов, то его убытки напрямую связаны с передвижкой вправо графиков сдачи атомных ледоколов типа «Арктика». Сумма контракта на них в общей сложности фантастическая – больше 200 млрд рублей! Но исполняется контракт… Впрочем, судите сами: головное судно серии «Арктика» должно было быть передано заказчику в 2017 году, но из-за разных технических и организационных проблем срок этот переносился несколько раз, пока не дотянулся до лета 2020 года. Но потом, уже во время пуско-наладочных работ, вышел из строя гребной электродвигатель на правом валу. Попытки сдать ледокол и в таком виде не прошли, и теперь замену двигателя обещают сделать в 2021 году. Судя по сложившейся практике, это означает, что корабль войдёт в строй году этак в 2022-м. Вот вам и убытки.


    Крупные проблемы, включая пожар и судебные конфликты, преследовали и строительство ледокола «Виктор Черномырдин». Тоже убытки. Почти 10 лет вместо планировавшихся трёх строился плавучий энергоблок «Академик Ломоносов». И теперь Балтийский завод, как пишет «Коммерсант», «хочет провести докапитализацию для сокращения убытка по договору на строительство «Виктора Черномырдина», а также увеличить цену контракта плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» (ориентировочная сумма составит 3,7 млрд рублей без НДС) и компенсировать отрицательные курсовые разницы по договорам». Иными словами, руководство предприятия хочет покрыть убытки производственной деятельности за счёт инструментов финансовых. Вот только как это поможет в физическом создании кораблей – вопрос открытый.


    И вообще, как следует из приводящихся в издании ссылок на исследование агентства Infoline «Судостроительная промышленность России», количество сданных в 2019 году судов и кораблей сократилось до самого низкого показателя за последние 6 лет. Как в гражданском, так и, что самое неприятное, в военном секторе кораблестроения: даже по линии гособоронзаказа количество проектов в 2019 году сократилось на 36% по сравнению с предыдущим годом – до 27 единиц.


    Нам нужны корабли или прибыль?


    Что, однако, примечательно: по итогам 2019 года прибыль получил лишь завод «Адмиралтейские верфи». Выручка превысила 35 млрд рублей, чистая прибыль – 1,8 млрд рублей. За счёт чего? А за счёт того, уверен компетентный эксперт, не раз пояснявший Царьграду нюансы в отрасли, что здесь отрабатываются заказы по строительству атомных субмарин для Министерства обороны.


    Не то чтобы фрегаты военным не хотелось бы получать вовремя, но всё же атомные крейсера новых серий являются безусловным оборонным приоритетом. К тому же здесь весь производственный и логистический комплекс достаточно хорошо отработан, нет зависимости от иностранных враждебных режимов, и вообще руку на пульсе очень плотно держит военное и политическое руководство страны.


    Может быть, последнее важнее всего, отметил собеседник. Дело в том, по его мнению, что та экономическая модель, в которой мы пребываем, – заточенная на прибыль, на деньги, – сама по себе необходима, неизбежна и в конечном счёте полезна. Но… не везде.


    «Рыночные решения не позволяют государству качественно, безопасно содержать большой флот, – высказал мнение специалист. – Крупный, сильный флот может содержать государство лишь путём принятия нерыночных решений. Ибо понятно, что атомная подлодка прибыли не принесёт никогда. Но она нужна, чтобы в условиях гарантированного уничтожающего ответа врагу прибыли могли в мирных условиях зарабатывать другие. То есть у неё – как и у военного флота, как и у армии вообще – задачи не рыночного, не экономического, а более высокого порядка. Самого высокого – поддержания национальной безопасности».


    Нельзя измерить стоимость атомной подводной лодки, – подчеркнул он. – Её стоимость измеряется её способностью решать задачи, для которых она готовится. И задачи эти – по обеспечению обороноспособности и безопасности нации. Какими рыночными процедурами и финансовыми инструментами определить их стоимость? Стоимость её владения не равняется стоимости её производства, содержания и утилизации. Она гораздо больше, поскольку атомная подлодка должна решать задачи иного порядка, более высокого порядка. Которые не измеряется деньгами.


    Даже в США, указал эксперт, далеко не только рыночные принципы используются при строительстве и содержании военного флота. Хотя там у них царит гиперрыночная модель, там они просто могут печатать деньги и размазывать эту инфляцию, которую они генерируют, по всему миру, имея свою национальную валюту в качестве мировой резервной. И, соответственно, они могут позволить платить в военном заказе за молоток три тысячи долларов.


    «У нас этой возможности нет, – подчеркнул собеседник Царьграда. – И лишних денег бесконечных у нас нет. Поэтому вот эта рыночная, американская модель, бесконечно затратная, нас не устраивает».


    И нынешний кризис, убеждён эксперт, подталкивает государство к пересмотру всей нынешней экономической, понятийной и ценностной системы. В сторону, где над интересами прибыли властвует коллективный интерес, государственный интерес, национальный интерес.


    Один фрегат «адмиральской» серии заканчивает госиспытания, другой – спущен на воду с отечественной энергетической установкой. При этом основные верфи показывают в отчётности убытки. Но стоит ли вообще совмещать прибыли и обороноспособность? Инстинктивный ответ на указанный вопрос – да. Ведь куда лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным, а получать прибыль на создании вооружений – тем более. Вон, заставьте какую-нибудь «Рэйтеон» клепать «томагавки» себе в убыток или «Northrop Grumman» – строить авианосец с минусами в бухгалтерском балансе. Почему у нас должно быть иначе? Не должно. Но… может. Два фрегата, совмещённые во времени и пространстве Примерно в одни и те же даты, 21 – 22 мая, ленты агентств распространили довольно оптимистичную информацию. На ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» в Петербурге прошёл спуск на воду третьего фрегата проекта 22350 «Адмирал Головко». Значение события подчёркивалось протоколом: в торжествах по этому поводу принял личное участие главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов. Казалось бы, первой реакцией на это событие должно стать печальное междометие «ну-ну…» Ибо ничего так, что корабль был заложен ещё аж 1 февраля 2012 года? И если, как сегодня обещают, фрегат войдёт в состав ВМФ в конце 2022 года, то получится даже юбилейно – 10 лет в постройке не слишком большого корабля водоизмещением в 5000 тонн. Говорят, яхта Абрамовича в три раза больше. Вернее, не говорят а пишут: 13 тыс. тонн водоизмещение её. И построено судно немножко быстрее: спущено на воду 12 июня 2009 года, а передано заказчику после доработки и ходовых испытаний 9 декабря 2010 года. Может, Абрамовича бросить на наше судостроение, как бросили его некогда на Чукотку? И ведь реально он там дела поднял! Но если оглянуться даже не на США, а хотя бы на китайцев, то ухмылка та печальная должна превратиться в гримасу боли. Китайцы тоже выпекают свои корабли как пирожки. Без всяких Абрамовичей. Тем не менее на нынешнем этапе нашего судостроения и 10 лет «Адмирала Головко» – победа. Те, кто следит за делами в отрасли, знают: сроки постройки этого, третьего фрегата серии, сильно сдвинул вправо отказ украинского предприятия «Заря-Машпроект» поставить в Россию уже законтрактованные двигатели. Причина проста, если перефразировать киношную классику: «В бессильной злобе нацистские комиссары…» – тупая месть за Крым со стороны совершившей государственный переворот в Киеве майданной хунты. Но неприятностей, надо признать, то решение нового киевского режима принесло серьёзное количество: через большие деньги, перестройки и авралы пришлось срочно создавать целое производство газотурбинных установок (ГТУ), прежде всего, турбины и редукторы. Да и испытательный стенд остался в чужих руках. Правда, в конечном итоге всё это пошло России на пользу – в условиях нынешнего лишь технически мирного времени ни одну часть производственного цикла для оборонки нельзя оставлять за границей. Иное дело, что нынешний – кстати, ещё не конечный – пункт эволюции независимой Украины можно было предвидеть самое позднее в 1993 году, а в 1995 году умеющие работать с информацией люди уже твёрдо причисляли её к враждебным государствам. Так что все принципиально важные элементы оборонного производства нужно было переносить к себе ещё тогда. Но лучше поздно, чем никогда. Тем более что с этой, всё же приятной новостью совместились сообщения, что первый серийный фрегат того же проекта (и второй в производстве) «Адмирал флота Касатонов» вышел в море для прохождения завершающего этапа государственных испытаний. Это уже испытания собственно вооружений корабля – проверка его работоспособности и функциональности при ведении боевых действий против условного противника. Тут тоже есть важный нюанс: «Касатонов» – как и головной фрегат «Адмирал Горшков» – тоже не быстро дошёл от заводской стенки до флотского причала. Но уже не по причине трудностей с главной энергетической установкой, а из-за долго решавшихся проблем с зенитным ракетным комплексом «Полимент/Редут». Это, проще говоря, морская модификация ЗРК С-350 «Витязь», а проблемы, столь же просто говоря, сводились к тому, что «Редут» плохо попадал в цель. Моряки приписывают это плохому взаимодействию с РЛС «Фуркэ», которая не обеспечивала точное сопровождение цели. Кстати, эта РЛС является корабельным вариантом сухопутной РЛС 1РС1-1Е, которая стоит на зенитном ракетно-артиллерийском комплексе «Панцирь-С1», а слово «Ливия» вам пришло в голову самим. Так или иначе, но о принятии ЗРК «Полимент/Редут» на вооружение ответственные лица заговорили только в 2019 году. Но опять же – лучше поздно, чем никогда. Прибыли и убытки К сожалению, с приятными сообщениями совместилась во времени и пространстве и информация издания «Коммерсант» о том, что практически все крупнейшие судостроительные заводы северо-запада России, входящие в Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК), оказались по итогам 2019 года в убытках. И вот, в частности, и «Северная верфь», строящая «Адмирала Головко», показала убыток в размере 534,4 млн рублей. И это ещё хорошо, поскольку это означает сокращение убытка в 6 раз по сравнению с тем, что было, за счёт роста выручки на 15%, до 20,7 млрд рублей. У других заводов положение заметно хуже. Выручка калининградского завода «Янтарь» упала в 2019 году на 5 млрд руб. – до 9,3 млрд рублей. Убыток – 2,7 миллиарда. «Балтийский завод» сократил выручку почти на 20%, до 20,8 млрд рублей, и чистый убыток составил 6,4 млрд рублей, увеличившись аж в 6 раз по сравнению с предыдущим 2018 годом. «Выборгский судостроительный завод» тоже закрыл год с убытками в 1,7 млрд рублей, что выше прежнего показателя аж в 3,2 раза! Каковы причины? Для внимательно следящих за положением дел в отрасли наблюдателей они – не секрет. Что касается Балтийского завода, указал Царьграду один из таких информированных экспертов, то его убытки напрямую связаны с передвижкой вправо графиков сдачи атомных ледоколов типа «Арктика». Сумма контракта на них в общей сложности фантастическая – больше 200 млрд рублей! Но исполняется контракт… Впрочем, судите сами: головное судно серии «Арктика» должно было быть передано заказчику в 2017 году, но из-за разных технических и организационных проблем срок этот переносился несколько раз, пока не дотянулся до лета 2020 года. Но потом, уже во время пуско-наладочных работ, вышел из строя гребной электродвигатель на правом валу. Попытки сдать ледокол и в таком виде не прошли, и теперь замену двигателя обещают сделать в 2021 году. Судя по сложившейся практике, это означает, что корабль войдёт в строй году этак в 2022-м. Вот вам и убытки. Крупные проблемы, включая пожар и судебные конфликты, преследовали и строительство ледокола «Виктор Черномырдин». Тоже убытки. Почти 10 лет вместо планировавшихся трёх строился плавучий энергоблок «Академик Ломоносов». И теперь Балтийский завод, как пишет «Коммерсант», «хочет провести докапитализацию для сокращения убытка по договору на строительство «Виктора Черномырдина», а также увеличить цену контракта плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» (ориентировочная сумма составит 3,7 млрд рублей без НДС) и компенсировать отрицательные курсовые разницы по договорам». Иными словами, руководство предприятия хочет покрыть убытки производственной деятельности за счёт инструментов финансовых. Вот только как это поможет в физическом создании кораблей – вопрос открытый. И вообще, как следует из приводящихся в издании ссылок на исследование агентства Infoline «Судостроительная промышленность России», количество сданных в 2019 году судов и кораблей сократилось до самого низкого показателя за последние 6 лет. Как в гражданском, так и, что самое неприятное, в военном секторе кораблестроения: даже по линии гособоронзаказа количество проектов в 2019 году сократилось на 36% по сравнению с предыдущим годом – до 27 единиц. Нам нужны корабли или прибыль? Что, однако, примечательно: по итогам 2019 года прибыль получил лишь завод «Адмиралтейские верфи». Выручка превысила 35 млрд рублей, чистая прибыль – 1,8 млрд рублей. За счёт чего? А за счёт того, уверен компетентный эксперт, не раз пояснявший Царьграду нюансы в отрасли, что здесь отрабатываются заказы по строительству атомных субмарин для Министерства обороны. Не то чтобы фрегаты военным не хотелось бы получать вовремя, но всё же атомные крейсера новых серий являются безусловным оборонным приоритетом. К тому же здесь весь производственный и логистический комплекс достаточно хорошо отработан, нет зависимости от иностранных враждебных режимов, и вообще руку на пульсе очень плотно держит военное и политическое руководство страны. Может быть, последнее важнее всего, отметил собеседник. Дело в том, по его мнению, что та экономическая модель, в которой мы пребываем, – заточенная на прибыль, на деньги, – сама по себе необходима, неизбежна и в конечном счёте полезна. Но… не везде. «Рыночные решения не позволяют государству качественно, безопасно содержать большой флот, – высказал мнение специалист. – Крупный, сильный флот может содержать государство лишь путём принятия нерыночных решений. Ибо понятно, что атомная подлодка прибыли не принесёт никогда. Но она нужна, чтобы в условиях гарантированного уничтожающего ответа врагу прибыли могли в мирных условиях зарабатывать другие. То есть у неё – как и у военного флота, как и у армии вообще – задачи не рыночного, не экономического, а более высокого порядка. Самого высокого – поддержания национальной безопасности». Нельзя измерить стоимость атомной подводной лодки, – подчеркнул он. – Её стоимость измеряется её способностью решать задачи, для которых она готовится. И задачи эти – по обеспечению обороноспособности и безопасности нации. Какими рыночными процедурами и финансовыми инструментами определить их стоимость? Стоимость её владения не равняется стоимости её производства, содержания и утилизации. Она гораздо больше, поскольку атомная подлодка должна решать задачи иного порядка, более высокого порядка. Которые не измеряется деньгами. Даже в США, указал эксперт, далеко не только

    Здравоохранение
  • Доктор Воробьев рассказал о самом эффективном способе не заболеть...
  • Система здравоохранения оказалась не готова к работе по директивам Минздрава...
  • Что помогло проекту обойти серьезных конкурентов и завоевать «золото»...
  • Медицина
           

    Авто
  • «Хорошую бэушную найти трудно. А через 5 лет получим рынок автохлама и криминальных тачек»...
  • «Нештрафуемый порог» в 20 км/ч опять предлагают отменить — срочно потребовались деньги...
  • Другие новости
    up