В 2020-м транзит российского газа в Европу через украинскую газотранспортную систему сократился больше чем на треть — до самого низкого показателя за тридцать лет. В Киеве боятся, что с запуском «Северного потока — 2» транзит вообще прекратится, а от прямых поставок там давно отказались. В Верховной раде заявили: надо срочно начинать переговоры с Москвой. Голубое топливо тем временем уже пошло по новой трубе.
Рекордно упал
Руководитель компании «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон в колонке для украинского издания «Экономическая правда» сообщил, что транзит уменьшился на 38 процентов — до 55,8 миллиарда кубометров.
Он подчеркнул, что даже в кризисном 2014-м транзит был 62 миллиарда, несмотря «на все усилия «Газпрома» для снижения поставок газа в ЕС, чтобы не допустить реверса газа из Европы в Украину».
При проектной мощности газотранспортной системы 146 миллиардов кубометров это означает загрузку ГТС менее чем на 30 процентов, отметил Макогон.
Падение действительно рекордное: все предыдущие годы было не менее 90 миллиардов.
Причины снижения
Эксперты указывают на несколько важных обстоятельств. Во-первых, в конце 2019-го и «Газпром», и европейцы готовились к возможному срыву переговоров по новому транзитному контракту. Тогда были максимальные поставки и минимальный отбор газа из хранилищ. В результате в 2020-м в Европе снизились потребности, поясняет Алексей Гривач, заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности.
Другой фактор — сокращение транзита по новому контракту. На 2020-й предусматривалось 65 миллиардов. Кроме того, из-за позднего подписания соглашения в первом квартале (особенно в январе и феврале) физические потоки российского экспорта распределялись без украинского транзита. Поэтому и не достигли планового показателя.
Наконец, теплая зима с карантином уменьшили спрос на газ и в Европе, и в Азии, обвалив цены в первом полугодии. А украинский транзит — самая дорогая опция и загружается по остаточному принципу.
Все оплачено
Несмотря ни на что, «Газпром» полностью оплатил забронированные на 2020-й транзитные мощности. В декабре 2019-го Россия и Украина подписали пятилетний контракт. Договорились буквально в последний момент.
«Из-за пандемии прокачали на десять с лишним миллиардов кубометров меньше, чем собирались. Но с учетом нормы «качай или плати» «Газпром» выложил больше 2,5 миллиарда долларов», — отмечает Сергей Пикин, директор российского Фонда энергетического развития.
«То, что мы подписали контракт на транзит по принципу «качай или плати» на пять лет, — неординарное событие в таких условиях», — признавал год назад исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко.
В итоге Украина все-таки не проиграла. Впрочем, падение транзита до 30-летнего минимума — следствие изменений не только в российско-украинских отношениях, но и в структуре европейского газового рынка, где СПГ достаточно успешно конкурирует с трубопроводным газом, полагает Наталья Мильчакова, заместитель руководителя ИАЦ «Альпари».
Новые маршруты
Пятилетний контракт предусматривает в первый год прокачку 65 миллиардов кубометров топлива, в следующие четыре — по 40 миллиардов. Президент Владимир Зеленский говорил ранее, что объемы могут увеличить.
Однако сейчас в Киеве опасаются: транзит отберут новые российские газопроводы. По словам руководителя «Оператора ГТС Украины», угроза — не только «Северный поток — 2», завершающий этап строительства которого в территориальных водах Дании стартовал 15 января, но и «Турецкий поток» с его продолжениями через Болгарию и Сербию.
Собственно, с 1 января «Газпром» уже начал поставки газа в Сербию, Боснию и Герцеговину по новому маршруту. Газ идет по «Турецкому потоку», далее — по территории Турции, затем по национальной газотранспортной системе Болгарии поступает в Сербию, где распределяется и подается потребителям Сербии и Боснии и Герцеговины.
По оценкам Макогона, в результате Украина не досчитается 15 миллиардов кубометров транзита — того, что раньше направлялось в Венгрию, Сербию и Хорватию.
Что дальше
Контракт с минимумом в 40 миллиардов кубометров в силе еще четыре года. Но что дальше, когда запустят трубу совокупной мощностью 55 миллиардов «кубов» в год? Тут все зависит от спроса в Европе и конкурентоспособности украинского транзита по цене и качеству, указывают аналитики.
С выходом на проектную мощность и урегулированием работы по газовой директиве Европейского союза транзит может сильно снизиться. А с 2024 года — после пересмотра контракта — тем более.
Эксперты не сомневаются, что Украина понесет потери при любом развитии событий.
«После запуска «Северного потока — 2» и «Турецкого потока» на юг Европы Россия может отказаться от украинского транзита. Но даже если транзит еще на какое-то время сохранят по политическим соображениям, у Украины как посредника все равно будущего нет: европейский рынок стремительно меняется. В крайнем случае Россия станет поставщиком в Европу СПГ или даже водородного топлива. А Украина с полуразвалившейся ГТС — в пролете», — рассуждает Наталья Мильчакова из ИАЦ «Альпари».
В Киеве предлагают в такой ситуации забыть о политике и подумать об экономике. В Верховной раде заявили о необходимости переговоров с Россией по газу.
«Сейчас нужно, чтобы все депутаты стояли на том, чтобы еще ниже была цена, и посылали представителей кабмина на переговоры в Москву. Пусть заключают контракты», — сказал депутат Евгений Шевченко.
Москва неоднократно выражала готовность к прямым поставкам газа на Украину — в результате цена топлива для потребителей снизится на 25 процентов. Но этому мешает политика официального Киева, за которую, как всегда, расплачиваются рядовые граждане.
В 2020-м транзит российского газа в Европу через украинскую газотранспортную систему сократился больше чем на треть — до самого низкого показателя за тридцать лет. В Киеве боятся, что с запуском «Северного потока — 2» транзит вообще прекратится, а от прямых поставок там давно отказались. В Верховной раде заявили: надо срочно начинать переговоры с Москвой. Голубое топливо тем временем уже пошло по новой трубе. Рекордно упал Руководитель компании «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон в колонке для украинского издания «Экономическая правда» сообщил, что транзит уменьшился на 38 процентов — до 55,8 миллиарда кубометров. Он подчеркнул, что даже в кризисном 2014-м транзит был 62 миллиарда, несмотря «на все усилия «Газпрома» для снижения поставок газа в ЕС, чтобы не допустить реверса газа из Европы в Украину». При проектной мощности газотранспортной системы 146 миллиардов кубометров это означает загрузку ГТС менее чем на 30 процентов, отметил Макогон. Падение действительно рекордное: все предыдущие годы было не менее 90 миллиардов. Причины снижения Эксперты указывают на несколько важных обстоятельств. Во-первых, в конце 2019-го и «Газпром», и европейцы готовились к возможному срыву переговоров по новому транзитному контракту. Тогда были максимальные поставки и минимальный отбор газа из хранилищ. В результате в 2020-м в Европе снизились потребности, поясняет Алексей Гривач, заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности. Другой фактор — сокращение транзита по новому контракту. На 2020-й предусматривалось 65 миллиардов. Кроме того, из-за позднего подписания соглашения в первом квартале (особенно в январе и феврале) физические потоки российского экспорта распределялись без украинского транзита. Поэтому и не достигли планового показателя. Наконец, теплая зима с карантином уменьшили спрос на газ и в Европе, и в Азии, обвалив цены в первом полугодии. А украинский транзит — самая дорогая опция и загружается по остаточному принципу. Все оплачено Несмотря ни на что, «Газпром» полностью оплатил забронированные на 2020-й транзитные мощности. В декабре 2019-го Россия и Украина подписали пятилетний контракт. Договорились буквально в последний момент. «Из-за пандемии прокачали на десять с лишним миллиардов кубометров меньше, чем собирались. Но с учетом нормы «качай или плати» «Газпром» выложил больше 2,5 миллиарда долларов», — отмечает Сергей Пикин, директор российского Фонда энергетического развития. «То, что мы подписали контракт на транзит по принципу «качай или плати» на пять лет, — неординарное событие в таких условиях», — признавал год назад исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко. В итоге Украина все-таки не проиграла. Впрочем, падение транзита до 30-летнего минимума — следствие изменений не только в российско-украинских отношениях, но и в структуре европейского газового рынка, где СПГ достаточно успешно конкурирует с трубопроводным газом, полагает Наталья Мильчакова, заместитель руководителя ИАЦ «Альпари». Новые маршруты Пятилетний контракт предусматривает в первый год прокачку 65 миллиардов кубометров топлива, в следующие четыре — по 40 миллиардов. Президент Владимир Зеленский говорил ранее, что объемы могут увеличить. Однако сейчас в Киеве опасаются: транзит отберут новые российские газопроводы. По словам руководителя «Оператора ГТС Украины», угроза — не только «Северный поток — 2», завершающий этап строительства которого в территориальных водах Дании стартовал 15 января, но и «Турецкий поток» с его продолжениями через Болгарию и Сербию. Собственно, с 1 января «Газпром» уже начал поставки газа в Сербию, Боснию и Герцеговину по новому маршруту. Газ идет по «Турецкому потоку», далее — по территории Турции, затем по национальной газотранспортной системе Болгарии поступает в Сербию, где распределяется и подается потребителям Сербии и Боснии и Герцеговины. По оценкам Макогона, в результате Украина не досчитается 15 миллиардов кубометров транзита — того, что раньше направлялось в Венгрию, Сербию и Хорватию. Что дальше Контракт с минимумом в 40 миллиардов кубометров в силе еще четыре года. Но что дальше, когда запустят трубу совокупной мощностью 55 миллиардов «кубов» в год? Тут все зависит от спроса в Европе и конкурентоспособности украинского транзита по цене и качеству, указывают аналитики. С выходом на проектную мощность и урегулированием работы по газовой директиве Европейского союза транзит может сильно снизиться. А с 2024 года — после пересмотра контракта — тем более. Эксперты не сомневаются, что Украина понесет потери при любом развитии событий. «После запуска «Северного потока — 2» и «Турецкого потока» на юг Европы Россия может отказаться от украинского транзита. Но даже если транзит еще на какое-то время сохранят по политическим соображениям, у Украины как посредника все равно будущего нет: европейский рынок стремительно меняется. В крайнем случае Россия станет поставщиком в Европу СПГ или даже водородного топлива. А Украина с полуразвалившейся ГТС — в пролете», — рассуждает Наталья Мильчакова из ИАЦ «Альпари». В Киеве предлагают в такой ситуации забыть о политике и подумать об экономике. В Верховной раде заявили о необходимости переговоров с Россией по газу. «Сейчас нужно, чтобы все депутаты стояли на том, чтобы еще ниже была цена, и посылали представителей кабмина на переговоры в Москву. Пусть заключают контракты», — сказал депутат Евгений Шевченко. Москва неоднократно выражала готовность к прямым поставкам газа на Украину — в результате цена топлива для потребителей снизится на 25 процентов. Но этому мешает политика официального Киева, за которую, как всегда, расплачиваются рядовые граждане.