Польша требует российских денег и пытается «закрыть Европу» - «Новости» » Новости - Мира
Наука
  • Фото: wikipedia.org Чарльз Дарвин Речь идет о случайности мутаций, как доказывал эволюционист. Однако новое...
  • Фото: Getty Images Илон Маск На данный момент бизнесмен ищет способы удешевить грандиозный проект по освоению Красной...
  • Фото: Facebook/oleguruskyi Украинский спутник Сич-2-30 Для вывода на орбиту украинского спутника Украина договаривалась...
  • «Новости - Мира»
    Польша требует российских денег и пытается «закрыть Европу» - «Новости»
    11-05-2020, 00:04
    Последние новости
    Редактировать

    10.05.2020 - 17:23[/i]4 665

    На фронтах европейских газопроводных войн — очевидное оживление. Сразу несколько событий недавно уже произошли или запланированы на май. Что это — совпадения или взаимозависимые реакции? Предлагаем обсудить.

    Итак, во-первых, трубоукладчик «Академик Черский» отправился в Германию из Калининграда (где он недолго пробыл после длительного путешествия с Дальнего Востока). Как ожидается, судно вскоре приступит к укладке оставшейся части «Северного потока — 2» (СП-2). В таком случае шансы запустить «Северный поток — 2» в срок (конечно, уже в новый поставленный срок, то есть в конце 2020-го — начале 2021 года) возрастают.

    Одновременно на этом фоне активизировался немецкий регулятор: окончательное решение еще не вынесено, но речь идет о том, что в новом трубопроводе «Газпром» сможет использовать только половину от всей мощности.

    Можно, конечно, в очередной раз вспоминать о новых европейских правилах по либерализации газового рынка, но можно вспомнить и об исключениях из них.

    Более того, на этапе строительства СП-2, учитывая все известные проблемы по ограничениям «Северного потока — 1», российские юристы в выстраивании конструкции пытались в максимальной степени оградить новую трубу от аналогичных трудностей. Тем не менее проблема сохранилась. Спор, вероятно, еще не завершен и будет продолжен. Для нас же сейчас важно зафиксировать, что европейский регулятор пытается ограничить объем экспорта по СП-2, даже несмотря на тот факт, что на ближайшие четыре года Украина гарантированно получит деньги за прокачку 40 миллиардов кубометров в год. То есть беспокоиться за украинский газовый транзит на достаточно долгую перспективу нечего. К чему же ограничения? Ведь мало кто сомневается, что политики здесь ничуть не меньше, чем новой регуляции отрасли.

    Возможно, дело в том, что на подходе аналогичная проблема у польского коридора, где долгосрочный транзитный контракт заканчивается во второй декаде мая. И раз Европа уже продавила гарантированные объемы прокачки для Украины, то с вводом на полную мощность «Северного потока — 2» может пострадать Польша.

    Варшава, кстати, долго грозилась повысить стоимость транзита, но в результате на третий квартал «Газпром» уже забронировал мощности по новым правилам и практически по прежним ценам. Эта история, конечно, еще может получить продолжение в будущем.

    Тут стоит отметить, что «Северный поток — 1» сейчас загружен на полную мощность только по удачному стечению обстоятельств. Этот газопровод за свою историю то попадал под запреты, то освобождался от них. Сейчас же у СП-1 опять появились ограничения на прокачку (после того как в сентябре прошлого года были удовлетворены новые претензии все той же польской стороны). Тем не менее — поскольку физически ограничения на транспортировку газа применяются не на сам морской газопровод, а на его сухопутное продолжение по Германии (OPAL) — проблему удалось решить. Каким образом? Одна из двух ниток газопровода Eugal (это аналогичное OPAL сухопутное продолжение, но уже для будущего СП-2) построена и используется на полную мощность для транспортировки газа с СП-1. Но когда СП-2 будет достроен, то все ветки Eugal переключатся на его обслуживание, а для транспорта по СП-1 по-прежнему останется только OPAL (с ограничениями).

    То есть в самом негативном варианте у нас будут наполовину загруженные СП-1 и СП-2 (за счет ряда особенностей учета, скорее всего, не наполовину, а на 60–70%, но понятно, что ситуация это неприятная). Напомним, что речь идет о запрете на использование всей мощности трубы компанией, которая одновременно является и продавцом газа, и владельцем газопровода.

    Поэтому решение проблемы возможно двумя путями.

    Во-первых, продажей топлива уже на входе в трубы «Северных потоков». Неслучайно «Газпром» весьма активно развивает торговлю на собственной биржевой площадке. Правда, пока точки поставки находятся в европейских пунктах сдачи-приемки. Но в будущем возможны варианты.

    Во-вторых, с помощью допуска прочих российских производителей. Еще относительно недавно «Газпром» был против таких комбинаций, в то время как независимые газодобытчики рвались на европейский рынок. Сейчас же поставки на внутренний рынок оказываются даже выгоднее экспорта.

    Цены на газ восстановятся, но былой «премиальности» (с ценами по 300 долларов и выше за тысячу кубометров) европейского рынка уже не будет. А значит, выход прочих российских производителей (как ответ на ограничения поставок от одного продавца по СП-1 и СП-2) возможен. Пока же в сложившихся условиях необходимости в этом нет.

    Еще одно совпадение: аккурат к дате окончания транзитного договора с «Газпромом» Польша начала строительство газопровода Baltic Pipe (десять миллиардов кубометров), чтобы в будущем покупать норвежский газ. Конечно, эта труба будет готова только к 2023 году, к окончанию другого контракта с Польшей — на импорт газа из России. А за счет того, что объем поставок из Норвегии на другие направления снизится, на суммарный экспорт российского голубого топлива в Европу это не повлияет.

    Тем не менее символический шаг сделан именно сейчас. В несимволическую плоскость его переводит другой аспект — Baltic Pipe пересекает газопроводы СП-1 и СП-2.

    Технически это возможно, но в любом случае требуется согласование и координация с операторами и строителями российских газопроводов. Строительство морской части Baltic Pipe запланировано только на лето следующего года, так что к тому времени СП-2 должен быть достроен. И в этом теперь заинтересована в том числе и польская сторона.

    Любопытно, что на фоне очевидной конкуренции украинского и польского маршрутов обе стороны сохраняют хорошую мину и пытаются поддержать друг друга.

    Польша регулярно предлагает Киеву американский СПГ, который она может регазифицировать на своем терминале и по польской газотранспортной системе экспортировать на Украину, ведь Варшава хочет сделать газовый хаб для стран Восточной Европы.

    В свою очередь, Украина создала и протестировала новый маршрут, чтобы поставлять газ в саму Польшу через Украину со стороны Словакии, если с окончанием транзитного контракта якобы возникнут проблемы с импортом российского топлива в Польшу.

    Но европейский газовый рынок уже фактически стал единым за счет неплохой связи интерконнекторами и возможностей реверса. Поэтому какие-либо ограничения поставок, особенно для транзитных стран, уже не имеют смысла.

    В результате «Газпром» явно не собирается ограничивать экспорт — в частности в эти не совсем дружественные страны. Украине предлагалась даже скидка в 25% в случае прямых поставок. Для Польши еще два года будут сохраняться и контрактные обязательства по поставкам, равно как и условия «бери или плати» (правда, сейчас ситуация стала более неопределенной после решения арбитражного суда об изменении формулы цены для российских поставок полякам). А возможности не только реального реверса, но и по многим направлениям уже официального виртуального реверса делают доступ к импорту газа из России для Украины и Польши еще проще.

    Что будет с польской транзитной историей в будущем? Возможны и приостановка транзита, и новый торг по условиям (если Варшава все же попробует повысить тарифы по окончании третьего квартала). Но спрос на газ пока скорее падает, а украинское оплаченное направление по-прежнему недозагружено. Мы сейчас осознанно не расписываем суммарный баланс по всем маршрутам, так как сценариев можно придумать несколько: все будет зависеть и от восстановления спроса на газ, и от развития событий по СП-2 — здесь и сроки достройки, и фактор ограничений по использованию на полную мощность.

    Но нужно понимать, что для самого «Газпрома» польский маршрут достаточно удобен. Он короткий, а все остальные его части (участки по Белоруссии и, конечно, по России) полностью принадлежат самой газовой монополии. И в случае приемлемых условий от польской стороны (и здесь наличие украинского коридора — «плюс» как повод для торга) его сохранение вполне возможно почти в любой ситуации с другими трубами, поскольку это направление не будет обходиться «Газпрому» слишком дорого.


    10.05.2020 - 17:23 _

    Комментарии для сайта Cackle
    Здравоохранение
  • Топ-10 советов, как побороть тревожность...
  • Как избежать проблем со здоровьем в период садово-огородных работ?...
  • Фитнес-тренер рассказала, как мотивирует своих подопечных заниматься спортом и после прохождения онлайн-марафона...
  • Медицина
           

    Авто
  • За океаном и в Европе опасаются смерти их автопрома, который не выдержит конкуренции с китайскими машинами...
  • Признанные автогиганты всухую проиграли китайским новичкам...
  • Другие новости
    up
    Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика