Таких бухт нет нигде в Европе. Она совершенно не видна со стороны моря, что особенно нравилось пиратам античности и средневековым генуэзцам. Во времена Крымской войны 1853−1854 годов англичане выбрали для своей главной базы именно Балаклаву. На здешнем траверзе пошел ко дну британский паровой фрегат «Черный принц» с грузом 200 000 фунтов стерлингов золотом. Александр Куприн прославил этот городок бессмертной повестью «Листригоны», а после Великой Отечественной внутри нависающей над морем горы Таврос появилась секретная ваза подводных лодок с хранилищем ядерных боеприпасов.
Украинский президент Леонид Кучма хотел превратить Балаклаву в яхт-марину международного класса, но его идея будет реализована Кремлем. К 2022 году тут возведут стоянку на 600 VIP-судов и прибрежную инфраструктуру соответствующего уровня. Главгосэкспертиза РФ выдала положительное заключение на результаты инженерных изысканий, проведенных при подготовке проектных документов для строительства в Балаклаве яхтенной марины.
Напомним, еще несколько лет Владимир Путин в батискафе нырял в балаклавскую пучину, где якобы обнаружил затонувший галеон XI века. А потом поручил федеральному правительству и властям Севастополя заняться гражданским развитием района Балаклавской бухты. Дело затянулось из-за занятости Керченским мостом и двумя ТЭС у Севастополя и Симферополя. Теперь стратегические объекты пущены в строй, и наконец-то дошла очередь до «путинской марины».
Итак, за пару лет прямо напротив памятника писателю Куприну создадут международный центр туризма и новую стоянку для крейсерских яхт. Среди прочего, появится элитный рекреационный комплекс «Яхтенная деревня» - крымский аналог курорта «Роза Хутор» в Сочи, только без горных лыж. Под «деревню» отдают 20 гектаров неимоверно дорогой земли на западном берегу Балаклавской бухты. По рыночной стоимости эти гектары сравнимы с ценником Лазурного берега Франции. Отмежевал участок департамент архитектуры и градостроительства Севастополя.
Одновременно со строительством комплекса очистят и углубят дно бухты, приведут в порядок прибрежную полосу и городские инженерные коммуникации. Запланирована тотальная реконструкция причалов общей длиной до двух тысяч метров, подпорных стенок и берегоукрепительного мола на городских набережных Таврической и Назукина. «Обращаем ваше внимание, что срок может быть скорректирован в ходе подготовки проектной и рабочей документации, а также на этапе реализации проекта», — уточнила Главгосэкспертиза.
То есть, работы наверняка будут вестись с опережением графика. Проект сделала фирма «Стройгазмонтаж» принадлежащая миллиардеру Аркадию Ротенбергу. Это главный строитель Крымского моста. Именно с ним Владимир Путин за рулем КАМАЗа открывал автодорожную часть мостового перехода через Керченский пролив.
Только за успешное выполнение проектно-изыскательских работ в Балаклаве «Стройгазмонтажу» перечислят 343.4 миллиона рублей. Также компании Ротенберга получат основные строительные контракты. Общая смета на черноморскую марину официально пока не уточняется, хотя Forbes из своих источников называл сумму в 7,2 миллиарда.
Сейчас украинцы сглатывают слюну, вспоминая, как два десятилетия назад сам Кучма обнародовал планы создания Балаклавского международного центра яхтенного спорта. Под это дело Леонид Данилович пробил государственную программу развития яхт-марины и даже провел сюда многокилометровую «президентскую» трассу через горы, в объезд Севастополя. Вместе с тестем-олигархом Пинчуком президент фактически проглотил всю северо-западную часть Балаклавской бухты, скупив землю и десятки объектов недвижимости. Флотоводцы ВМС Украины по-быстрому сдали в долгосрочную аренду местные причалы.
В общем, Балаклава становилась личной вотчиной семейства Кучмы. Однако грянула «оранжевая революция» и дело рухнуло. После первого майдана-2005 украинские военные вовсе утратили контроль над причальной стенкой. Лучший кусок береговой линии достался команде премьер-министра Юлии Тимошенко. Самый дорогой балаклавский яхт-клуб «Золотой символ» превратился в знаковое место отдыха киевской и днепропетровской элиты. Среди почетных визитеров — президент Виктор Ющенко, олигархи Сергей Тарута, Игорь Коломойский и тому подобные. Сладко принимали дорогого гостя Андрея Макаревича. У здешней швартовки трудно было найти яхту дешевле полутора миллионов баксов.
Дольче вита для оранжевых хозяев «Золотого клуба» закончилась в 2010 году, сразу после инаугурации Януковича. Вдруг оказалось, что военное имущество приобретено незаконно и по заниженной стоимости. Сюда резко зашел Донецк, в окончательное решение забрать балаклавские причалы украинский хозяйственный суд принял под занавес 2013 года. Увы, передача не состоялась — на майданном Крещатике боевики закидывали милицию «коктейлями Молотова».
Почти смешно, но осенью 2014 года Верховный суд России получил кассационную жалобу от ООО «Золотой символ». Украинские истцы, в том числе комендант Евромайдана Андрей Сенченко, просили вернуть крымскую собственность, заявив собственную готовность зарегистрироваться по законодательству РФ. Ничего не получилось, в Балаклаве уже стояли сторожевые корабли Погранслужбы ФСБ. Ну а теперь Ротенберг окончательно покажет, кто в бухте хозяин.
Новости Украины: Зеленский нашел «шрам» между Россией и Украиной