В начале октября министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев в красках рассказывал представителям СМИ о том, как малые и крупные города России буквально на глазах становятся «умными» по причине тотальной цифровизации городского хозяйства. Благодаря внедрению современных технологий, подчеркнул чиновник, можно заранее предупредить аварийные ситуации, точнее вести учёт потребляемых ресурсов и расходовать их экономнее, а самое главное — вовлечь самих жителей городов в их развитие.
Однако, заметил Владимир Якушев, цифровая трансформация и автоматизация процессов не являются самоцелью в конечном итоге. Главная задача всего этого процесса — повышение эффективности всей городской инфраструктуры и развитие городов, и, как следствие — повышение комфорта, удобства и безопасности жизни в городах. Кроме того, нужно создать механизм прямого участия горожан в формировании комфортной городской среды, привлечь их к принятию важных для развития городов решений.
«Люди должны видеть и понимать, что их город живёт для них и развивается по их заказу. Должны чувствовать себя хозяевами в нём», — резюмировал Владимир Якушев.
С одной стороны, эти слова какими-то неправильными даже при большом желании назвать нельзя. С другой стороны, суровая проза жизни наглядно демонстрирует, что хоть обвесь каждое здание от подвала до чердака умными датчиками и обспрашивайся у граждан их мнением по поводу городского комфорта, головотяпство российских чиновников практически на корню угробит любое благое начинание.
За примерами дело не станет. Проведя в нынешнем году проверку в общей сложности порядка 3000 объектов в разных субъектах страны, представители НП «ЖКХ Контроль» выявили: в ходе реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» местные функционеры мало того, что ни в грош не ставят мнение жителей, но еще и выполняют свои обязанности спустя рукава.
Во-первых, в 2019 году практически все регионы столкнулись с проблемой пересмотра очередности ремонта дворов. Власти необоснованно переносили работы на более поздние сроки, а само формирование этих программ далеко не везде было прозрачно и очевидно.
Там же, где обустройство общественных пространств все-таки стартовало, произошло немало споров и конфликтов.
Например, жители Вологды выразили свое недовольство проектом по переоборудованию исторической набережной. Чтобы нивелировать конфликт, областному центру «ЖКХ Контроль» пришлось организовать слушания с участием архитекторов и представителей общественности, чтобы привести интересы разных социальных групп к некоему общему знаменателю. Однако на данный момент никаких работ в этой локации не ведется.
В Иванове общественники обнаружили, что местные жители просили включить в проект сквера Интернационалистов мемориал и сцену для памятных мероприятий. Вместо этого исполнитель — столичное архитектурное бюро — запроектировал на этих местах детскую и спортивную площадки. Однако и в таком виде проект не был реализован, потому что выделенные для этого средства в размере 20 миллионов рублей неожиданно оказались переброшенными на другой объект. Вместо того, чтобы исправлять положение и гасить возмущение жителей, власти хладнокровно порекомендовали перенести работы на следующий год.
В Волгоградской области (город Волжский) на рейтинговом голосовании по выбору территорий были представлены одни проекты по благоустройству общественных зон, по факту же реализовывались совершенно другие. Люди вполне справедливо посчитали себя обманутыми. Городской комитет жилищно-коммунального хозяйства признал, что по бумагам жителям предлагали оценить по достоинству дизайн-проекты студентов Волжского ВУЗа, однако в конечном итоге власти утвердили и впоследствии реализовали разработки городского управления архитектуры и градостроительства. Но даже и эти работы оказались выполнены некачественно, со срывом сроков и далеко не в том объеме, который был обозначен в публичных проектах. Пустырь в парке «Новый город» обустроен менее чем на четверть, детская площадка вызывает опасения у родителей, а деревья, которые весной сажали волжские школьники в рамках акции «Именное дерево», засыхают. В зеленой зоне на пересечении улиц Мира и Нариманова отсутствует тротуарная плитка и освещение, а высаженные каштаны засыхают, поскольку трубы запроектированной системы полива оказались обрезаны. Таким образом, более трех миллионов рублей оказались просто выброшенными на ветер.
Постоянно затопляемый во время паводков и дождей по причине некачественного обустроенной ливневой канализации район автовокзал в Ейске местный муниципалитет решил облагородить за счет за счет программ благоустройства. Сказано — сделано, только вот после этого проблемы с ливневкой никуда не делись, дворы продолжает подтоплять. Негатива добавляет и по-прежнему проезжающий сквозь дворы общественный транспорт. Благоустройство объектов выполнено на скорую руку, причем некоторые работы до сих пор не завершены, из-за чего ощущение запущенности курортного города только усиливается. Ситуацию не способно исправить даже личное вмешательство губернатора.
В Сургутском районе ХМАО дворовые территории в этом году вообще не благоустраиваются. И это несмотря на то, что от жителей есть соответствующий запрос. Более того, они готовы даже вложить в эти работы свои собственные деньги! Но местное руководство упорно не включает дворы многоэтажек, все средства направляя на общественные территории.
А вот в рамках реализации проекта «Формирование комфортной городской среды» на территории Фаленского городского поселения Кировской области проекты по благоустройству реализованы. Но, во-первых, их всего два. А, во-вторых, оба облагороженных участка не принадлежат ни собственникам, ни муниципалитету. Один двор по улице Тимирязева принадлежит «Роисимуществу», а земля по улице Железнодорожной находится в ведении РЖД и расположена в полосе отвода. И там, и там проводятся процедуры межевания и согласования, а это песня очень долгая. Кто все это время будет обеспечивать содержание и обслуживание отреставрированных дворов, неизвестно.
В Липецкой области администрация отрапортовала, что общая стоимость работ по формированию земельных участков с учетом придомовой территории, включая проведение кадастровых работ и разработку документации по планировке территории, составит порядка 30,8 миллиона рублей. У госоргана таких средств нет поэтому благоустройство идет на неоформленных землях. Кому в итоге они могут достаться, вопрос открытый.
В Омской области было благоустроено 5 дворов, однако они расположены на земельных участках, принадлежащих Министерству обороны. Которое, естественно, проведение таких работ не санкционировало, а значит, содержать их в таком виде не будет. И в любой момент оно может приспособить их под любые собственные нужды со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В Ставропольском крае за счет средств из федерального бюджета благоустройство проводилось только на общественных территориях. Примечательно, что на дворы краевой бюджет выделил-таки 200 миллионов рублей, но муниципалитеты массово кинули эти средства общественные объекты.
В Тверской области благоустройство дворов было осуществлено на земельных участках, предназначенных, в соответствии с публичной картой, для сельскохозяйственных нужд, ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. Естественно, никакого отношения к собственникам во многоквартирных домах они не имеют, и здесь тоже во весь рост встает вопрос об ответственности за их дальнейшее содержание.
Наконец, вишенка на торте: в Калининградской области дворовая территория по адресу улица Дарвина, дом 1а в программе благоустройства фигурирует, но по факту в природе такого дома попросту не существует.
И это, по данным представителей НП «ЖКХ Контроль» только малая доля в общем океане проблем. Аналогичные кадастровые «косяки» наблюдаются в Московской и Астраханской областях, Республике Крым, Новгородской, Псковской, Архангельской, Воронежской, Костромской и Курской областях. А что происходит там, куда общественный контроль не смог заглянуть, одному богу известно.
По-хорошему, при таком раскладе надо срочно бросать все дела и доходчиво объяснять функционерам, что в и без того крайне сложной и напряженной социально-экономической ситуации любое пренебрежение мнением жителей способно окончательно убить доверие народа к власти.
Но вместо «работы над ошибками» Минстрой задумывается о том, чтобы, например, в Якутске, в зоне вечной мерзлоты, внедрить датчики, отслеживающие её состояние. Ну а как иначе, раз эксперты прогнозируют потепление, а оно может привести к оттаиванию вечной мерзлоты — соответственно, нужно будет своевременно предпринимать меры для обеспечения сохранности зданий и дорог. Вне всякого сомнения, это куда важнее, чем восстановление доверия людей к руководству страны.
Новости недвижимости: В Подмосковье запустили специальное приложение по проверке новостроек
Проблемы недвижимости: Нацпроекты и реформы загнали недвижимость в глубокую рецессию