Пока мы неспешно входили в рабочий ритм, в России заработало несколько автомобильных законов, а ещё больше — на подходе. Среди них есть очень скандальные нововведения, например, в 2020 году вернутся очереди на пунктах техосмотра, а медосмотр подорожает в разы. Вот темы, которые будут активно обсуждать в 2020 году.
Регистрация по-новому пока не заработала
С января появилась теоретическая возможность поставить машину на учёт сразу у дилера, но опрошенные нами дилеры услугу не предлагают и ссылаются на множество организационных проблем. Они надеются, что бюрократия займёт месяц-другой, не больше.
Зато решена застарелая проблема с битыми или повреждёнными VIN (идентификационными номерами): раньше это приводило к списанию машины, но в новом законе есть процедура нанесения дополнительной маркировки, хотя и довольно сложная.
И ещё: отныне код региона должен совпадать с местом регистрации самого автовладельца.
«Красивые» номера продадут дорого
В правительстве, наконец, опубликовали схему официальной продажи госномеров. Вариантов два: регионы могут выбрать либо их распространение через аукционы, либо за счёт уплаты повышенной пошлины, размеры которой впечатляют. Например, за госномер формата х777хх можно зарядить пошлину от 600 тысяч до 6 млн. рублей. Кстати, это плюс-минус соответствует «рыночным» ценам на эти номера, которые действуют сейчас.
«Красивыми» считаются номера с одинаковыми буквами, одинаковыми цифрами или двойными нулями. Есть и бюджетный вариант ценой 5−50 тысяч для автовладельцев, которым нужна определённым комбинация, не попадающая под признак «красивой» (например, с любимым числом или инициалами).
Машины будут дорожать из-за утильсбора
С января резко вырос утилизационный сбор, который платят все импортёры и производители при выпуске новой машины: для обычных легковушек, например, он вырос с 84 до 177 тысяч рублей. Формально утильсбор должен компенсировать сентябрьское снижение ввозных пошлин, но анализ показывает, что пошлины упали не так сильно, как вырос сбор.
Местные производители получают компенсацию в виде субсидий, то есть их утильсбор вроде бы волновать не должен. Но и тут всё непросто, потому что власти привязывают субсидии к уровню локализации производства, а значит, преимущество получит АвтоВАЗ (плюс материнский альянс Renault-Nissan) и, может быть, концерн Volkswagen — у них с локализацией неплохо.
Молодых водителей припугнут экзаменом
С января вступила в силу первая часть реформы водительского экзамена, например, учебную езду разрешили на загородных трассах. Но самое интересное ждёт в октябре, когда усложнится и теоретическая, и практическая части, а также пересдача.
В ГИБДД планируют радикально увеличить число экзаменационных билетов, а сами вопросы сделать более жизненными. А практическая часть лишится этапа «Автодром»: минимальные навыки разрешат проверять сразу на пустынных городских дорогах или парковках (только для категории В).
Тарифы ОСАГО задерут, но не всем
Власти, похоже, отказались от радикального варианта реформы ОСАГО, который обсуждался в прошлом году: он предполагал рост тарифов на треть. Но остаётся мягкий вариант реформы с введением «коэффициента грубых нарушений». Он сделает полис дороже для водителей, регулярно и грубо нарушают.
Кстати, с октября прошло года по всей России увеличен до 400 тысяч рублей лимит выплат по европротоколу (раньше так было только в столицах). Но при условии, что авария зафиксирована с помощью приложения «ДТП. Европротокол» и заполнен бумажный вариант извещения (это по-прежнему обязательно). С 2021 года ожидается ещё одна новация: регистрация ДТП с помощью системы ЭРА-ГЛОНАСС, которую в настоящий момент дорабатывают под эту задачу.
Техосмотр вернётся в августе
Превратившийся в профанацию техосмотр станет головной болью уже летом, когда заработают два пакета законодательных поправок. За вождение без диагностической карты камеры смогут выписывать ежедневный штраф в 2000 рублей (то есть, 60 тысяч за месяц такой езды), а для сотрудников пунктов ТО предусмотрена целая система наказания вплоть до уголовных за разного рода махинации. Появление машины на пункте ТО будет фиксироваться на фото.
С учётом развала системы ТО в последние годы, есть вероятность, что оставшиеся пункты просто не справятся с наплывом клиентов, особенно в первые месяцы. Проходить ТО в 2020 году нужно легковым автомобилям 2017, 2015, 2013 и более ранних годов выпуска.
Скандальный медосмотр перенесли на июль
Попытка внедрить новую процедуру в ноябре закончилась грандиозным скандалом (даже Владимир Путин вмешался), потому что резко увеличила стоимость медосмотра — до 7−8 тысяч рублей. Это касалось всех его видов: при первичном получении прав, при обновлении, при возврате… Цена выросла из-за введения сложных и дорогих тестов на алкоголизм и наркоманию: они выявляют не пьяных, а тех, что злоупотребляют алкоголем или веществами регулярно. От идеи власти не отказались, но дедлайн перенесли на 1 июля.
Тревогу вызывают вероятные «ложные срабатывания», потому что столь массово россиян не проверяли на алкоголизм никогда. Минздрав обещает принять решение о формате процедуры в феврале.
Курьёзный стикер
В марте на новые машины будут клеить стикер энергоэффективности, очень похожий на тот, что есть на всех холодильниках и других бытовых приборах. Таковы требования ГОСТ Р 58554−2019. На стикере будет отражён класс энергоэффективности (литеры от A++ до G) и средний расход топлива. В принципе, ничего нового: в Европе это работает уже десять лет.
Праворульные машины «добьют» летом
Новая редакция «Технического регламента Таможенного союза» осложнит импорт праворульных машин, для легализации которых понадобится специальный сертификат. Его выдают аккредитованные лаборатории и, судя по всему, процедура будет похожа на легализацию ГБО. Не то что бы невозможно, но муторно и дорого.
Лимиты скорости ужесточат, но не сразу
В 2020 году продолжатся дискуссии об отмене зоны нечувствительности в 20 км/час. Единства по этому вопросу нет у самих властей, например, бывший премьер-министр Дмитрий Медведев незадолго до своего ухода прохладно высказался об идее, но какова позиция нового главы правительства — предстоит узнать. Инициативу снизить ненаказуемую зону до 10 км/час, а городские лимиты до 50 км/час поддерживает ряд чиновников, в том числе в ГИБДД. Но вряд ли новые нормы заработают уже в этом году: слишком много согласований.
Тест-драйв: «УАЗ-Патриот» обменял проходимость на автомат
Новости авто: В 3,4 млн автомобилях Toyota нашли дефекты