Казалось бы, что морские пираты ушли в прошлое, это такой анахронизм, известный сейчас больше по серии фильмов «Пираты Карибского моря» с неподражаемым Джонни Деппом в главной роли. Впрочем, ещё десять лет назад современные пираты наводили ужас на все суда, которым доводилось следовать через Аденский пролив — сомалийские флибустьеры безбашенно атаковали танкеры и сухогрузы, а потом требовали за них выкуп от судовладельцев. Аналогичная ситуация сложилась и в Гвинейском заливе, где «весёлые ребята» чувствовали себя совершенно безнаказанно.
Международное сообщество тогда было вынуждено принимать экстренные меры. Страны НАТО провели две операции «Союзный покровитель» по борьбе с пиратством у берегов Африканского Рога и в Аденском заливе, действия которых начались с марта 2009 года. В них участвовали корабли ВМС Португалии, США, Канады, Испании, Нидерландов. На втором этапе подключились Великобритания, Греция, Турция, Италия. Россия действовала самостоятельно, но взаимодействовала с силами альянса и постоянно держала в этом регионе свои боевые корабли. К слову, россияне по отношению к пиратам действовали без всяких сантиментов, ну, без лишней чувствительности, и лишь своим появлением вызывали панику в совсем не стройным рядах чернокожих флибустьеров. Если было надо — попросту топили их лодки, оставляя, правда, в живых самих пиратов.
Пиратский флаг «Весёлый Роджер» в последнее время, как могло показаться, поник и опустился. То ли сами пираты угомонились, то ли пандемия COVID-19 сказалась и чернокожие корсары самоизолировались на берегу, в общем, о них было ничего не слышно. Совсем не долго — последний случай показал, что патрулирование в Аденском проливе и Гвинейском заливе нужно было сохранить в полном масштабе. Пираты воспользовались ситуацией и опять вышли «на дело».
Последний случай — захват танкера Curacao Tradent в Гвинейском заливе, произошедший 17 июля в Гвинейском заливе. Среди заложников семь россиян, всего захвачено 13 из 19 членов экипажа судна, оператором которого является греческая компания Alison Management Corp. Сейчас судно прибыло на якорную стоянку рядом с портом Коноту (Бенин), какие-либо требования захватчики пока не выдвигают. Понятно, что речь пойдет о выкупе. И его придётся выплачивать именно судовладельцу.
Здесь есть вот какой аспект — пираты предпочитают не связываться с судами следующими под российским флагом. Это не политические мотивы, а некое осознание силы, когда проще пропустить «добычу», чем нарваться на неприятности. «Русские не сдаются» — это не только мужество самих российских моряков, но и гарантия их защищенности, обеспечивающаяся охранными структурами. Речь не о морской пехоте, которую на каждое судно в Мировом океане не посадишь, а о подразделениях ЧВК, привлекаемых отечественных судовладельцами для обеспечения безопасного судоходства в проблемных регионах.
— Практика пусть и не особо афишируемая, но ставшая в последнее время достаточно распространенная, когда российские суда обеспечиваются охраной частных военных компаний, — рассказал «СП» военно-морской эксперт Виктор Макаров. — Нанимается группа из 6−10 человек, которые имеют на вооружении стрелковое оружие, гранатомёты и средства противовоздушной обороны. При попытке пиратского захвата им достаточно сделать лишь предупреждающие выстрелы, чтобы охладить пыл нападающих. В экстренных случаях есть возможность вызвать на подмогу силы ВМФ России, которые несут дежурство в Атлантике или в Индийском океане. Те же сомалийские пираты предпочитают не связываться именно с российскими судами, зная, что помощь для них непременно придет. О безопасности судоходства заботятся сейчас и другие страны, отправляя на патрулирование в африканские воды свои боевые корабли.
Здесь можно вспомнить, что из того же Аденского залива «веселых ребят» буквально выдавили силой — в результате антипиратской операции «Аталанта», в которой было задействовано несколько десятков кораблей из 16 стран мира. Тогда были достигнуты и первые успехи — корабль ВМС Индии уничтожил крупное пиратское судно-базу, ВМС Великобритании захватили и передали нескольких подозреваемых в пиратстве сомалийцев властям Кении. «Обознавшихся» в темноте пиратов, которые приняли военный корабль-заправщик ВМС Франции за гражданский сухогруз, тоже постигло глубокое разочарование. Но основным фактором снижения пиратской активности стало появление в регионе российских боевых кораблей. Помимо постоянной проводки танкеров и сухогрузов в опасных водах, российские моряки запомнились и своими решительными, а порой и жесткими мерами противодействия сомалийским пиратам.
Нынешний случай с захватом пиратами судна Curacao Tradent, на борту которого находились россияне, стал не первым в этом году. В мае стало известно, что в Гвинейском заливе были атакованы два судна — Rio Mion и Djibloho, где в составе экипажа находились граждане России. В апреле контейнеровоз Tommi Ritscher, стоявший в порту Котону, также подвергся атаке флибустьеров, в числе заложников оказались и трое россиян, которых удалось освободить через месяц. А в начале года пираты напали на судно Ambika в Нигерии и похитили трех членов экипажа, среди которых было двое граждан России. Заложники были освобождены, при этом в перестрелке погибли четверо сотрудников спасательной группы нигерийских ВМС.
Россия своих спасает бескровно. Можно в качестве примера привести случай с операцией по освобождению танкера «Московский университет» следовавший под либерийским флагом, но с российским экипажем на борту в Аденском заливе 6 мая 2010 года. На выручку пришел российский БПК (большой противолодочный корабль) «Маршал Шапошников». Накануне нефтеналивное судно подверглось нападению пиратов на удалении в 500 морских миль (930 км) от побережья Сомали в нейтральных водах.
Здесь можно рассмотреть два факта, первый из которых — грамотные действия капитана и экипажа «Московского университета» при нападении. Судно стало активно маневрировать, препятствуя приближению моторных лодок пиратов и их проникновению на борт. В ход пошли пожарные брандспойты и сигнальные ракеты, а когда стало понятно, что подручными средствами отбить атаку вооруженных людей невозможно, капитан приказал спрятать всю еду и воду, а сам вместе с командой забаррикадировался в машинном отделении и закрыл доступ к силовой установки судна. Так же он сумел выйти на связь с БПК «Маршал Шапошников» и запросил помощи.
Ну, а дальше за дело взялись военные моряки и морская пехота. Когда вылетевший на разведку вертолет Ка-26 был обстрелян пиратами, по ним был открыт ответный пулеметный огонь — летчики знали, что экипаж находится в укрытии. Потом на штурм пошли скоростные надувные лодки и спецназ после небольшой перестрелки взял судно под контроль и обезоружил пиратов. Вся операция заняла менее получаса.
Сейчас «точка терпения» к пиратам в Гвинейском заливе, похоже, еще не достигла своего предела. Пока опять не придут в эти воды российские боевые корабли…
Чрезвычайные ситуации
В России в течение суток потушили 103 лесных пожара
Пираты похитили семерых россиян с корабля в Гвинейском заливе
Лесной пожар вспыхнул в заповеднике в Башкирии
Французская полиция задержала выходца из Руанды по делу о пожаре в соборе Нанта
(5457)
Казалось бы, что морские пираты ушли в прошлое, это такой анахронизм, известный сейчас больше по серии фильмов «Пираты Карибского моря» с неподражаемым Джонни Деппом в главной роли. Впрочем, ещё десять лет назад современные пираты наводили ужас на все суда, которым доводилось следовать через Аденский пролив — сомалийские флибустьеры безбашенно атаковали танкеры и сухогрузы, а потом требовали за них выкуп от судовладельцев. Аналогичная ситуация сложилась и в Гвинейском заливе, где «весёлые ребята» чувствовали себя совершенно безнаказанно. Международное сообщество тогда было вынуждено принимать экстренные меры. Страны НАТО провели две операции «Союзный покровитель» по борьбе с пиратством у берегов Африканского Рога и в Аденском заливе, действия которых начались с марта 2009 года. В них участвовали корабли ВМС Португалии, США, Канады, Испании, Нидерландов. На втором этапе подключились Великобритания, Греция, Турция, Италия. Россия действовала самостоятельно, но взаимодействовала с силами альянса и постоянно держала в этом регионе свои боевые корабли. К слову, россияне по отношению к пиратам действовали без всяких сантиментов, ну, без лишней чувствительности, и лишь своим появлением вызывали панику в совсем не стройным рядах чернокожих флибустьеров. Если было надо — попросту топили их лодки, оставляя, правда, в живых самих пиратов. Пиратский флаг «Весёлый Роджер» в последнее время, как могло показаться, поник и опустился. То ли сами пираты угомонились, то ли пандемия COVID-19 сказалась и чернокожие корсары самоизолировались на берегу, в общем, о них было ничего не слышно. Совсем не долго — последний случай показал, что патрулирование в Аденском проливе и Гвинейском заливе нужно было сохранить в полном масштабе. Пираты воспользовались ситуацией и опять вышли «на дело». Последний случай — захват танкера Curacao Tradent в Гвинейском заливе, произошедший 17 июля в Гвинейском заливе. Среди заложников семь россиян, всего захвачено 13 из 19 членов экипажа судна, оператором которого является греческая компания Alison Management Corp. Сейчас судно прибыло на якорную стоянку рядом с портом Коноту (Бенин), какие-либо требования захватчики пока не выдвигают. Понятно, что речь пойдет о выкупе. И его придётся выплачивать именно судовладельцу. Здесь есть вот какой аспект — пираты предпочитают не связываться с судами следующими под российским флагом. Это не политические мотивы, а некое осознание силы, когда проще пропустить «добычу», чем нарваться на неприятности. «Русские не сдаются» — это не только мужество самих российских моряков, но и гарантия их защищенности, обеспечивающаяся охранными структурами. Речь не о морской пехоте, которую на каждое судно в Мировом океане не посадишь, а о подразделениях ЧВК, привлекаемых отечественных судовладельцами для обеспечения безопасного судоходства в проблемных регионах. — Практика пусть и не особо афишируемая, но ставшая в последнее время достаточно распространенная, когда российские суда обеспечиваются охраной частных военных компаний, — рассказал «СП» военно-морской эксперт Виктор Макаров. — Нанимается группа из 6−10 человек, которые имеют на вооружении стрелковое оружие, гранатомёты и средства противовоздушной обороны. При попытке пиратского захвата им достаточно сделать лишь предупреждающие выстрелы, чтобы охладить пыл нападающих. В экстренных случаях есть возможность вызвать на подмогу силы ВМФ России, которые несут дежурство в Атлантике или в Индийском океане. Те же сомалийские пираты предпочитают не связываться именно с российскими судами, зная, что помощь для них непременно придет. О безопасности судоходства заботятся сейчас и другие страны, отправляя на патрулирование в африканские воды свои боевые корабли. Здесь можно вспомнить, что из того же Аденского залива «веселых ребят» буквально выдавили силой — в результате антипиратской операции «Аталанта», в которой было задействовано несколько десятков кораблей из 16 стран мира. Тогда были достигнуты и первые успехи — корабль ВМС Индии уничтожил крупное пиратское судно-базу, ВМС Великобритании захватили и передали нескольких подозреваемых в пиратстве сомалийцев властям Кении. «Обознавшихся» в темноте пиратов, которые приняли военный корабль-заправщик ВМС Франции за гражданский сухогруз, тоже постигло глубокое разочарование. Но основным фактором снижения пиратской активности стало появление в регионе российских боевых кораблей. Помимо постоянной проводки танкеров и сухогрузов в опасных водах, российские моряки запомнились и своими решительными, а порой и жесткими мерами противодействия сомалийским пиратам. Нынешний случай с захватом пиратами судна Curacao Tradent, на борту которого находились россияне, стал не первым в этом году. В мае стало известно, что в Гвинейском заливе были атакованы два судна — Rio Mion и Djibloho, где в составе экипажа находились граждане России. В апреле контейнеровоз Tommi Ritscher, стоявший в порту Котону, также подвергся атаке флибустьеров, в числе заложников оказались и трое россиян, которых удалось освободить через месяц. А в начале года пираты напали на судно Ambika в Нигерии и похитили трех членов экипажа, среди которых было двое граждан России. Заложники были освобождены, при этом в перестрелке погибли четверо сотрудников спасательной группы нигерийских ВМС. Россия своих спасает бескровно. Можно в качестве примера привести случай с операцией по освобождению танкера «Московский университет» следовавший под либерийским флагом, но с российским экипажем на борту в Аденском заливе 6 мая 2010 года. На выручку пришел российский БПК (большой противолодочный корабль) «Маршал Шапошников». Накануне нефтеналивное судно подверглось нападению пиратов на удалении в 500 морских миль (930 км) от побережья Сомали в нейтральных водах. Здесь можно рассмотреть два факта, первый из которых — грамотные действия капитана и экипажа «Московского университета» при нападении. Судно стало активно маневрировать, препятствуя приближению моторных лодок пиратов и их проникновению на борт. В ход пошли пожарные брандспойты и сигнальные ракеты, а когда стало понятно, что подручными средствами отбить атаку вооруженных людей невозможно, капитан приказал спрятать всю еду и воду, а сам вместе с командой забаррикадировался в машинном отделении и закрыл доступ к силовой установки судна. Так же он сумел выйти на связь с БПК «Маршал Шапошников» и запросил помощи. Ну, а дальше за дело взялись военные моряки и морская пехота. Когда вылетевший на разведку вертолет Ка-26 был обстрелян пиратами, по ним был открыт ответный пулеметный огонь — летчики знали, что экипаж находится в укрытии. Потом на штурм пошли скоростные надувные лодки и спецназ после небольшой перестрелки взял судно под контроль и обезоружил пиратов. Вся операция заняла менее получаса. Сейчас «точка терпения» к пиратам в Гвинейском заливе, похоже, еще не достигла своего предела. Пока опять не придут в эти воды российские боевые корабли… Чрезвычайные ситуации В России в течение суток потушили 103 лесных пожара Пираты похитили семерых россиян с корабля в Гвинейском заливе Лесной пожар вспыхнул в заповеднике в Башкирии Французская полиция задержала выходца из Руанды по делу о пожаре в соборе Нанта (5457)